Самостоятельное путешествие в норвегию. Бюджетное путешествие в норвегию

17.01.2024

Итак, Вы собираетесь в путешествие по Норвегии. Попробую рассказать о том, что же там интересного.

Первое, что необходимо сделать, это ответить себе на вопрос - Зачем я хочу в Норвегию?
Какие из увлечений Вам наиболее близки: спорт, культура, фотография, приключения, пляжный отдых, рыбалка… Вариантов может быть много, но необходимо сосредоточится на наиболее важных для Вас. Можно постараться объединить несколько приоритетных целей и план путешествия будет выстраиваться сам собой.

Второй важный вопрос - как вы собираетесь путешествовать?
Варианты ответа: на автомобиле, в составе организованной группы или на круизном лайнере. Круиз и организованное путешествие, безусловно, интересные вещи, но Вам нужно всего лишь выбрать понравившийся тур и турфирму. Проплыть на суперкруизном лайнере «Хуртигрутен» одну или две недели вдоль всего Норвежского побережья очень даже замечательно, поэтому не буду отнимать хлеб турагентств и расскажу, как съездить в Норвегию самостоятельно.

Основные самостоятельные путешествия по Скандинавии это поездка на собственном автомобиле. Хотя, можно взять его и напрокат, прилетев, например, в Осло.

Для начала выберите регион, который Вы бы хотели посетить.

Итак, определяем даты отпуска. Лучше выделить на поездку не менее двух недель.
Берем в руки карту и начинаем думать, как же нам добраться до сказочно красивых пейзажей. Если ехать на Север, то путь лежит через Финляндию и ее озера. Пересекать границу лучше всего в пункте Брусничное/Нуйяма. Кстати, из Хельсинки ходит ночной поезд, на котором можно проехать порядка 900 километров на север вместе с автомобилем. Таким же путем, можно добраться до Лофотен.

Если ехать на запад, то прийдется пересекать Балтику на пароме. Это либо паром Рига - Стокгольм, либо Хельсинки - Стокгольм, либо Турку - Стокгольм. Билеты лучше заранее бронировать либо через интернет, либо через специализированное паромное агентство.

Если же Вы прилетаете в Осло на самолете и берете авто в прокат, то экономите драгоценное время. Выстраивая план путешествия, стоит учитывать, что средняя скорость передвижения по Норвегии обусловлена горными дорогами, паромами и красотой вокруг. Более 60 км/час средней скорости передвижения, можно ехать только по федеральной и скучной на пейзажи трассе. Для полноценного отдыха нужны небольшие перегоны. Либо 100—150 км за весь день, либо днёвка и перегон 200—250 км. В противном случае путешествие превращается в гонку.

Если приходится пользоваться паромами, желательно знать их расписание, которое легко найти в интернете. Оно составлено на несколько лет вперед. При посадке на паром оплачивается водитель + автомобиль, скидки действуют на детей и пенсионеров. Поэтому если в машине есть водитель (а даже и без прав) молодой, то при оплате лучше сажать за руль его.

Экономия от 100 до 1000 рублей в зависимости от стоимости проезда. Платные дороги периодически попадаются. Если есть возможность оплаты их наличными/пластиковой карточкой, то лучше заплатить. На прокатных машинах стоят специальные электронные чипы, с которых списывается оплата. Если у Вас нет такого Autopass, то можно смело проезжать в местах с соответствующей табличкой.

Далее необходимо определится с тем, где Вы будете жить.
Жилье в Норвегии это: кемпинг (палатка, караван, домик), мотель (комнатка с туалетом и душем или типа домика — хюттер), рорбу (рыбацкий домик), апартаменты, гостиницы, горные домики. Домики в кемпингах бывают с туалетом и душем внутри (типа хюттера), а бывают с общим (и зачастую платным) душем в здании ресепшн.

Дорогие только гостиницы. На четверых человек, в зависимости от комфорта, в кемпингах просят от 350 до 800 рублей с человека в сутки. Список всех доступных вариантов жилья есть на специализированных кемперских сайтах, либо на гугловской карте, которой очень удобно пользоваться для построения маршрута. Бронь жилья нужно делать только в мегазагруженных туристами местах типа Нордкапа, Бергена.

В остальных случаях проще купить местную симку и звонить по пути в тот кемпинг, в который Вы едите. Если мест в нем нет, то сильно расстраиваться не нужно, как показала практика, вариант хорошего жилья может найтись неожиданно быстро. А если Вы готовы ночевать в палатке, то не ближе 150 метров от жилья, можно утроить лагерь, даже на частной территории.

Маршрут лучше всего строить с учетом посещения самых интересных мест. Выбирайте городские или природные достопримечательности, какую - то спортивную активность, например, треккинг. В жизни, самые красивые места, находятся неожиданно и, как правило, удаленно от основных тур. маршрутов. Имею ввиду не раскрученные достопримечательности, а просто красивую природу.

Построив так называемый «route plan» в котором прописаны места ночевок, средний километраж передвижения в день, и карту путешествия, можно готовиться к походу в посольство. К слову сказать, Норвежцы приветствуют такого рода отдых, поэтому никаких особых проблем с получением визы не возникает. Если Вы живете не в Москве и не в Санкт - Петербурге, спокойно отправляйте документы курьерской почтой, и забирайте их из посольства таким же способом. Пакет документов стандартный: Анкета, фотография, справка с работы, справка из банка, страховка, план путешествия.
Валюту можно поменять в России, а можно снять наличные в первом же попавшемся банкомате в Норвегии. Наличных много не понадобиться, почти везде принимают Visa и Mastercard.

Еда в ресторанах, достаточно дорогая, однако продукты в местных магазинах, вопреки распространенным убеждениям, не сильно дороже Российских. При этом их качество отменное. Скандинавы всегда ставят экологию приоритетом, поэтому любые фрукты/овощи можно покупать не сомневаясь.
Практически все скандинавы свободно говорят на английском, поэтому сложностей в общении практически нет. К туристам относятся очень дружелюбно. Криминальная обстановка самая спокойная в Европе.

Лодку для рыбалки в прокат (с эхолотом и навигатором) сдают практически по всему побережью, как и необходимые снасти. Можно договориться с местным капитаном, а можно порыбачить и самим. Платная, то есть рыбалка, требующая лицензии, есть только во внутренних реках и озерах. В море и фьордах она бесплатная.

Самым сложным и, безусловно, самым интересным, моментом в путешествии станет выбор, куда же ехать. Скала Прейкестолен, возвышающаяся на 600 метров над голубым Люсефьордом или старинный Берген, Цветущий Хардангерфьорд или прекраснейший Согнефьорд, огромные водопады или горные озера, национальный парк Йотунхеймен или дорога Орлов, Лестница Троллей или Антлантическая дорога, суровый мыс Нордкапп или белоснежные пески Лофотенских островов. От выбора мест, как и от впечатлений, легко закружится голова.

Лучше всего заезжать в местные инфоцентры обозначенные табличкой «i». В бесплатных путеводителях, некоторые из которых на русском языке, Вы найдете исчерпывающую информацию, практически о любом регионе.

В местных путеводителях красочно расписываются все самые интересные для путешественников места. Практически везде помимо местных красот обещают. Что Вы получите Expirience. То есть опыт. Это и есть самое увлекательное в подобном путешествии. Получение собственных впечатлений.

Восхищаться чужими фотографиями и рассказами можно, но интереснее попробовать самому удивить друзей и знакомых личными эмоциями. Передать настроение, сказочный дух Норвегии. Именно за этим, туда отправляется множество путешественников со всех концов света. На нашей планете много интересных и красивых мест - Королевство Норвегия одно из самых замечательных.

Когда впервые зародилась мечта увидеть страну викингов, троллей и фьордов, я сейчас даже и не вспомню, но уж точно очень давно. А путь к ней открыли лоукост-рейсы из Польши, которые сделали перелет доступным даже для бюджетных туристов. Норвегия покоряет своей естественностью, натуральностью - всего вокруг и самих норвежцев. Взгляд там всегда останавливается на приятных глазу цветах: ничего «резко-ядовито-яркого», все гармонично.

1 /1


Природа - главная достопримечательность Норвегии

Если планируете путешествие в , то можно и обойти стороной в своем маршруте, так как must-see в этой скандинавской стране - природа, прежде всего - фьорды. Чтобы в полной мере ощутить их величие и уникальность, стоит ехать в район городов и Ставангер - центр нефтедобычи страны. Скалистые выступы Троллтунга («Язык тролля») и Прекестулен («Кафедра проповедника»), камень Кьерагболтен (Kjeragbolten) подарят незабываемые впечатления на всю жизнь. Живописные горы, леса со сказочными цветами, ручьями, реками - это все о Норвегии.

1 /1

Во время полета до Бергена я видела прекрасный пейзаж: фьорды, горы и рыбные промыслы в море сероватого цвета. Население 5-милионной страны (в одном только Киеве такая численность населения) разбросано по маленьким, уютным городам, таким как Берген, Ставангер, Олесунн, а Осло среди них выглядит мегаполисом с массой интересных мест для городского отдыха и музеев.

Страна троллей

17 мая в Норвегии отмечают . В этот день норвежцы надевают традиционную одежду, которые часто передаются из поколения в поколение, и прогуливаются улицами городов.

1 /1

Корни норвежской культуры следует искать в традициях викингов, средневековой «эпохе величия» и сагах, а фольклор богат легендами о троллях. Складывается впечатление, что норвежцы от мала до велика знают о троллях все, вплоть до наименьших подробностей, и временами даже сами верят в их существование. Вырезанные из дерева фигурки троллей - любимый объект народного промысла. О здешних горах и скалах говорят, что это тролли, обращенные в камень, например: Тролльтинды, Тролльхальм, Тролльхейм, Йотунхейм и много других.

На чем можно сэкономить

Прежде всего, советую планировать путешествие заранее, хотя бы за 2-3 месяца, это даст возможность купить билеты по хорошей цене. Неплохие предложения на перелеты в разные уголки Норвегии из Польши предлагают и , из Риги и норвежский лоукостер из разных стран ЕС. Бюджетным туристам проживание в Норвегии может оказаться не по карману, в этом случае лучше воспользоваться каучсерфингом. Это международное сообщество путешественников, у которых можно остановиться бесплатно на несколько дней.

1 /1

С туристической городской картой Oslopass на 1-3 дня можно посетить бесплатно самые значимые музеи и исторические места города, а самое главное - бесплатно пользоваться городским транспортом (метро, автобусы, паромы). Эта маленькая туристическая карта позитивно повлияет на ваш бюджет, ведь цена одного проезда в метро составляет около €5-6.

Что нужно попробовать?

В этой «рыбной» стране нужно пробовать свежую, только что приготовленную рыбу - лосось. Также здесь популярны сельдь, треска, сардины, скумбрия. Ценители гастрономического туризма непременно найдут много неожиданных блюд, среди которых баранья голова (Smalahove) или забродившая форель (Rakfisk). Если же такие лакомства вам не по вкусу, то советую попробовать сладкий коричневый сыр бруност, его едят с хлебцами и часто добавляют ягодный соус, холодные бутерброды с рыбой (Smorrebrod), рождественское вафельное печенье (Krumkake).

Несмотря на отсутствие в рационе большого количества овощей, норвежская кухня считается одной из самых полезных в мире, не зря жители Скандинавии славятся долголетием и хорошим здоровьем.

Куда пойти и что посмотреть?

Одно из самых любимых мест отдыха у норвежцев и гостей города Осло - это скульптурный парк Вигеландспаркен . Первое, что приходит на ум, - Фрейд бы плакал! Но, наблюдая некоторое время за норвежцами, я отметила их легкое отношение ко всему естественному, в том числе и к оголенному телу. Наверное, в этом можно найти объяснение их преимущественной атеистичности и безмерной любви к природе.

Не уступает в популярности и красотка Опера - Норвежский национальный театр оперы и балета, который расположился в современном архитектурном здании-шедевре.

1 /1

Если говорить о музеях, то вот самые интересные в Осло:

  • Норвежский этнографический музей под открытым небом. Только тут вы сможете окунуться во времена викингов, пройтись по улочкам ХХ столетия и посетить средневековый дом. Тут живет дух норвежцев, и в каждом миллиметре чувствуешь любовь к природе, чему бы стоило поучиться и нам.

Путешествие позволяет расширить свой кругозор, получить массу новых впечатлений. Поэтому многие люди отправляются в другие страны. Туроператоры предлагают множество интересных туров. Однако гораздо интереснее выбрать маршрут самостоятельно. запомнится надолго. Одной из красивейших стран является Норвегия. Она влечет к себе туристов со всего мира. О том, как спланировать пойдет речь далее.

Общая информация о стране

Если человек чувствует тягу к новым впечатлениям, эмоциям, а также жаждет приключений, он просто обязан спланировать путешествие в Норвегию самостоятельно. Эта страна известна своей суровой, холодной красотой. Это особенное место на планете, куда стоит отправиться хотя бы раз в жизни. Такой красоты нельзя увидеть больше нигде.

Прежде чем планировать свое путешествие, нужно узнать определенную информацию об этой стране. В Норвегии - конституционная монархия. Площадь страны составляет 327 тыс. км². Страна граничит с Финляндией, Швецией и Россией. Столицей является город Осло. Это достаточно дорогая страна. Поэтому бюджетному путешественнику потребуется тщательно продумать не только свой маршрут, но и учесть все тонкости проживания, питания. Климат здесь довольно суров.

Страна расположена в часовом поясе UTC +1. Телефонный код +47. Население состоит на 95 % из коренных норвежцев. Лютеранство - преобладающая в стране признана одной из самых красивых стран на планете. Нетронутая природа является гордостью норвежцев. Западное побережье страны изрезано фьордами, которые завораживают своей дикой, первобытной красотой. Живописные горные ландшафты, ледники и прочие природные объекты влекут к себе туристов. Одним из лучших решений станет путешествие по Норвегии на автомобиле. Это позволит увидеть все сокровища страны.

Норвежцы очень дорожат экологической чистотой своей страны. Они заботятся об окружающей их природе. Любовь к ней является частью национального самосознания. Большие мегаполисы и тихие рыбацкие селения гармонично дополняют природные ландшафты. Это уникальная страна. Уровень преступности здесь является одним из самых низких на планете. Все жители четко следуют установленным правилам, поэтому и к туристам выдвигают подобные требования. Здесь не принято сорить, нарушать покой окружающих людей. Уважение к себе, социуму и природе - вот главные черты жителей этой прекрасной страны.

Рассматривая отзывы о путешествиях в Норвегию, стоит отметить, что это приключение точно запомнится на всю жизнь. Туристы могут столкнуться с определенными трудностями, к этому нужно быть готовым. Однако никакие трудности не могут остановить настоящих искателей приключений. Их старания и терпение с лихвой окупаются теми впечатлениями, которые дарит сказочная, холодная и такая необычайная Норвегия.

Ради чего стоит ехать в Норвегию?

Планируя свое путешествие в Норвегию на машине или же иные способы передвижения по стране, следует рассмотреть основные достопримечательности, ради которых сюда едут туристы. Суровость этого края не терпит безалаберности и импровизаций. Норвегия, словно строгий, молчаливый учитель, открывает свои секреты только тем, кто готов отбросить всю суету. Нужно с головой погрузиться в эту холодную красоту, проникнуться ею, открыв для нового свое сердце.

Можно отправиться в путешествие по Финляндии и Норвегии. Также можно спланировать поездку через Швецию. Каждая из этих стран отличается своим особым нравом. Норвегия не похожа ни на одно другое место на планете. Здесь стоит спуститься на каяке или лодке по реке, окруженной живописными фьордами. Те, кто успел побывать здесь, советуют остановиться не в крупном мегаполисе, а в маленькой деревне. Это позволит пройтись пешком по окрестностям, рассмотреть все красоты природы. Пейзажи здесь поистине живописны, словно в старой сказке. Даже не верится, что такие фантастические уголки нетронутой природы существуют в реальности.

Путешествие лучше начать с прогулок по городским улочкам, например, Бергена. Крайне приятно посидеть в одном из кафе у набережной. Чашечка горячего, крепкого кофе согреет и подарит незабываемые минуты счастья. Именно Берген является наиболее живописным туристическим городом этой страны.

Многие туристы утверждают, что путешествие в Норвегию на машине является лучшим решением. Однако посмотреть красоты этой земли можно и другим способом. Железнодорожные маршруты пролегают по нетронутым природным ландшафтам. Поэтому вполне можно спланировать свой путь на поезде. Это будет относительно недорого. Железная дорога Норвегии часто проводит разные акции, делает скидки. Это хорошее решение для бюджетного туриста.

Гостям страны будет интересно познакомиться с древней культурой викингов, некогда населявших эти земли. Одним из самых эффектных, сногсшибательных зрелищ является Северное сияние. Обязательно стоит увидеть льды Арктики, понаблюдать за китами и белыми медведями. Стоит заказать блюда из лосося, оленины, отведать козьего сыра.

Туристические регионы

Составляя план путешествия по Норвегии, нужно определиться, что именно хотелось бы посмотреть в этой стране. Здесь есть несколько туристических регионов. Зная особенности каждого из них, можно спланировать свой маршрут.

Если путешественник желает увидеть фьорды, нужно изначально ехать на западное побережье Норвегии. Здесь дикая красота природных ландшафтов, тишина и спокойствие позволят отвлечься от шума и суеты большого города, побыть наедине со своими мыслями, подумать о жизни. Самыми живописными являются а также Хардангер-фьорд. Также на западном побережье можно посмотреть историческую железную дорогу, которая называется Флом, отправиться в пешие или велопрогулки.

Горный серпантин можно увидеть на северо-западе страны. Это красивейшие фьорды, ледники. Популярны в этом регионе трекинг, каякинг, а также серфинг на морском побережье.

Если же хочется побывать в прекрасном городе, который является образцом норвежской размеренной жизни, стоит отправиться в Олесунн или Берген. Здесь можно расслабиться, провести время в приятной обстановке. Это ухоженные, красивые города с особой атмосферой. Отсюда действительно не хочется уезжать.

Наравне с путешествием по фьордам Норвегии стоит посетить и Лофотенские острова. Здесь можно наблюдать за морскими птицами и животными, отправиться на рыбалку. Это морской край, который также является уголком нетронутой дикой природы. Здесь можно увидеть одно из эффектнейших зрелищ природы - Северное сияние.

Экстремалы могут отправиться в круиз по островам, которые находятся за полярным кругом. Красивейшие пейзажи арктических ледников, белые медведи станут настоящим открытием для искателей приключений.

С историей страны можно поближе познакомиться в таких городах, как Осло, Тронхейм. Это города, которые скорее напоминают картинки из будущего. В них сконцентрировано наибольшее количество жителей этой страны. Это модные, динамичные города. Здесь можно узнать ближе национальную кухню Норвегии, ее традиции.

Как добраться?

Добраться в Норвегию довольно просто. Из многих крупных городов сюда летают самолеты. Всего в этой стране 50 аэропортов. Главный из них находится в Осло. Международные рейсы принимают также аэропорты в Бергене, Моссе, Кристиансанде, Ставангере, Тронхейме и т. д. Это позволяет без проблем добраться даже до самых удаленных уголков страны. Если самолет прилетает в Осло, удобнее всего добираться в центр города на «Флютоге». Это аэроэкспрес. Он доставит в центр города всего за 20 мин. Также можно доехать сюда на автобусе или пригородном поезде.

Планируя путешествие в Норвегию из Санкт-Петербурга, можно отправиться в страну на автобусе или поезде. Маршрут может проходить и через другие страны. Большинство путешественников на автомобилях попадают в Норвегию из Швеции. Однако вполне возможно добраться сюда из России или Финляндии. Посетить несколько стран, кроме Норвегии, будет гораздо интереснее. На границах всех стран нужно будет пройти таможенный досмотр. Пройти паспортный контроль, пересекая Норвегию со стороны российской границы, нужно будет между городами Стурскугом и Борисоглебским.

Путешествие в Норвегию на машине через Финляндию проходит по трассе Е8. Границу в таком случае можно будет пересечь в Кильписъярви. Трасса проходит через такие города, как Вааса, Турку, Оулу. Еще одной популярной трассой, по которой можно добраться на машине до Норвегии, является Е6. Это европейский маршрут, который предполагает пересечение границы в городе Свинесунде. Этот вариант нужно рассмотреть, планируя путешествие в Норвегию и Швецию. Трасса Е6 проходит через такие города, как Хельсингборг, Мальме, Гетеборг. Они находятся в Швеции.

В Норвегию можно доехать на автобусах из России, Дании, Швеции, Финляндии. Также существует железнодорожное сообщение. Оно соединяет Норвегию с другими странами Скандинавии, Европы. Поезда едут в эту страну преимущественно в ночное время. Поэтому они оборудованы спальными полками. Сервис и комфорт здесь высокие.

В страну также ходит водный транспорт. Паромы идут из Германии, Швеции, Великобритании, Дании.

Документы

Планируя путешествие из Петербурга в Норвегию или же следуя иным маршрутом, нужно иметь при себе ряд документов. Кроме загранпаспорта потребуется оформить визу. Она может быть долгосрочной, краткосрочной или транзитной. Для путешествия по стране лучше оформить второй вариант документов. Это шенгенская виза, которая оформляется для путешествий.

Путешествие в Финляндию, Швецию, Норвегию требует оформления стандартной визы. Ее получают граждане любой страны. Чтобы ее получить, потребуется собрать ряд документов. Заполняется анкета, которую можно получить в визовом центре или скачать в Сети. Обязательно требуется получить загранпаспорт. Также нужно подготовить фотографию 3,5 х 4,5 см. Обязательным условием для получения визы является доказательство финансовой обеспеченности туриста. Чтобы узнать сумму, которую нужно иметь на счету, надо умножить количество суток, которое планируется провести в этой стране, на 50 евро.

Предоставить данные о финансовой состоятельности нужно по стандартной форме. Следует взять бухгалтерскую справку с работы (указываются реквизиты, оклад и должность). Дается выписка с банковского счета или письмо от спонсора. Второй вариант подойдет тем, кто не имеет достаточный уровень дохода для такого путешествия. В этом случае справка с работы и выписка со счета не нужны.

Также нужно оформить страховой полис в размере более 30 тыс. евро, сделать копию обычного паспорта (все страницы, в том числе пустые). Также следует предоставить копии билетов или документ об их бронировании.

Для получения визы нужно расписать маршрут поездки в письменном виде. Здесь указывается информация, где турист будет останавливаться на ночлег. Нужно подтвердить это копией брони в отеле или хостеле. Если планируется совершать путешествие на автомобиле, готовят документы на транспортное средство. Также нужно оформить «зеленую карту».

Если у человека есть недвижимость в Норвегии, нужно предоставить копию документа владения. Родственники граждан, проживающих в этой стране, могут предъявить приглашение, высланное своими близкими. Для детей требуется предъявить свидетельство о рождении, согласие родителей на проезд (если ребенок едет без них или только с одним родителем).

Анкеты также заполняют на английском или норвежском языке. Писать нужно разборчиво. В противном случае документ потребуется переделывать.

Некоторые нюансы оформления документов

Планируя маршрут путешествия по Норвегии, большое внимание нужно уделить оформлению документации. Оформить визу можно в турагентстве, консульстве или визовом центре. Потребуется заплатить стандартный сбор. Он составляет 35 евро. Однако стоит быть готовым к тому, что в ходе оформления подобной документации появятся дополнительные расходы. Стоимость получения необходимых документов может составить около 100 евро.

Бесплатно оформляется виза для студентов, родственников граждан Норвегии, инвалидов, ученых, дипломатов.

Для жителей Мурманской, Архангельской областей получение документов проводится по упрощенной схеме. В этом случае не требуется получать приглашение от граждан, проживающих в Норвегии. Для людей, зарегистрированных в этих областях, возможно получить мультивизу при первой подаче документов. Этот документ называется еще «поморской визой».

Планируя путешествие в Норвегию, нужно знать причины, по которым может прийти отказ в получении визы. В первую очередь, это могут быть сомнения в финансовой состоятельности туриста. Также в получении визы отказывают при неправильном заполнении анкеты. Нельзя допускать ошибки, писать неразборчиво. Анкета должна быть заполнена исключительно для получения визы в Норвегию.

В получении визы отказывают в случае предоставления не исчерпывающей информации, при наличии зафиксированных случаев нарушения правил пользования этим документом. Нужно пройти собеседование. В получении визы может быть отказано, если человек нервничает в процессе беседы. Также отказать в посещении этой страны могут при наличии родственников-беженцев.

Следует учесть, что без визы пересечь границу Норвегии нельзя. Этот документ является обязательным.

Когда планировать поездку?

Многих туристов интересует вопрос о том, когда лучше планировать поездку в эту страну. Сюда можно приезжать в любое время года. Страна находится в северных широтах. Ее часть находится в Арктике. Однако ее климат мягче, чем в других странах на этой же широте. Дело в том, что к Норвегии близко подходит Гольфстрим. Теплое течение делает климат мягче. Однако суровый климат требует от туриста особого планирования своей поездки по Норвегии. Видео путешествия по стране, а также фото будут напоминать вам о незабываемых красотах этой загадочной местности.

Так как многие туристы едут в эту страну посмотреть Северное сияние, они едут в заполярные регионы. Это красивейшее природное явление можно наблюдать круглый год. Только погода (по понятным причинам) должна быть ясной. На большей территории страны зимы холодные, снежные и темные. Южное и западное побережье в это время года становится дождливым. Здесь зимой также холодно и некомфортно.

Особенно дождливыми являются октябрь и ноябрь. Поэтому в это время года сюда приезжают только истинные ценители дикой, холодной красоты норвежской природы. Комфортнее всего в этой стране летом. В такое время температура воздуха может достигать 20-25 °С. Однако погода даже в это время года может быть очень переменчивой. Обязательно нужно брать с собой теплые вещи. Это обязательно даже в летний период.

Отправиться самостоятельно в путешествие по Норвегии на автомобиле лучше всего в период с мая по сентябрь. Климат в это время наиболее комфортный. Вечером будет все же холодно. Однако днем можно будет насладиться природными красотами, не боясь промокнуть или замерзнуть на пронзительном ветру.

Стоит учесть, что в июле и августе жители Европы гораздо чаще отправляются в отпуск. Поэтому на фьордах будет больше людей. Если хочется уединения, лучше отправляться сюда до наступления пика туристического сезона. Май и сентябрь для путешествия подходят идеально.

Я родился, вырос и живу в городе Вильнюсе.Так уж получилось, что, считая себя непрофессиональным путешественником, блогером, музыкантом и фотографом, я всем эти занимаюсь очень давно и в какой-то мере могу считать себя знатоком по всем этим направлениям. С 2004 года начал активно путешествовать и на данный момент посетил 55 стран мира. Одновременно с этим начал и много фотографировать. Со школы занимаюсь музицированием, немало концертировал, сочинял, играл в разных группах и проектах. Ну, а интерес к истории, особенно военной, у меня, видимо, заложен на генном уровне. Я пишу о нестандартных путешествиях, интересных местах, истории и музыке всего мира.Мои тексты все авторские, фотографии по большей части тоже.

Большинство из нас думает, что путешествие по Норвегии очень затратное мероприятие. Но пока сам не попробуешь — не узнаешь. Сектрет экономии для этой страны прост — держаться подальше от дорогих отелей и ресторанов, не пренебрегать ночёвками в палатках, закупать продукты в магазинах, отказаться от алкоголя, передвигаться на машине и ехать сюда небольшой компанией. Если придерживаться этих правид, то вот что может получиться…

Один мой знакомый заметил, что посещение Норвегии надо оставлять на десерт, когда объездишь по максиму наш земной шарик и начнёт казаться, что ни что уже в этом мире тебя не удивит. Мы не послушались этого совета и, словно голодные дети, набросились на сладкое при первой возможности. Беспроигрышный вариант с дешёвыми авиабилетами Вильнюс-Осло не мог остаться нами без внимания. Сама собой родилась идея отказаться от посещения самого дорогого города мира Осло, а прямиком ехать на недельку к вожделенным фьордам.

И вот наша небольшая компания из пяти человек уже стояла на норвежской земле в аэропорту «Гардемон». Здесь мы взяли в аренду совсем небольшой автомобильчик «Тойота Карис». После загрузки наших спальников, рюкзаков и палатки аккуратная машинка начала напоминать сарайчик, что, правда нас не смутило. Ведь лучшего познания мира для таких непревзойдённых путешественников, как мы, было не найти. Нам предстояло проехать две тысячи километров вдоль практически всего западного побережья южной Норвегии. Исходной точкой нашего заранее продуманного маршрута стал Люсефьорд. Фотографии скалы Прекистолен манили наши неискушённые сердца и ничто не могло остановить нас. Хотя уже в самом начале нашего пути нас ждало немало испытаний…

Про Осло мне написать нечего — этот супердорогой город мы проскочили, воспользовавшись скоростными туннелями. Изначально поставленная цель ознакомиться с природой страны гнала нас вперёд. Исключение было сделано лишь для «ставкирке» или по-нашему церкви подле городка Хеддал неподалёку от Осло. Это удивительное по своей скромности и одновременно изысканности деревянное строение завораживало. Резные фрагменты крыши напоминали чем-то корабли викингов, а орнаменты стен в виде рунических знаков и фигурок, несомненно, обладали какой-то магической силой. В этой церкви, казалось, переплелись воедино христианство и язычество, легенды и были. Подобных церквей в Норвегии немало, но всё же именно эта запала в мою память особенно ярко.

В городке Конгсберге мы увидели первые пороги, ну а дальше пошло-поехало, словно по наклонной - первый горный перевал, первая горная долина, первый снег и, конечно, первый, настоящий водопад. Мне кажется, у всех это бывает в горах — первый мощный, стремительный, какой-то нереальный для жителей равнин водопад. Его мощь, красоту, стремительность трудно описать. Он ввёл нас в состояние дикого восторга, из которого мы практически уже не выходили на протяжении всей недели этого путешествия. Этот безымянный водопад для нас стал воротами в удивительную страну сказок и грёз наяву.

В Норвегии стоит выбирать пути, как можно сложнее, по возможности избегая популярных здесь туннелей, пронзающих насквозь огромные горные массивы. Конечно, это удобно, быстро и безопасно, но если в поездке руководствоваться такими соображениями, то и ехать из дома никуда не стоит. А вот серпантинные узкие горные дороги практически всегда ведут туда, где реальный мир теряет свою власть, уступая место суровым фантастически красивым декорациям матушки-природы, где чувствуешь себя букашкой и забываешь обо всех своих таких мелочных проблемах и радостях.

К небольшому поселению Лисеботн расположенного у самого начала Лисефьорда вела дорога, обозначенная на карте, чуть ли не пунктирной линией. На самом деле прекрасное асфальтовое покрытие было дополнительным бонусом к великолепным пустынным горным пейзажам. Дорога эта, как и большинство подобных ей, закрывается на зиму и, возможно поэтому, не так уж популярна и летом. Под самый конец этот путь обрывается незабываемым серпантином вниз к устью фьорда с высоты тысячи метров. Это был мой первый серпантин за рулем, он подарил мне множество эмоций. Когда после затяжного спуска я взглянул на пройденный путь снизу вверх, мне не верилось, чтос этой почти отвесной горы можно не только съехать, но ещё и заехать.

Не смотря на то, что наша компания и не планировала этого делать, судьба распорядилась по-своему и уже на следующее утро мы без особых проблем въехали назад на верх и затем уже совсем обыденно спустились вновь вниз. Именно в Лисеботне исчез навсегда мой страх вождения машины в горах. Но этому предшествовали другие не маловажные события. Сразу же по приезду выяснилось, что в этом крошечном поселении отсутствовала бензоколонка, а значит путь назад с практически пустым баком был невозможен. Паром же ходил всего два раза в день ранним утром и днём. Пришлось искать ночлег.,

С этим в Норвегии проблем нет. Такой разветвленной сети кемпингов и придорожных отелей, как здесь, нет более нигде в мире. Места для палаток, кемперов, домики и номера люкс для продвинутых финансово — короче, полный перечень услуг наблюдался практически на любой населённой территории. В Лисеботне мы поселились, сами не ведая, в весьма примечательном месте, Оказалось, что в кемпинге у самого берега фьорда селились экстремалы со всего мира.Джамперы или прыгуны съезжаются сюда круглый год для прыжков с парашютами со здешних отвесных скал высотой более тысячи метров. Все стены небольшого двухэтажного приютившего нас отеля оказались увешаны отличными фотографиями, сделанными во время таких прыжков, а в небольшой закусочной рядом под потолком висело несколько куполов парашютов. В интерьер забегаловки также удачно вписывались несколько раздолбанных горных велосипедов, сноубордов и явно часто используемая здесь по прямому назначению гитара. Позже ребята рассказали нам, что особым шиком среди местной компании были прыжки на парашюте с велосипедом или лыжами в зависимости от времени года.

Нашей ближайшей целью было посещение скалы Прекистолен, поэтому мы собирались уехать отсюда с самого утра. Неожиданно наши планы поменял разговор с путешественником — голландцем, случайно встреченным нами в кафе вечером. Оказалось этот парень уже три месяца путешествует пешком по Норвегии. По его словам более красивых мест, чем местные горы даже при всём изобилии выбора в Норвегии не много. Ну а Прекистолен он обозвал — достопримечательностью для толстых и ленивых американцев. Вот Кьераг по его словам был совсем другим делом. Так назывался яйцеобразный камень, застрявший в расщелине на высоте 1080 метров от моря. Стоило лишь присмотреться, чтобы увидеть изображение этого камня повсюду в Лисеботне Дорожныё указатели, открытки, путеводители и картины — везде был изображён легендарны камень. Взять и просто проехать это место, было бы безумием.

Пешая прогулка к Кьерагу заняла более двух часов, во время которых мы то карабкались по едва заметным тропам, то переходили ручьи и трещины, то бодро скользили по снежным заносам, так и не растаявшим после зимы. Перепады высот с 600 метров на 800, а потом и на весь километр в небозаставляли нас иногда практически карабкаться по скалам на коленках. Но все трудности этой первой вылазки по горным кручам Норвегии перекрывали необыкновенные пустынные пейзажи Лисефьорда. Не смотря на обилие талой воды, на этих скалах, со следами сползавшего когда-то вниз ледника, на плато практически ничего, кроме мха, не росло. Суровость эти местам добавляли головокружительные пропасти, в которых в дымке проглядывались соседние берега фьорда и затерянная деревушка Лисеботн. Детский восторг на грани помешательства наполнил нас, когда мы подошли к обрыву, с которого прыгали парашютисты — джамперы. Я раньше не часто жаловался на боязнь высоты, но здесь к краю километровой пропасти подходить совсем не хотелось. Разве что подползти и заглянуть в бездну со смешанным чувством ужаса и пьянящей эйфории. Второй шок нас ждало подле самого Кьерага.

Ни одна открытка или даже самый достоверный рассказ не может передать девственной красоты этого места. Этот, в общем-то, совсем не маленький кусок скалы, казалось, повис в воздухе, готовый вот-вот соскользнуть вниз в бездну. Пока все мы примерялись, с какого ракурса лучше запечатлеть это не забываемое зрелище, моя жена внезапно появилась на верхушке Кьерага.

Надо заметит, что ещё на автомобильной площадке я обратил внимание на замечание в конце информационного стенда:»Немногие из тех, кто доходит до Кьерага, решаются взобраться на него. Большинству достаточно просто любоваться им со стороныэ». Когда я ринулся вслед за своей женой, я понял, что имели в виду составители этой информации. К камню можно было подойти только по узенькой покатой тропинке с внешней стороны высокой скалы. Причём зацепиться руками там было не за что. Мне было достаточно взглянуть в низ, чтобы отказаться от рисковой затеи. Не сочтите меня за труса, но инстинкт самосохранения оказался сильнее и я присоединился к тому самому большинству, которому было достаточно просто увидеть это место.


Жаль, нам не довелось увидеть один из тех 2000 прыжков, которые делают здесь ежегодно. На обратном пути к машине нам повстречалась не одна группа экстремалов с парашютными рюкзаками на плечах. Когда же после затяжного спуска, мы, наконец, оказались в своём отеле, многие из тех ребят уже, как ни в чём не бывало, просматривали недавно отснятые кадры прыжков. Несомненно, один плюс в этом развлечении была явная быстрота спуска вниз. На что нашей компании потребовалось три с лишним часа и вёдра пота, им хватило нескольких минут свободного падения.

Свой путь мы продолжили на пароме, который провёз нас вдоль всего Лисефьорда до поселения Форсанд. По дороге нам посчастливилось увидеть и морских котиков, чья колония облюбовала этот дикий уголок Норвегии, и самую большую в мире деревянную лестницу в 4444 ступеньки, и полюбоваться абсолютно правильной квадратной формой той самой скалы Прекистолен. Как мне кажется теперь, свое первое путешествие по Норвегии стоит не начинать, а заканчивать Лисефьордом одним из самых романтических мест на Земле.

Переехав по автомобильному мосту Лисенфьорд, от Форсанда мы не укоснимо начали продвигаться вверх на север Скандинавского полуострова. Несмотря на среднюю скорость, которая не превышает в горах 50 км/час, за четверо суток наша Тойота Карис почти доехала до древней столицы Норвегии Тронхейма. Верные своему плану избегать больших городов, затем мы повернули назад к Осло. Этот удивительный маршрут пролегал вдоль высоких гор, вечных снегов, огромных озёр, стремительных рек и, конечно, несметного количества водопадов. По праву Норвегию можно смело назвать королевой водопадов мира. Иногда казалось, что на каждый дом здесь приходится по одному водопаду. Среди высоких скалистых гор с шапками снега наверху их не сосчитать. Тем не менее, мне совсем не сложно выделить среди того увиденного изобилия тройку самых-самых по силе впечатления.

Одно из этих призовых мест в моём рейтинге, несомненно, принадлежит двойному водопаду Латефоссен. Проскочить его никак невозможно. Дорога, проходящая через старинный каменный мост, идёт как раз подле самого водопада. Два мощных потока с оглушительным грохотом несутся вниз буквально в нескольких метрах от офигивающих автомобилистов. Весь мост постоянно окутан облаком водяных брызг. Решающие остановиться здесь туристы, долго не задерживаются, рискуя промокнуть до нитки и оглохнуть от постоянного шума падающей воды.

Немного свернув от намечено пути, мы решили посетить место, отмеченное на карте названием Ворингфоссен. Долгий затяжной подъём вверх через многочисленные туннели и извилистые повороты привёл нас на большую автомобильную стоянку с огромным количеством людей и машин. Водопад Ворингфоссен оказался самым высоким и величественным из всех увиденных нами в этом путешествии. Несколько мощных потоков воды срывались причудливыми белыми струями с краёв полукруглой впадины. Высота водопада достигала почти 200 метров. С обзорной площадки весь водопад был словно на ладони. Неподалёку от края Воригфоссена виднелось трехэтажное продолговатое здание мотеля. Рядом с гигантским божьим творением гостиница выглядела спичечным коробком, построенным людьми. Я чувствовал себя здесь всего-навсего песчинкой вечного круговорота жизни.

И ещё один водопад, о котором, несомненно, стоит упомянуть — Твиндефоссен. В отличие от остальных, к нему мы ехали, заранее зная, куда попадём и что приблизительно увидим. Изображение Твиндефоссена — это один из самых распространенных природных брендов Норвегии. Тем не менее, практически идеальная ступенчатая форма водопада, его красота и королевское величие не может не восхищать заехавших сюда туристов. 60-ти метровый высоты водопад кажется сотканным из сотен небольших каскадов и ручейков. Своей формой он напоминает некий царственный трон или пьедестал. У подножья Твидефоссена расположен большой кемпинг. Очарованные сказочной красотой этого места мы наряду со многими тоже решили здесь переночевать. Здесь нам удалось поставить палатку почти у самого края водопада на небольшом островке, образуемого ручейками с Твиндевоссена. Не смотря на довольно громкий рокот падающей воды, спал я в эту ночь очень крепко, а обалденный утренний пейзаж из проема палатки мог заменить даже сытный завтрак. Короче, достойный водопад в прекрасном месте сказочной страны Норвегия -такая оценка неискушённого туриста, подобного мне.

Стоит заметить что, не смотря на восхитительные природные декорации всех этих ночлегов, завтраков, обедов и ужинов, не перестаивающих нас удивлять своим разнообразием и изыском, были места, из которых нам хотелось убежать, да побыстрее. Никому из нашей скромной компании не забыть третьего по счёту ночлега в Норвегии. Здесь, едва мы заплатили за место и начали расставлять свою палатку, нас яростно атаковала местная мошкара. Она, буквально роем, накрыла все неприкрытые части тел, явно получая огромное удовольствие от нашего бешенства по данному поводу. Единственное, что нас спасло из этой безнадёжной ситуации -неадекватное поведение насекомых в закрытом помещении. Едва попав с воздуха в палатку или машину, мошкара тут же теряла всю свою агрессивность, видимо мечтая лишь об одном- выбраться на волю. Зато с утра нашей компании удалось поставить рекорд времени по свёртыванию лагеря. За 15 минут после пробуждения, палатка и все вещи были скиданы в багажник и салон машины, а ещё через пару секунд мы уже мчались подальше от такого варианта норвежского гостеприимства маленьких кровососов.

Наверное, любой представляет себе, что дороги Норвегии великолепны. Тем не менее, не надо забывать об огромных перепадах высот её горной части. Видимо устав от этого бесконечного петляния по скалистым кручам вверх-вниз, норвежцы решили не жалеть денег на прокладку удобных сквозных туннелей. Шутка ли прорубать многокилометровые дыры в горной породе!Многое теряют те путешественники, которые предпочитают эти удобные, но такие унылые пути, тому великолепию, которое можно увидеть, лишь следуя старыми кривыми и труднодоступными маршрутами. Нет ничего более удивительного, чем наблюдать, как быстро меняется ландшафт от ярко-зелённого побережья фьордов к пустынно-неправдоподобному серому фону склонов хребтов. Самое же интересное путника ждёт наверху. Здесь дорога продолжается посреди вечных снегов, голубого льда и лишь местами оттаявшей поверхности с многочисленными ручьями и лужами. Подчас трёхметровые сугробы обступали наш путь, грозя отбить нам память о лете, из которого мы приехали лишь несколько минут назад.

Где-то за ледником Юстедалсбрином наша Тойота вновь поднялась на высоту тысячи метров над уровнем моря и за очередным заснеженным поворотом мы внезапно для себя увидели действующий горнолыжный курорт. Как полагается здесь были и подъемники, и пункты проката необходимого снаряжения, и снегоуборочная техника, и непременное уютное кафе. Наверное, я дико смотрелся со стороны в шортах, майке и бейсболке среди закутанных в комбинезоны молодых людей с лыжами и сноубордами. Зато теперь становилось понятным, почему норвежцы -неизменные чемпионы зимних видов спорта.

Замечательной местной достопримечательностью оказался и сам ледник Юстедалсбрин. К сожалению, на него самого нам подняться не удалось. Но и вид снизу на эту бесформенную глыбу спрессованного голубоватого льда не мог оставить нас равнодушными. Чем-то очень холодным и мрачным веяло от этого по не многу исчезающего с лица земли древнего ледника, немого свидетеля и участника славных сказаний о викингах и троллях.

Объехав ледник по его западной стороне, мы начали искать варианты ночлега. С это целью было решено свернуть на узкую дорожку, ведущую в горы к местечку под названием Бодал. Чем выше мы подымались вверх, тем как-то тревожней становилось на душе. Что-то неуловимо жуткое было в стенах гор по сторонам и тихой озёрной глади вдоль дороги. С ночлегом здесь тоже был явный напряг. Как-то не привычно дико и пустынно выглядела вся это, в общем, очень живописная горная долина. Где-то на полпути мы сделали небольшую остановку возле информационного придорожного стенда. История этого места оказалась печальна и поучительна для царя природы — человека. В 1905 году здесь возле небольшого селения произошел природный катаклизм. Подточенный ежегодными таянием снега в долину сошел гигантский сель. В глубоководное озеро обрушилась часть отвесного горного массива. Тонны скалистой породы в считанные минуты заполнили водные глади тянущегося на многие километры озера. Находящуюся всего в нескольких километрах отсюда деревушку захлестнула гигантская волна. Без вести пропало более 35 человек. Но удивительно было другое. Ровно через 33 года катастрофа повторилась один в один. Точно в том же месте произошёл новый гигантский обвал. На этот раз смыло посёлок, вновь выросший за эти годы неподалёку. Вновь погибло более 70 человек. Как ни странно в этом, казалось бы Богом проклятом месте, люди живут до сих пор. Причиной тому служило не только плодородная земля здешних мест, но и то, что по уверениям учёных подобной катастрофы больше не может произойти, так как подводное пространство озера уже полностью завалено каменной породой произошедших ранее катастроф.

В жутковатом же месте мы очутились! Но поворачивать назад было поздно. Внезапно мы увидели придорожный знак «Бодан кемпинг». Спустившись вниз почти к самому берегу озера, мы остановились на пустынной, но, тем не менее, аккуратно подстриженной поляне. Судя по состоянию полусгнивших скамеек и разваленному туалету (экзотика для Норвегии!), можно было предположить, что кемпинг не действовал уже многие годы. Во всем же остальном это место идеально подходило для нашего первого бесплатного ночлега в здешних краях. Конечно, нам не трудно было догадаться, что мы очутились где-то рядом у погибшей деревни. Сбоку отлично просматривалась злополучная скала, с реально различимыми следами селя. Да и на душе какая-та тоска появилась… Когда же я пошёл набирать воду из озера,то неожиданно сам для себя сделал удивительное открытие. Разглядывая горный массив на противоположном берегу озера на потемневших от влаги скалах, я внезапно стал замечать какие-то правильные формы. Из этих форм складывался гигантский слегка неаккуратный рисунок. Мне не пришлось приложить много усилий, чтобы в этих контурах увидеть фигуру гигантского воина с мечом в одной руке и со щитов в другой. Конечно, читателю не сложно обвинить меня в через чур бурной фантазии, но мои друзья тоже без труда могли бы подтвердить эти строки. Хотя соглашусь и с тем, что в этот вечер все мы были очень перевозбуждены. Сон долго не мог прийти к нам в эту ночь. Мы прислушивались к малейшему шороху и скрипу в ночном лесу, а образ беспощадного воина-викинга ни как не мог покинуть наши очумевшие головы.
Но первые солнечные лучи быстро развеяли наши страхи, да и природный рисунок на скале с утра уже не казался таким страшным. Мы вновь мчались вперёд! Впереди нас ждало одно из самых разрекламированных мест Норвегии — дорога Троллей.

Этот день не был исключением из остальных. Приключений и сногсшибательных ощущений в Норвегии хватило бы, наверное, на год вперёд. В нашей компании даже завелась утренняя шутка: Ну и чем же нас удивит этот день?! -и каждые новые сутки не переставал удивлять. По пути мы сначала опять попали в зиму. Причём чем дальше на север мы заезжали, тем больше норвежский июнь был похож на поздний январь, и тем удивительней было спускаться вниз к берегам фьордов в царство ярко-зеленого лета. Особенно это почувствовалось в городке Геренжер на берегах одного из самых знаменитых норвежских фьордов включённых в список всемирного наследия Юнеско. Хотя, на мой взгляд, туда надо было бы всю Норвегию целиком включить, как место отдыха людских иллюзий и напрягов.

Но вот занавес вверх — мы на пустынном плоскогорье долины Троллей. Здесь внезапно на нашем пути начали возникать удивительные неземные декорации. Скалы-исполины по обеим сторонам дороги вдруг ожили прямо на моих глазах. Молчаливые грозные стражи, окаменевшие на века, без эмоций взирали на земную тараканью круговерть. Гора «Епископ» и впрямь напоминала присевшего отдохнуть служителя религии в сутане. Ну,а громадная скала «Король» походила на бородатого викинга, слегка наклонившего голову с короной. Древние легенды оживали прямо на нашем пути. Ни многочисленные толпы туристов, ни кучи сувениров, ни парашютисты-экстрималы не могли сбить ощущение мизерности нашего человеческого бытия. Древние же духи Троллей не обращали ровно никакого внимания на человеческую дребедень у своих подножий, снисходительно разрешая лицезреть себя сквозь глазки фото и видеокамер: “Суета сует, господа! Вы ничтожны, а мы вечны!

Наше время истекало. На десерт мы хотели увидеть Атлантику, а уж после этого возвращаться спокойно назад через Осло домой. Правда, перед этим удача вновь улыбнулась и нам удалось вкусить прелести норвежской рыбалки.

По пути к Атлантике мы завернули переночевать в кемпинге прямо на берегу очерёдного фьорда. Наше внимание сразу же привлекло огромное количество рыбачащего народа от мало до велика, как с берега, так и с различных плавучих средств. Надо было видеть наши лица, когда дядька из рецепции кемпинга без лишних слов сразу выдал нам удочку, в ответ на наш вопрос, как можно было бы здесь порыбачить. Какого же было моё удивление, когда после первой же попытки закинуть крючок в воду (а надо заметить что с берега я не ловил рыбу с детства!), я вытащил на берег огромную морскую звезду. Вслед за ней вскоре в ведре очутился и розовый морской ёж, ну а мой друг и товарищ Женька вскоре выудил среднего размера треску. Судя по всему, подводная жизнь здесь кипела. Казалось, что это ночка в Норвегии должна была быть весёлой, но внезапно переломившееся пополам удочка и ушедшая на дно фьорда блесна радикально поменяла наши планы. Рецепция уже не работала и мы с моим товарищем понуро поплелись спать. Тем не менее, не забыть мне никогда вкус утренней тресковой ухи и блеск Женькиных глаз от таких неожиданных норвежских поклёвок!

Норвегия завоевала наши сердца, а духи древних Троллей и Викингов вселились в наши души, но, словно желая окончательно растоптать наши пухнувшие от впечатлений головы, напоследок нам было приготовлено ещё несколько захватывающих приключений. Троллкирка или церковь Троллей — была комплексом соединенных между собой пещер, лежавших в часе ходьбы от трассы на Атлантику.

Пещеры эти располагаются как бы на трёх уровнях и соединены между собой сложной системой лазов и проходов различной величины. Первый уровень пещер длинной около 70 метров мы решили преодолеть вдвоём вместе с моей женой. Мягко говоря, жутковато было лесть по лишенному солнечного света проходу, то и дело, карабкаясь по завалам из скользких камней и перепрыгивая многочисленные протоки. Но зато какая награда ждала нас в конце этого пути! Протиснувшись сквозь очередной завал на своём пути, мы попали в огромный грот высотой до 7 метров. Из многочисленных расщелин в его своде пробивался дневной свет, а прямо по центру откуда-то сверху падал мощный каскад воды. Воистину — самый настоящий алтарь создала здесь сама мать-природа. И изощрённости её фантазий мог бы позавидовать любой архитектор мира. Во второй грот на более верхнем уровне мог спуститься любой желающий, включая тех, кто боится темноты и страдает от клаустрофобии. Этот грот не уступал по красоте первому нами увиденному, хотя и был лишён эффекта неожиданности. Здесь также по центру располагался водопад, а в высоту свод достигал 9-10 метров. Я сумел найти вход и на третий уровень пещер намного более узких и менее проходимых. Но здесь доводы рассудка оказались более весомыми, чем моя вечная страсть к новым приключениям. Тем более, время поджимало. Мы пустились в обратный путь к брошенной на обочине машине.

Финальным аккордом нашего путешествия стало посещение так называемой Атлантической дороги. Так назывался путь, проходящий через несколько десятков островов, соединенных между собой длинными дамбами и причудливыми арочными мостами. Некоторые из них извивались во всех мыслимых и немыслимых направлениях, словно стараясь нарушить мнимые законы математики и логики. Путеводитель советовал проехать по этому пути осенью во время сезона штормов. Наверняка это стоило сделать в другой раз и нам.

Что ж именно здесь, окунув ноги в прохладные воды Атлантического океана, я могу поставить точку в своём рассказе. Сомнений не осталось, я оказался в своеобразном плену Норвегии. Эти красочные горы, глубокие фьорды, яростные водопады и тихие деревушки с их древними обитателями-духами без труда отвоевали частичку моего сердца и души, навсегда оставив в них неумолимое желание вернуться суда вновь и вновь…

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Королевство Норвегия (норв. Kongeriket Norge, происх. от древнескандинавского Norðrvegr – «путь на север») расположено на севере Европы в западной части Скандинавского полуострова. Воды Баренцева моря (на северо-востоке), Норвежского моря (на западе) и Северного моря (на юго-западе) омывают страну. Соседи на границе – это Швеция (восток), Финляндия и Россия (северо-восток).

Благодаря географическому положению и протяженности Норвегии, каждый регион этой зеленой северной страны самобытен и уникален. Если на западе можно созерцать многочисленные фьорды, то центральная часть страны выделяется памятниками средневековья и старинными постройками, северная – столь необычным явлением, как полуночное солнце (белые ночи), южная – прибрежными курортами и теплым для Норвегии летом, а восточная – хорошими возможностями для активного отдыха на природе – рыбалка в многочисленных реках и озерах, походы по лесам и долам, кемпинг. Рассмотрим поподробнее, что же нам, путешественникам, может предложить королевство Норвегия.

Западное побережье отличается достаточно величественным ландшафтом – это край фьордов, гор, поднимающихся из вод, и водопадов, падающих с обрывов. Кристиансунд и Олесунд славятся богатствами своих вод, особенно хороши там треска и селедка; Молде известен прекрасными розами и джазовыми фестивалями, ну а имя Берген уже говорит само за себя (см. раздел «Города» выше). В то же время по горам проходят извилистые дороги Орлиный Путь и Тропа Троллей .

Гейрангер-фьорд входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из самых посещаемых, здесь находятся два самых известных водопада - Семь Сестер и Свадебная Фата. Великолепие этого фьорда поражает раз и навсегда – обрывистые скалы с заснеженными вершинами и суровой природой, мощные потоки горных водопадов, вливающихся в воды фьорда – такое не забывается!

Согнефьорд является вторым в мире по протяженности и самым длинным фьордом в Норвегии – 204 км, а глубина его составляет 1308м. Врезаясь глубоко в побережье, он делится дальше на два рукава – Аурландс-фьорд и Нэрёй-фьорд, причем последний занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И именно здесь можно насладиться сполна неповторимыми видами на фьорд и горы сверху – на высоте 650 метров над уровнем моря есть смотровая площадка Стегастейн , примыкающая к горной дороге Аурландсвэген. Фломская железная дорога или круизный корабль доставят вас в эти волшебные места.

Красота гор Льюсе–фьорда не оставит никого равнодушным. Самое интересное и зрелищное здесь – Кьерагболтен и Прекестулен. Кьерагболтен - огромный круглый камень, застрявший в расселине между двух скал на высоте 1084 метра, именно на нем любят фотографироваться многие туристы. Скала Прекестулен является также знаменитой достопримечательностью этих мест – она нависает над фьордом на высоте 604 метра на почти абсолютно плоском высокогорном плато.

Центральный регион демонстрирует прекрасный образчик средневековой архитектуры – Нидаросский собор – крупнейшее в Скандинавии строение своей эпохи с монументальными скульптурами и изящными витражами. Деревянные постройки старого Трондхейма (третий по величине город и первая столица Норвегии) также представляют интерес для гостей центральной части, а к востоку от него находится шахтерский Рерус – старинный городок с рудниками, древней церковью и множеством деревянных строений, включенных в список Мирового наследия ЮНЕСКО.

В Северной части взгляду путешественника откроется суровая дикая природа, летом тут можно наблюдать чудные белые ночи, а зимой – магическое северное сияние.
Или же посетить самую крайнюю точку Европы - мыс Нордкапп и ощутить дыхание Северного Полюса, а при желании окунуться в бурную ночную жизнь - добро пожаловать в город Трумсё (его называют Северным Парижем).

В этой же части страны никак нельзя оставить без внимания Лофотенские острова , известные прекрасной нетронутой природой. Там находится крупнейший в мире глубоководный коралловый риф и один из самых опасных водоворотов в мире (Малстрём), обитает около четверти поголовья всех морских птиц в стране, древние пещеры хранят наскальные рисунки первобытных людей (пещера Коллхелларен в Рефсвике), уцелели поселения, построенные аж в 5 веке и комплекс зданий, возведенных в 19 веке (деревня Нусфьорд). При всем своем многообразии, Лофотены - место умиротворения и покоя. А индивидуальность им придают как сами красные рыбацкие домики на фоне умопомрачительных пейзажей, так и протянутые между постройками веревки с висящей на них рыбой. Ведь вяленая треска – один из символов этих мест.

Южная Норвегия – регион, где живописные деревеньки с милыми домиками гармонично вписываются в строгий пейзаж скалистого побережья.
Самый крупный город области – Кристиансанд, рядом с которым находятся несколько островов – Флеккерей, Оксей и Гроннинген – их красивая природа и виды каждое лето притягивают к себе туристов. Свое очарование региону придают и такие городки, как Лиллесанд, Тведесанд, Бреккесте, Гамле- и Ню-Хеллесунд, разбросанные по прибрежным скалам среди цветущих садов. Здесь же находится деревня Люнгер – наиболее сохранившаяся из малых поселений Европы.
В фюльке (норв. провинция) Телемарк вы найдете место, где начинался лыжный спорт – Моргедал, а рядом –Телемаркский канал.