Локации. Мордор - что значит? Название «Мордор» могло прийти из староанглийского

11.05.2022

«Украина была, есть и будет. А Новороссия — это толкиновский миф под названием Мордор». Пётр Порошенко.

АиФ.ru рассказывает о том, что такое Мордор.

Что такое Мордор?

Мордор — это страна, где находятся главные силы Тьмы и Зла в мирах британского писателя Дж. Р. Р. Толкина . Именно туда отправились хоббиты Фродо Бэггинс и Сэм Гэмджи, чтобы уничтожить Кольцо Всевластья . Представляет собой «безжизненную пустыню, в которой никогда не светит солнце». Расположен на юго-востоке Средиземья к востоку от реки Андуин. Эту территорию защищают от нападения эльфов и людей три огромных горных хребта, окружающих её с севера, запада и юга. Площадь Мордора приблизительно 175 000 квадратных миль (453 000 км²). С севера на юг он протянулся на 350 миль (560 км), с запада на восток — на 500 миль (800 км).

Мордор. Кадр из фильма «Властелин колец»

Кто правит Мордором и кто его населяет?

Правит Мордором Тёмный властелин — Саурон. Защищают его орки и другие злые создания — тролли, а также их особый вид, выведенный Сауроном, — Олог-хаи. Саурон также создал породу Ужасных крылатых Тварей, которых Назгулы использовали вместо лошадей. В Горах Тени в Мордоре живёт огромная древняя паучиха Шелоб.

Главные географические объекты Мордора

  • Чёрные врата;
  • Вулкан Ородруин, или Роковая гора;
  • Чёрный Замок Барад-дур;
  • Мораннон, или Чёрные Врата Мордора;
  • замок Минас-Моргул, или Крепость Тёмных Сил;
  • крепостная сторожевая башня Кирит Унгол;
  • Эфель Дуат, или Теменные Горы;
  • горы Эред Литуи, или Изгарные горы;
  • плато Горгорот;
  • море Нурнен.

В течение Войны кольца, события которой разворачиваются во «Властелине колец», Саурон собрал все свои силы к Мордору. После сражения у Минас-Тирита Арагорн подошёл к Чёрным Воротам. Саурон послал армию, чтобы уничтожить воинства Гондора и Рохана, но когда Фродо и Сэм (при «содействии» Голлума) уничтожили Кольцо Всевластья, Мордор пал. Тёмная Башня, Чёрные Врата и Клыки Мордора разрушились. Саурон и его назгулы окончательно сгинули до конца дней.

Назгулы — девять владык из числа людей, порабощённых Кольцом Всевластья и ставших слугами Саурона.

Мордор - страна Тени и Тьмы, где живет Саурон, второй Темный Властелин Средиземья, -привлекает силы зла и порождения мрака. Здесь обитает множество чудовищ - карагоры, грауги, унголы и другие, еще более страшные монстры, которых не удавалось приручить ни урукам, ни их Темному Властелину.

Пылающее сердце Мордора - ныне великий вулкан Ородруин, который спит уже несколько тысяч лет. Барад-Дур, полуразрушенная крепость Саурона, скрыта от взоров магическим покровом тьмы.

Уруки захватили весь Мордор от Черных врат до Нурна и на сотни миль южнее. У местного населения осталось мало надежды на спасение.

Мораннон

Черные врата Мордора - это грозное оборонительное сооружение, протянувшееся от Эред-Литуи (Пепельных гор) до Эфель-Дуат (Сумеречных гор). Врата уже давно защищают Мордор от вторжения войск Гондора - и наоборот.

Каменные стены Мораннона неприступны. Столь величественное сооружение возвели слуги Саурона, Темного Властелина, с помощью Кольца Всевластья, и было это еще во Вторую Эпоху.

Позднее, после поражения Саурона в битве при Дагорладе, гондорские военнопленные построили по обеим сторонам великой стены Башни-Клыки -Нархост и Кархост. Следопыты Гондора больше двух тысяч лет охраняли врата, однако после Черного мора их число значительно сократилось.

Форт Морн

Форт Морн - главный торговый центр южного Мордора, здесь сходятся дороги из Таурбанда на западе, Норгота на севере и Восточной стражи на дороге Кханд. Сюда свозят рабов, необходимых для военной машины Саурона, и провизию для все увеличивающихся армий Мордора.

Поселение рыболовов

Уруки захватили рыболовное поселение на море Нурнен, желая обеспечить свою армию дополнительным провиантом. Правда, в отличие от местных жителей, они не вполне понимают, к чему это может привести. Хотя они тоже слышали о Глубинном Страже - свирепом морском демоне, который не потерпит, чтобы кто-то вторгался в его владения и осквернял их.

Когда придет время, Страж всплывет, вспенит воды огромными щупальцами и порвет острыми, как бритва, зубами тех, кто оскверняет море Нурнен. Это поселение рыболовов он уничтожал уже не раз.

Эред-Гламхот

Эред-Гламхот (в переводе "горы злой орды") -жуткое место, его боятся даже злобные обитатели Мордора. Дажеуруки и дети Шелоб избегают появляться в ущельях этих гор.

Именно здесь Башня Саурона построил свою крепость, и по окрестностям разносятся крики и *¦ стоны живых и мертвых.

Море Нурнен

Местные жители считают, что в Нурнене -внутреннем море Мордора - водятся призраки. Вода из Нурнена орошает здешние посевы, но с тех пор как вернулся Темный Властелин, она стала горькой и непригодной для питья.

В сети рыбаков попадаются странные чудовища с клювами, а матросы, которые плавали по морю до того, как Нурн захватили уруки, рассказывают, что в Нурнене водится чудовище со множеством щупальцев. Оно, по слухам, настолько сильно, что может переворачивать и топить огромные баржи, на которых уруки перевозят рабов.

Таурбанд, город-крепость на берегу Нурнена, стал базой работорговцев. Уруки свозят туда пленников, прежде чем отправлять их в различные части Мордора и даже за его пределы.

Нурн

Чужеземцы часто считают Мордор мертвой землей, однако это не так. Его южная часть, Нурн, достаточно плодородна, чтобы прокормить орды Темного Властелина; ее почвы удобрены пеплом Ородруина, а пастбища подпитываются водами моря Нурнен.

В Нурне обитает разнообразное мордорское зверье, в том числе грауги, карагоры, гхулы, адские ястребы, а также множество других чудовищ. Когда-то здесь жил народ, которым правила Владычица Марвен, королева Побережья.

Теперь в Нурне хозяйничают уруки, однако оставшиеся в живых люди не смирились с поражением и продолжают оказывать сопротивление захватчикам.

Дуртханг

Дуртханг - гондорская крепость, построенная в Удуне после того, как Последний Союз победил Саурона. Она охраняет Карах-Ангрен и лежащие за ним земли. Следопыты, из которых состоит ее гарнизон, уже больше тысячи лет обходят Удун дозорами, однако их численность сильно сократилась под натиском восточных племен и после смертоносного Черного мора.

В результате охранять крепость стало некому, и в Третью Эпоху Средиземья (1640 г.) люди оставили ее. После возвращения Саурона крепость заняли уруки.

Барад-Нурн

Крепость Барад-Нурн была построена гондорцами сразу после разгрома Саурона в конце Второй Эпохи. Ее предназначением было наблюдение за морем Нурнен и сдерживание вражеских флотов, идущих вверх по реке Гуртрант с юга.

Крепость была покинута во время Черного мора, пришедшего с востока в 1636 году Третьей Эпохи, когда солдаты принесли заразу в Осгилиат. Гарнизон так и не вернулся, и крепость заняли корсары Умбара, которые переименовали ее в Пасть Надежды. Вскоре она превратилась в базу - для пиратских набегов на Итилиен и Кханд.

Со временем потомки корсаров расселились на плодородных землях Нурна и стали обычными рыбаками и фермерами.

Могильники

Уруки говорят, что страх им неведом, однако Могильников они избегают. Они верят, что там обитают мстительные мертвецы, духи людей и эльфов, погибших в битве на Дагорладе. И они не так уж далеки от истины.

Поскольку уруки в пещерах не появляются, Могильники стали идеальным убежищем для удунских изгоев, которых возглавил Хиргон. Потайные ходы оттуда ведут в обширную сеть пещер, которая простирается за пределы Мордора, на другую сторону Черных Врат. Именно по ней изгои надеются добраться до Минас-Тирита.

Барад-Сильмэ

Об этих загадочных руинах неизвестно практически ничего - если не считать обрывочных видений призрака, вселившегося в обреченного следопыта Талиона. Ему-то эти башни хорошо знакомы.

Вечный враг всего сущего - время - скрыло от нас их предназначение, имена их строителей стерлись из памяти. Пока их происхождение не выяснено, мы можем лишь назвать эти разрушенные монолиты Барад-Сильмэ - Башни Звездного Света. Они - незримые тени древней кровавой истории Мордора и память о давно погибшей стране эльфов Эрегионе.

Черная дорога

Черная дорога - главный путь Мордора - проходит от Черных врат через долину Удун, пересекает равнины Горгорота и заканчивается у магической пелены, защищающей крепость Барад-Дур.

Дорога была проложена во Вторую Эпоху, и по ней в основном двигались наступающие (или отступающие) армии Средиземья. Теперь на ней снова хозяйничают орки, а порабощенные жители Удуна расширяют ее, что должно служить дурным предзнаменованием для всех остальных обитателей Средиземья.

Уручий лог

До возвращения Саурона в Уручьем логе располагался базарный городок, который изгои прозвали "Лавки". Теперь он превратился в лагерь рабов, куда армия Саурона сгоняет пленников, прежде чем распределить их по местам каторжного труда по всему Мордору.

Выжить в Уручьем логе нелегко, а все умершие от голода, болезней или избиений становятся мясом для уруков или идут на корм мордорским крысам, обитающим в тех же клетках, что и рабы.

Но, невзирая на все тяготы и лишения, пленники не теряют надежды: среди рабов ходят слухи о призраке, который несет возмездие и наводит ужас на надсмотрщиков, а изгоям помогает спастись из Мордора, превратившегося в ад.

Гортхаур

Одного взгляда на Гортхаур достаточно, чтобы вселить ужас в душу любого человека. Этот монумент не просто демонстрирует силу Темного Властелина, но недвусмысленно заявляет о его присутствии и намерениях.

Огромный, высеченный из камня Саурон в великолепных доспехах держит в руке цепи, которыми скованы короли людей.

Гортхаур - символ власти и презрения к людям; его построила воля Саурона - и она же вернула ему власть после поражения, которое он потерпел в войне против Гил-Гэлада и Элендила. Гортхаур словно повелевает: смотри на меня и трепещи.

Карах-Ангрен

"Железные челюсти" Карах-Ангрен образованы отрогами Эред-Литуи (Пепельных гор) и Эфель-Дуат (Сумеречных гор). Этот единственный проход между долиной Удун на севере и плато Горгорот на юге был сильно укреплен, а проходящая по нему Черная дорога значительно расширена, чтобы по ней могли пройти армии Темного Властелина.

Под надзором уруков рабы построили в Карах -Ангрене Гортхаур - грозный, величественный монумент из камня и стали в честь Саурона. Он одновременно прославляет прошлое Темного Властелина и является символом его неизбежной победы над королевствами людей.

Барад-Дур

Барад-Дур (Черная башня) лежит в руинах с тех самых пор, как войска Гондора разгромили армию Саурона в конце Второй Эпохи.

Однако пока Саурон жив, Барад-Дур не может быть разрушен окончательно. Именно здесь Саурон обосновался, вернувшись в Мордор. Теперь же он, прячась за магической завесой, начал восстанавливать свою башню и готовиться к большой Войне Кольца.

Ородруин

Ородруин (который чаще называют "Роковой горой") - это величайший вулкан Средиземья, огненное сердце Мордора. Именно здесь, в Саммат Наур - Логове Огня, - Саурон выковал в пламени Ородруина Кольцо Всевластья, чтобы править всем Средиземьем. Здесь - и только здесь - Кольцо можно уничтожить.

Этот вулкан спит с тех пор, как на его склоне Кольцо было срезано с руки Саурона. Когда могущество и ярость Темного Властелина достигнут высшей точки, Роковая гора вновь изрыгнет пламя.

Удун

Долина Удун - суровый край; она, в основном, является перевалочным пунктом для армий, которые выходят из Мордора или стремятся на него напасть. Когда-то здесь жили беглецы из Гондора, однако сейчас долина находится во власти уруков.

На севере границей Удуна служат Черные врата, а на юге - Железные Челюсти Карах-Ангрена. Ее охраняет крепость Дуртханг, где снова появился гарнизон; ее пересекает внушительная Черная дорога, которая ведет к развалинам крепости Барад-Дур, где укрылся Темный Властелин после поражения под Дол-Гулдуром.

18 Многие годы, люди живущие в СССР были убеждены, что Западная цивилизация, это нечто великое, заполненное свободами и правами человека по самые не балуйся. Пропаганда США активно работала, вбивая в головы "совков", эту единственно "верную мысль". Поэтому, в России расплодилось очень много либерального быдла , мечтающего перебраться поближе к "граду на холме". Большинство из них были одной известной национальности, собственно все борцуны с режимом именно ими и являются. Ну, ладно, что-то слишком длинное начало, сегодня поговорим, о словечке Мордор , что значит, вы узнаете немного ниже.
Впрочем, перед тем, как продолжить, мне бы хотелось порекомендовать вам прочесть ещё парочку толковых публикаций на рандомную тематику . Например, что значит Вата , кто такой Бандерлог , что означает Олигофрен , что такое Дупа и т. п.
Итак, продолжим, что значит Мордор ? Первоначально это слово было позаимствовано из книги Толкиена "Властелин колец", и переводится, как "царство теней" или "страна тьмы" с вымышленного языка.

Вообще, по своему внутреннему устройству Мордор весьма напоминает тюрьму, поскольку в этом псевдо-государстве самое большое количество заключённых в мире. Кроме того, там везде насаждается культ доносительства и нетерпимости, огромные проблемы между расами, унизительная бедность большинства. Ведь почти все жители США живут за счёт кредитов, которые потом выплачивают всю жизнь. Гражданских прав, как таковых практически не имеется, хотя декларируется свобода слова, но это лишь забавный оборот речи. Существует единая линия партии, и если ты ей не придерживаешься, то появится со своим мнением на национальных каналах ты не в силах. В СССР было гораздо больше прав и свобод, чем в современном Мордоре , да вот только пиндосы об этом даже не подозревают, хавая свою пропаганду большими ложками.

От безнадёги в Мордоре происходят постоянные самоубийства, причём это уже никого не удивляет. Разве что появляется небольшой резонанс, когда очередной спятивший утырок начинает стрелять в невинных граждан, прежде чем

Темное царство Мордор во «Властелине колец» - это бесплодная пустыня, выжженная огнем и покрытая золой, а воздух Мордора - ядовитый дым. Тем не менее, эта страна - интересное место с удивительной историей, культурой и географическим разнообразием.

Боромир и Гимли проклинают в это место в «Братстве Кольца», но они все-таки немного ошибаются в своих оценках. Конечно, Мордор - это, конечно, не курорт, если только вы не мечтаете об отдыхе, который начнется со встречи с гигантским пауком, а закочится вашим обезглавливанием. Тем не менее, эта земля - интересное место, играющее важную роль в истории Средиземья. И если вы хотите освежить свои знания о мире «Властелина Колец» в свете новостей о предстоящем сериале, мы вам поможем!

Саурон правил Мордором 2500 лет

Саурон существовал почти с самого появления Средиземья. Он - майар, один из тех, кто служил Валарам, когда они создавали мир из песен создателя Эру Илуватара. Майарами также были Гэндальф и Балроги.

Во времена Первой Эпохи Саурон отрекся от Валар, чтобы присоединиться к Морготу в его стремлении уничтожить мир. Но, как и многие приспешники злодеев, Саурон сбежал от Моргота, когда удача тому изменила.

Не привлекая к себе внимания 1000 лет, Темный Лорд приступил к строительству башни в Мордоре и стал готовиться к захвату мира. Все закончилось неудачей спустя 2441 год. Саурону пришлось снова делать ноги.

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе - телеграм-канал @SciFiNews , авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы - разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов ». Подписывайтесь, чтобы потом не искать - @SciFiNews . Однако вернемся к нашей теме…

Люди веками жили рядом с Мордором и сдерживали его

Люди выстроили ряд укреплений, которые позволили отбивать атаки орков и монстров, которые норовили делать из Мордора вылазки в Гондор. Такая тактика оправдывала себя 1500 лет. Однако затем вспыхнула Чума, которая опустошила население Гондора и гарнизоны, сдерживающие Мордор, отступили, чтобы решать проблемы в своих городах.

Как только через два столетия чума прошла, дозорные были готовы вернуться в Мордор. Однако к тому времени ситуация радикально изменилась.

Шелоб жила в Мордоре еще до Саурона

Извините, арахнофобы, но мы должны поговорить о гигантском пауке более подробно. Шелоб (чье имя означает «паучиха») - последняя дочь еще более древнего монстра по имени Унголиант. Это чудовище терроризировал Средиземье еще в первые дни его существования, помогая первому Темному Лорду Мелькору в реализации его злых планов.

После предательства Шелоб сбежала на северо-запад. Там она страдала от жуткого голода, из-за которого ей пришлось съесть большую часть своих детей.

Толкин не объясняет, как Шелоб оказалась в горах Мордора. Однако он сообщает, что паучиха находилась там еще до того, как Саурон построил свою башню, простоявшую еще 5000 лет до появления в тех краях Сэма и Фродо.

Мордор может быть высохшим морем

Море Хэлкар было огромным водоемом, который существовал в Первую эпоху Средиземья, которая закончилась за 6500 лет до начала событий «Властелина колец».

В те далекие времена случилась война против первого врага Средиземья. Для участия в «Войне гнева» против Моргота был создан союз людей, эльфов, гномов и валар (в основном богов). Война продолжалась почти полвека и завершилась гибелью почти всех Балрогов и уничтожением трех самых высоких гор, которые обрушились в море.

Море Хэлкар также полностью высохло. Некоторые исследователи считают, что Мордор и его огромные горы когда-то находились на дне море Хэлкар, но сам автор никогда прямо об этом не говорил.

Мордор почти полностью окружен горами

Основная причина, по которой в Мордор непросто попасть - эту страну окружают гигантские, опасные горы, которые образуют северную, западную и южную границы.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Это как раз те стороны, по которым с Мордором граничат земли, населенные людьми, эльфами и гномами. Восточная граница страны не является неприступной, но даже через нее в Мордор попасть непросто.

В страну Саурона есть только два относительно простых входа. Самым очевидным является Мораннон (Черные ворота) - крепость, служащая контрольно-пропусным пунктом в Мордор. Другой вход менее официальный, но пройти по нему тоже нелегко.

Многие здания и сооружения в Мордоре построены людьми

Башня Кирита Унгола, Минас Итил и Зубчатые башни на Черных Вратах были укреплениями, которые жители Гондора построили, стремясь не выпускать из Мордора обитающую в нем нечисть.

Однако когда людям пришлось покинуть свои посты во время Великой чумы, укрепления тут же заняли силы тьмы. Орки захватили Врата и Кирит Унгол, а также Минас Итил, переименовав ее в Башню Черного волшебства.

Сюжет видеоигры «Средиземье: Тень Мордора» и ее продолжения «Тень Войны» рассказывает о сражениях за Черные Врата и Минас Итиль.

Добраться в Мордор можно только очень опасным путем

Тот, кто хочет тайком пробраться в Мордор, располагает только одним вариантом: Кирит Унгол. Таким путем вы можете пробраться в страну с запада, но у вас появится несколько больших проблем, которые скорее всего вас убьют.

Основная проблема - это Шелоб, древний гигантский паук, который съест любого, кто встретится у него на пути. Но еще раньше вам придется встретиться с Минасом Моргулом, где обитают Назгулы.

Даже если лазутчики проберутся через Город Призраков и Паучью нору, им придется пройти через Крепость Сирит Унгол - форпост кровожадных орков.

Название Мордора означает «Черная страна» или «Земля теней»

В зависимости от того, с какого из эльфийских языков мы будем переводить имя «Мордор» значения получатся слегка разными. С Квенья «Мордор» можно перевести, как «Земля теней», а с Синдарина - «Черная страна».

Корень «мор» встречается в названиях «Мория» (черная яма) и «Моргот» (темный враг). Корень «дор» присутствует в «Гондоре» (каменная земля) и Дор Даэдолот - «Земля теней ужаса».

Моргот мог создать Мордор, управляя вулканами

По другой версии Мордор также был создан Морготом, но другим способом.

Давным-давно этот злодей в черных доспехах был одним из существ, которые создали Землю. Однако Мордор стал злодеем, поскольку не пришел к согласию с руководством относительно формы, которую должен принять мир.

Морготу очень нравились вулканы, поэтому он создал Тангородрим - три огромных вулкана на севере, у подножия которых он выстроил свою огромную крепость Ангбанд. Нетрудно догадаться, что он также создал Роковую Гору - средоточие зла, где Саурон создал свое кольцо.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Моргот никогда не жил в Мордоре, но его любовь к созданию гор и вулканов может означать, что он приложил руку к созданию этой земли.

Название «Мордор» могло прийти из староанглийского

Слово «Мордор» во вселенной « » появилось из эльфийского языка, но Толкин разрабатывал языки народов Средиземья на основе настоящих языков, в частности староанглийского.

Таким образом, одним из возможных источников наименования «Мордор» может быть староанглийское слово «morþor», которое означает «преступление» или «убийство».

Хорошо, что Толкин немного переделал это слово, поскольку «Земля убийства» или «Город преступности» звучат не очень.

Идея Мордора могла быть заимствована из мифологии викингов

Нетрудно заметить сильное влияние северного эпоса на «Властелин Колец». Достаточно вспомнить большой зал Рохана в Эдоре. В книгах и фильмах можно проследить мотивы из Беовульфа, и это неслучайно - Англия долгое время подвергалась набегам викингов и восприняла их культурное влияние.

Толкин мог позаимствовать идею Мордора из скандинавской мифологии, в которой упоминается государство с укоренившимся в нем злом. При этом жители этого государства оказываются заложниками своего повелителя, даже не осознавая, что служат злу.

Мордор включает три региона

Если послушать Боромира, можно подумать, что Мордор монотонно скучен и сер, как одеяние Гэндальфа. Однако вопреки слухам разные районы страны отличаются друг от друга.

Прямо за Черными вратами находится Горгорот, где творятся самые интересные события. В нем расположена Роковая гора, Барад-дур и кузницы, в которых создаются легионы Саурона.

К Юго-востоку расположен Литлэд, покрытый скальными обломками - результатами бесконечных извержений. Нурн - третий и самый удивительный регион Мордора.

Там развито сельское хозяйство

На Нурн осыпается пепел Роковой горы, но в нем также есть вода. Зола обогащает почву и делает возможным выращивание сельскохозяйственных культур и выпас скота.

Пища для армии зла производится в Нурне, который является зеленой частью Мордора. Источником воды в Нурне является море Нурнен.

Нурн - вторая локация в «Тени Мордора» и если игрокам захочется отдохнуть от истребления орков, они могут заметить, что это довольно приятное место. Конечно, все здесь покрыто пеплом,но в этой области есть своя красота.

В Мордоре используют труд порабощенных людей

Армия Саурона занята изготовлением оружия. Для остальной работы Темный Лорд поработил людей, которые жили неподалеку от Мордора.

После поражения Саурона Арагорн (новый царь Гондора) отдает освобожденным рабам землю Нурна.

Точное количество жителей мордора неизвестно, но велико

Когда Арагорн отправляется к Черным вратам, чтобы отвлечь Саурона в конце «Возвращения Короля», у Темного Лорда есть как минимум 60 000 воинов, которых он бросает на перехват. 150 000 солдат сражались в битви при Переленнорских полях.

Трудно найти информацию о точном числе жителей Мордора. Тем не менее, только сложение двух названных выше чисел дает более 200 000, а если к ним добавить всех троллей и гоблинов, получится уже 700 000.

ДАЛЬШЕ: