Архитектурное наследие испании. Архитектурные стили испании Архитектурные памятники стиля мудехар в испании

05.02.2022

| Архитектурные стили Испании

Архитектурные стили Испании

На территории этой необыкновенной страны представлены почти все стили мирового зодчества. Римские памятники архитектуры, строгие готические соборы, роскошные постройки эпохи Ренессанса и Барокко… Во многих городах широко представлен каталонский модерн. В частности, это неповторимые творения гениального Антонио Гауди-и-Корнета, в которых переплетаются сразу несколько архитектурных стилей - от романского до платереско: вспомните хотя бы церковь Сограда-де-Фамилия в Барселоне.

В архитектурном облике крепостей и замков, церквей и соборов, всевозможных исторических зданий и жилых домов, которые расположены в старинных городах, объявленных ЮНЕСКО Достоянием Человечества, отражаются самые разные, порой, весьма необычные варианты творческого самовыражения их создателей.

хорошо представлена в Таррагоне. Это первый римский город на испанской земле, древняя столица Каталонии, второй по значению порт. Здесь сохранились крепостная стена III в. до н.э., амфитеатр для гладиаторских боев, цирк, арка Бера, остатки башни Сципиона, христианский Некрополь, акведук Чертов мост и кафедральный собор Santa Maria.

В своих строениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь и величие империи. Для их сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Позже, в Средние века появился Романский стиль - пра- пра- (и так далее) правнук древнеримской архитектуры.

(фр. Renaissance, итал. Rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI вв.

Характерная черта этой эпохи - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястров и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходят полукруглые арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

В каждом из тринадцати городов ЮНЕСКО есть знания, выстроенные в стиле ренессанс. В Алькале де Энарес, например, это - некоторые части крепостной стены, монастыри Мадре-де-Дьос и Сан-Бернардо, дом-музей Мигеля Сервантеса, старейший открытый театр и другие.

Особая форма зодчества, сложившаяся в результате смешения мавританских форм с композиционными приёмами готики и ренессанса. В XV и XVI вв. этот стиль создали Мудехары (исп. Mudéjar, от арабского «мудаджан» - прирученный, домашний) - мусульманский народ, который оставался на территории Пиренейского полуострова, отвоёванного испанскими государствами в ходе Реконкисты. Первоначально Мудехарам было разрешено сохранять свои земли, законы и обычаи, исповедовать ислам. С падением в 1492 г. эмирата Гранады их насильственно стали обращать в христианство: с этого времени они известны как мориски.

Для построек стиля Мудехар характерны узорчатая кирпичная кладка, подковообразные арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане звезду, потолки артесонадо (деревянные наборные потолки с кессонами, часто украшенные резьбой и росписью), богатый декор из цветных изразцов и резьбы по алебастру и стуку. Один из главнейших памятников этого стиля - башни с кирпичными бордюрами, которые находятся на самой знаменитой в Испании гранитной крепостной стене Авилы.

возник между романским и ренессансным периодами и охватил почти все области средневековой культуры. Он зародился на севере Франции и позже распространился на территорию Испании и других стран Европы XII -XV вв.

Испанская готика начала складываться приблизительно к XIII в. Ее развитие было неравномерным в связи с территориальной раздробленностью страны, влиянием отдельных региональных традиций и воздействием арабского искусства. В основном стиль проявился в храмовом зодчестве, светская же архитектура сохраняла верность мавританской традиции. Ряд готических приемов привнесли цистерцианцы (католический монашеский орден): форма ребер свода, арок и использование стрельчатых арок, Была и мавританская трактовка готики, в которой своды опираются на крестообразно расположенные арки, между ними размещается восьмиконечная ажурная звезда. В Севильском соборе, расположенном на месте мечети, колокольней служит бывший минарет.

Собор Авилы в архитектуре восточного фасада содержит элементы, восходящие, скорее всего к французской готике. Собор в Куэнке также имеет ярко выраженный готический характер: лепнина, высокие шестиугольные своды, лиственный орнамент на капителях. Одной из первых испанских церквей, повторяющих архитектуру готических соборов Франции, стал собор Толедо (1226 г.).

Уже позже стал складываться самостоятельный вид испанской готики, главное отличие которого от классического европейского - преломление стилем исабелино традиций мавританской архитектуры и стиля мудехар с использованием базы достижений поздней готики. Исабелино (исп. Gótico isabelino, «изабеллина готика», el gótico Reyes Católicos, «готика Католических королей») - направление готической архитектуры, возникшее в Испании в XV-XVI вв., во времена правления королевы Изабеллы Кастильской (1474-1505) и её супруга Фердинанда Арагонского («Католических королей»). Яркие примеры этого стиля - монастыри Сан Хуан де лос Рейес в Толедо и Сан-Томе в Авиле.

В конце XV в., появился сугубо испанский архитектурный стиль, который впитал в себя французскую готику, итальянское Возрождение, всевозможные мавританские орнаменты и отличался исключительно нарядной каменной резьбой. Он получил название «платереско» (ювелирный), и отличается множеством тончайших архитектурных узоров, крайне детализированных по формам и имеющих плоскостный, ковровый характер.

Не затрагивая конструкции зданий в целом, декор платереско первоначально накладывался на позднеготические, а позднее - и на ренессансные формы. В раннем платереско совмещены мотивы готики и мудехара; в поздний платереско (начиная с первой половины XVI в.) входит много орнаментальных мотивов итальянского ренессанса (гирлянды, медальоны…), а также ордерных элементов, которые вносят упорядоченность, но не нарушают общего впечатления живописности.

Мастера платереско создавали огромные каменные картины на стенах. В стиле платереско делали и предметы прикладного искусства. Наиболее сохранившиеся из них - золотые дарохранительницы для религиозных реликвий в форме башенок, которые можно увидеть в соборах Сантьяго-де-Компостела, Севильи и Толедо. Их создали представители семьи Гарфе.

(итал. barocco - «странный», «причудливый»; порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы»; есть и другие варианты происхождения этого слова) - характеристика европейской культуры XVII—XVIII вв. Барокко как архитектурный стиль широко использовался Контрреформацией в храмовом зодчестве и выделялся особой пышностью. Однако он получил распространение в странах не только католических, но и протестантских и православных. Барокко отличают масштабные колоннады, изобилие скульптур на фасадах и в интерьерах, волюты (кованые элементы орнамента), большое число раскреповок (небольших выступов или изломом линии фасада), лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры, сложные купола (часто многоярусные), а также теламоны (атланты), кариатиды и маскароны.

В испанской архитектуре барокко имел свою интерпретацию. Стиль чурригереско названный по имени испанского архитектора Хосе Бенито де Чурригера и его братьев, проявлялся в декоративном оформлении фасадов и интерьеров и представлял собой развитие принципов барокко в духе повышенной эмоциональности, причудливых архитектурных форм, дробных и хаотичных элементах пластического декора. В Саламанке, например, недалеко от университета рядом стоят два, связанных между собой храма: Новый собор (Кафедраль Нуэва) и Старый собор (Кафедраль Бьеха). В их строительстве принимали участие сами братья Чурригера.

Александра ХМЕЛЕВА
Использовались материалы из Большой советской энциклопедии, Википедии, журнала «Турбизнес».

Собор в Бургосе — столице средневековой Кастилии.

Испанская готика — период и стиль в архитектуре Испании, имеющий отличия от готики других стран.

Vista de la Catedral de Burgos

К 1250 году в Европе постепенно стал складываться готический стиль в архитектуре. Считается, что первые шаги в этом направлении были сделаны аббатом Сугерия, настоятелем аббатства Сен-Дени под Парижем. Именно при нем церковь аббатства стала перестраиваться. Для начала постараемся разобраться в самом термине "готика".

Впервые он был применен по отношению к искусству в XVI столетии. Этим понятием определяли искусство доренессансное и неитальянское; нечто "варварское". Во времена возрождения готики в XVIII веке термин стал употребляться в отношении всего средневекового искусства вплоть до эпохи итальянского Ренессанса . Уже в XIX веке часть этого искусства назвали романским. Так готическим стали называть искусство, созданное между романским и ренессансным периодами.

Cimborrio de la Catedral de Burgos

Испанская готика начала складываться приблизительно к XIII веку. Ее развитие протекало неравномерно в силу раздробленности королевства и влияния в различных историческим областях местных традиций или воздействия искусства арабов. Стиль проявил себя почти исключительно в храмовом зодчестве, в то время как светская архитектура сохраняла во многом верность диалогу с мавританской традицией.


Puerta de la Coronería de la Catedral de Burgos

В Испании распространение новых архитектурных идей было медленным. Цистерианцы привнесли ряд готических приемов: это проявилось в форме арок и ребер свода, да и в самом использовании стрельчатых арок.

Также свой отпечаток наложили мавританские приемы на трактовку готической системы невюрного каркаса: свод над средокрестием опирается на крестообразно расположенные арки, в пространстве между ними помещается восьмиконечная ажурная звезда. В Севильском соборе, воздвигнутом на месте мечети, кампанилой служит бывший минарет Хиральда; наиболее же ярко воздействие арабского искусства проявилось в кирпичных соборах, возводимых мусульманскими мастерами.

Одно здание XII века, собор Авилы , в своем плане и архитектуре восточного фасада (начат до 1181 года) содержит элементы, восходящие, видимо к французскому Сен-Дени.

Собор в Куэнке (начат около 1200 года) имеет явно готический характер: его основные части оживлены лепными и резными украшениями, высокие своды - шестичастные, а на капителях лиственный орнамент.

Первыми испанскими церквями, которые повторяли масштаб французских готических соборов, стали соборы в Бургосе (начат в 1222 году) и Толедо (начат в 1226 году). Для испанской готики характерны свободные фантазийные отступления от единого конструктивного замысла здания и многочисленные добавления к первоначальному плану в виде множества капелл и пристроек.

Важнейшая особенность памятников испанской готики - это продолжение помещения хора с востока на запад, от апсиды до середины центрального нефа. Хор отделялся высокой декорированной перегородкой, за ней помещалась главная капелла, также огороженная стенкой. В капелле алтарь отгораживался от заалтарного пространства высоким, богато украшенным ретабло. Все это превращало капеллу в самостоятельную церковь внутри собора.

Главный фасад собора и соседний с ним дворец архиепископов

Ретабло Главной капеллы

Городские соборы велики по размерам и, несмотря на пышный декор фасадов, имеют сравнительно небольшие окна. Алтарь и хор освещались через окна больших ажурных фонарных башен, особенно богато украшавшихся в эпоху поздней готики (собор в Бургосе). В отличие от французских соборов, пронизанных светом, в испанских господствует полумрак. Однако собор в Леоне (1205-1288 годы) чуть ли не единственный, где стены почти целиком заняты большими окнами с витражами.

Санта-Мария-дель-Мар — церковь Святой Марии на море— готическая церковь в Барселоне в историческом квартале Ла-Рибера. Построена в 1329—1383 годах, в эпоху расцвета в Каталонии торговли и мореплавания. Санта-Мария-дель-Мар представляет собой выдающийся образец каталонской готики, отличающийся чистотой и единством стиля, что в общем-то не свойственно большим средневековым сооружениям.


Первое упоминание церкви Святой Марии на море относится к 998 году. Возведению современного храма способствовал каноник Бернат Льуль (кат. Bernat Llull), который в 1324 году был назначен архидеканом церкви. Строительство началось 25 марта 1329 года, первый камень в фундамент церкви заложил король Альфонс IV Арагонский, о чём свидетельствует запись на латинском и каталанском языках на фасаде церкви.



Помощь в строительстве церкви оказали все гильдии Риберы. Возведение стен, боковых капелл и фасадов было завершено в 1350 году. В 1379 году пожар уничтожил значительную часть здания. Строительство было закончено 3 ноября 1383 года, а уже 15 августа в церкви прошла первая месса. Землетрясение 1428 года нанесло серьёзный урон зданию церкви и разрушило витражную розетку на западном фасаде. Новый витраж в стиле пламенеющей готики был закончен в 1459 году.

9 марта 1923 года папа Пий XI присвоил церкви Санта-Мария-дель-Мар звание Малой папской базилики (лат. Basilica minor).
Картины и барочный алтарь были уничтожены пожаром в 1936 году



Испанская готика имеет отличительные черты. Во-первых, влияние мавританского искусства. Во-вторых, для неё характерны многообразие, несмотря на общие черты. В период 12-13 веков происходила борьба за возврат власти с маврами (Реконкиста). До этого, в 11 в., в Испании господствовал романский стиль, а ему предшествовал астурийский (протороманский) стиль. Готика распространялась по Испании неравномерно. В Кастилии произведения готики появились уже в 13 в., в Каталонии — в 14-15 вв., а в Андалусию она проникла только во 2-й половине 15 в.

В тот период в Испании работало много мавританских мастеров (мудехаров), по их имени назван и стиль, мудехар. Конечно, они использовали мавританские мотивы в украшении зданий. Стиль готики в Испании выразился в основном в строительстве соборов, и очень мало — в архитектуре замков и общественных зданий.


В отличие от французской готики испанская имеет ещё одну особенность. Это нарушение конструктивной логики здания, часто задуманные в соответствии с французскими образцами, здания оставались недостроенными. После они достраивались и перестраивались, без конкретного плана и обрастали всякими капеллами и сакристиями. Здания теряли вертикальную устремлённость.

Отличалось от французского и внутреннее убранство соборов. В условиях жаркого климата делались узкие окна, и внутри царил полумрак. Там, где обычно в соборах был хор, здесь размещали капеллу, обнесенную стеной. Сзади размещался алтарь и ретабло (заалтарный образ).


Интерьер шёлковой биржи в Валенсии, Каталония (XV век).

В Каталонии сложился свой вариант готики. Сооружения в Каталонии отличаются большей пространственной свободой, широтой плана, преобладанием спокойных горизонтальных линий. Вместо острых готических крыш — плоские покрытия по уступам. Аркбутаны и контрфорсы не выступают наружу, а часто спрятаны внутрь.

Последовательность готических стилей в Испании
Определением стилей в испанской готической архитектуры заключаются в следующем. Даты являются приблизительными.

Ранняя готика (12 век)
Высокая готика (13 век)
Мудехар (13-15 век)

Мудехар (прирученный, домашний) — своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI—XVI вв. Название произошло от религиозной группы, известной как мудехары.
Левантино (14 век)
Flamboyant / поздняя готика (15 век)
Исабелино (15 века)

Стиль исабелино («изабеллина готика», el gótico Reyes Católicos, «готика Католических королей») — направление готической архитектуры, возникшее в Испании в к. XV—нач. XVI вв., в правление королевы Изабеллы Кастильской (1474—1505) и её супруга Фердинанда Арагонского («Католических королей»).

Собор в Леоне

начат в 1303), близок французским соборам.

Собор Санта-Мария-де-Леон — католический кафедральный собор в городе Леоне (Кастилия и Леон).

Современный Леонский собор был сооружён в 1205—1301 годах в готическом стиле. Ранее на этом месте во II веке были расположены римские термы, а в начале X века король король Галисии и Леона Ордоньо II построил дворец. Однако, после одной побед над маврами он построил собор в романском стиле, в котором был позже похоронен. Позже на этом месте был построен второй собор, также в романском стиле, который был освящён в 1073 году, и где в 1135 году Альфонсо VII был коронован Императором всей Испании.


Сегодня собор является одной из известных церквей севера Испании и ярким примером испанской готической архитектуры. Витражи XIII—XIV веков имеют площадь около 1800 м². Внутри собора расположено множество старых скульптур. Снаружи здания украшают многочисленные уцелевшие горгульи, грифоны и химеры. Фасад собора имеет две башни, одна из них, южная, часовая. Собор содержит некоторые элементы барокко и неоклассицизма, внесённые в XVI—XVIII веках.

Построенное более 700 лет здание проявляет признаки разрушения, так как песчаник относительно непрочный материал.




Собор в Севилье, 16 век.


Построен в 1401—1519 годах на месте бывшей мечети, оставшейся после Реконкисты. Имеет длину около 116 м и ширину 76 м. Собор состоит из пяти боковых приделов, большой основной капеллы с пламенеющим сводом, возвышающимся на 56 м над трансептом (поперечным нефом).

Обычно утверждают, что капитул в 1401 г. решил «построить настолько хорошую церковь, чтобы её никогда нельзя было превзойти. Пусть потомки восторгаются ею после завершения и скажут, что те, кто осмелился задумать эту работу, были сумасшедшими».

Apóstolos - Puerta de la Concepción

В мрачной тени собора хранится немало реликвий и сокровищ, в том числе картины Мурильо, Веласкеса, де Сурбарана и Гойи. Говорят, что крест собора сделан из первого золота, привезённого Колумбом из Америки, а в соборе, как утверждают, захоронены останки мореплавателя.


Свинцовая гробница Колумба в 1544 году была перевезена из Севильи в кафедральный собор Санто-Доминго. Считается, что в 1795 году его останки были перенесены в Гавану, а сто лет спустя — из Гаваны в Севилью. Но где-то по дороге всё перепуталось, и теперь принято считать, что останки в Севильском соборе принадлежат сыну Колумба — Диего.

Рядом находится так называемая Хиральда — колокольня высотой 114 метров с богатыми узорами и орнаментами, вместившая 22 гармонично настроенных колокола. Была построена как минарет в 1196 году Абу Юсуфом Якубом, высота её составляла 82 метра. 32-метровую надстройку добавили в 1568 году.


Главным органистом собора в XVIII веке являлся композитор Мануэль Бласко де Небра.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне (1298-1420 год)


Собор Святого Креста и Святой Евлалии — кафедральный собор в Барселоне. Также известен как Собор Святой Евлалии или просто Барселонский собор. Посвящён Святому Кресту и Святой Евлалии Барселонской, одной из покровительниц города. Расположен в Готическом квартале.

Crypt of Santa Eulalia in Cathedral of Santa Eulalia,

Именно данный собор, а не, вопреки распространённому мнению, Саграда-Фамилия, является резиденцией архиепископа Барселонского и главным собором Барселоны.

Строительство продолжалось с 1298 года по 1420 год над криптой бывшей вестготской часовни.




Собор построен в готическом стиле, позже были внесены элементы неоготики.

Внутри собора расположен внутренний дворик, открытый для посетителей. Здесь в одной из часовен живут белые гуси.

Белизна птиц символизирует чистоту Святой Евлалии.Евлалии было всего 13лет, когда она приняла мученическую смерть от рук язычников, потому и гусей тут ровно тринадцать.

В другой части собора расположен алтарь, посвящённый Святому Северу, современнику Святой Евлалии, также убитого гонителями христиан.

Размеры здания собора — 93 м на 40 м. Высота восьмиугольной часовой башни около 50 м, а высота шпиля центральной башни — 70 метров


12 августа 1867 года папа Пий IX присвоил собору звание Малой папской базилики (лат. Basilica minor)

Хотя Барселонский собор является католическим, 9 декабря 2006 года был совершён православный молебен перед мощами Святой Евлалии, которая почитается и в православии

Подводя итоги культовому строительству Кастилии (сюда условно включены и развивавшиеся под ее влиянием южные области), следует подчеркнуть, что несмотря на копирование в ряде случае французских образцов, здесь продолжалась ассимиляция восточной и европейской архитектурной традиции.
В результату были созданы сооружения, характеризующиеся определенной самобытностью объемно-пространственной композиции (хор и капелла майор в центре главного нефа, симборио, плоские крыши, колокольни у бокового или на западном фасаде, неразвитость контрфорсов, небольшие окна и массивные стены, приземистые пропорции), определяющие своеобразие не только облика, но и образного строя кастильской готики, ее суровый воинственный и грозный дух.

Литература

http://arhistroika.ru/
Всеобщая история искусств. Редакторы — Ю. Д. Колпинский, Е. И. Ротенберг, М.:"Искусство", 1962.

Dentro del interesantísimo campo del "futuro del pasado" contamos con una preciada joya: En el año 2017 , una película de diapositivas soviética del año 1960 que muestra cómo debería ser el futuro en 2017. Entre otras cosas pone de relieve toda una serie de diferencias con el "futuro de ahora" que nos dicen mucho sobre el inconsciente colectivo de aquellas gentes y el nuestro. Por enumerar algunas de ellas:

  • En el futuro de 1960 no hay zombies. Ni un virus mortal ni ninguna otra catástrofe que hubiera asolado la Humanidad. Solo retos a superar con un optimismo infinito.
  • La Naturaleza no es más que un enemigo a batir. La energía nuclear ya no es la más potente que existe pero es omnipresente en el funcionamiento de las máquinas. Eco... ¿qué?
  • En el futuro de 1960 no hay antagonismo entre humanos. Si acaso una banda residual de imperialistas que sobrevive escondida en un islote del Pacífico Sur y que no merece ni una diapositiva.
  • El tecnoprogreso ha liberado a la mujer de las tareas reproductivas. Eso sí, una especie de instinto primario hace que sea ella quien indique a los electrodomésticos cómo han de hacer los desayunos. Y es papá, claro, quien tiene un despacho en casa. (Spoiler: no, la pelicula no pasa el test de Bechdel.)
  • Incluso para salvar el mundo hay que pedir la debida autorización. ¿Qué es eso de llaneros solitarios u hombres con ridículas capas y mallas que van saltándose la ley a la torera para hacer el bien?
  • Y lo más inesperado: los meteorólogos son los grandes héroes de ese futuro.

V. Strúkova y V. Shevchenko

EN EL AÑO 2017

Dibujante: L. Sméjov
Producido por el estudio Diafilm, 1960


¿Quién no ha pensado alguna vez en el futuro? ¿Cómo será? ¿Quién no querría echar un vistazo al siglo venidero? Las obras de ciencia ficción, los cálculos de los científicos y los atrevidos proyectos de ingeniería nos permiten imaginar cómo puede ser el futuro.


Así que echemos un vistazo al futuro, trasladémonos unos 50-60 años más allá en el tiempo. Quizás en vísperas del Centenario del Gran Octubre otros escolares, iguales a vosotros, contemplen en su clase de geografía un reportaje cinematográfico sobre el pasado reciente y el presente de su país: una película sobre cómo la gente soviética transforma la naturaleza para alcanzar la paz y la prosperidad en la Tierra.


Estos son los escolares de 2017 en un aula de clase cinematográfica. Un efecto especial llamado "la lupa del tiempo" les permite observar cómo se fue construyendo la imagen del país que conocen.


Los chicos pueden contemplar como tramos de puentes se funden sobre insondables abismos en las montañas...


...explosiones nucleares localizadas con gran exactitud abren canales y hacen desaparecer los montes que obstaculizan el paso...


...los ríos Obi y Yeniséi son obligados a dar la vuelta y encaminarse al mar Caspio. Este mar, hace tan poco tiempo en riesgo de secarse, ahora recibe aguas de caudalosos ríos.


Los chicos escuchan al locutor: "Este que veis es el dique que atraviesa el estrecho de Bering. ¿Veis cómo cruzan por él los trenes nucleares? El dique cierra el paso a las corrientes frías del Océano Glacial Ártico y mejora así el clima del Extremo Oriente.


Luego, en la imagen, la superficie de la tierra se desvanece y se puede observar lo que acontece en las entrañas de la Tierra. En lo más profundo de los volcanes lanchas-topo fabricadas con un especial acero termorresistente se abren camino hacia fuentes de energía eternas.


A continuación, en la imagen, se desvanece el planeta mismo. Recorren el espacio interestelar, a una velocidad cercana a la de la luz, cohetes de fotones: naves espaciales camino del sistema planetario más próximo a nosotros y tan lejano a la vez, el Alfa Centaura.


Termina la sesión de cine y el profesor de geografía Nikolái Borísovich recuerda que mañana el grupo sale de excursión a la ciudad subterránea de Carbonogrado, en la región subártica.


A la mañana siguiente un capirotazo en la nariz despierta a Ígor. Así es como le despierta el reloj de pared inventado por su padre, uno de los controladores del Instituto Central de Administración del Clima.


Entreabriendo los ojos, el niño observa como la suave mano de plástico que le acaba de despertar es reabsorbida por la carcasa del reloj. "¡Hoy veré Carbonogrado con mis propios ojos!" — piensa Ígor con ilusión.


Mamá no está en la cocina pero ha dejado una nota con indicaciones a la inteligente máquina culinaria. "¡Qué bien! ¡Mi desayuno favorito!" — piensa el niño.


Ígor pone en marcha con cuidado el equipo e introduce la nota en la ranura. Para ejecutar las indicaciones apuntadas rayos invisibles tantean el contorno de las letras en la nota, cubetas automáticas miden las cantidades necesarias, unas cuchillas especiales parten raudamente las verduras.


De repente, desde el despacho de papá, llega la sonora voz de mamá.


Mamá mira desde la pantalla de un televideófono. Está en la cubierta de una motonave. Esta aloja el jardín de infancia en el que se encuentran sus hijos menores. — "¿Te has apañado con el desayuno?" — pregunta, sonriendo, mamá.


— "Estás... ¿en el Mar Negro!" — se extraña Ígor. — "Estoy en un viaje de trabajo, inspeccionando los jardines de infancia flotantes del Mar Negro y, ya de paso, he pasado a saludar a los míos... Dile a papá por teléfono que no volveré hasta mañana".


Media hora más tarde Ígor ya está muy lejos de la capital. El Ártico les recibe con una furiosa ventisca. Trabajadores locales rodean al grupo de moscovitas.


Una escotilla se abre ante los excursionistas y la ancha cinta de la escalera mecánica les transporta hacia abajo.


Más tarde recorren las calles de Carbonogrado. Por el aire se extiende el sutil aroma de los tilos. Al ver a la gente tostándose en la playa bajo un astro de cuarzo resulta difícil pensar en la ventisca que campa a sus anchas más arriba.


En las periferias de la ciudad enormes máquinas de acero están royendo las rocas. El ingeniero jefe de Carbonogrado Vladislav Ivánovich cuenta muchas cosas interesantes a los escolares.


— Aquí, bajo la tierra, disfrutamos de una primavera perpetua, — les informa con orgullo, — aunque el caprichoso tiempo de arriba nos fastidia los gráficos de envío del producto.


— Y la estación aérea de administración del clima que se está construyendo, ¿no podría vencer los caprichos del Ártico? — pregunta Nikolái Borísovich. Los chicos esperan con interés la respuesta del ingeniero jefe.


— Por el momento las intervenciones de la estación aérea son de carácter temporal, — respondió Vladislav Ivánovich. — El flujo ininterrumpido de los cargamentos solo se podría asegurar mediane un metro interurbano que atravesara todo el Ártico.


— Este es un nuevo modelo del "terrador": la nueva máquina de perforación de alta velocidad. Este "terrador" funcionará con la energía mesónica recién descubierta que triplicará su velocidad de penetración.


Por otro lado, la estación aérea de administración del clima tiene un gran futuro. Una persona presionará desde su despacho las teclas del radiomando y la máquina levantará el vuelo para reducir el huracán o suprimir una tempestad.


De hecho, los escolares tardarían muy poco en saber de lo que es capaz la estación aérea.
Mientras Vladislav Ivánovich conversa con ellos, en Moscú, en su despacho del Instituto Central de Administración del Clima, el sinóptico jefe del país y el controlador del clima de guardia, el padre de Ígor Yevgueni Serguéievich, discuten los mensajes de emergencia que llegan desde la región del Pacífico.


— Nos acaban de informar, — dice el sinóptico jefe, — de que los últimos imperialistas, escondidos en una lejana isla, han estado probando un arma mesónica prohibida. Las pruebas han provocado una explosión de fuerza inaudita que ha destruido toda la isla y, al mismo tiempo, ha provocado perturbaciones en la atmósfera terrestre.


— ¡Es por eso que nuestra máquina inteligente de pronósticos de repente predice para hoy una tormenta de 12 puntos en el Mar Negro cuando ayer el pronóstico todavía era favorable! — exclama Yevgueni Serguéievich.


— La explosión en el sur del Pacífico está provocando terribles huracanes y tormentas. ¡Es necesario salvar a las personas! — afirma decididamente el sinóptico jefe. — ¿Nuestra estación aérea está preparada?


Una terrible idea abrasa la mente de Yevgueni Serguéievich. Las naves... Los jardines de infancia flotantes... Allí están su mujer, Nina, Vitia. Cada minuto que pasa el huracán está más cerca. Pero la estación todavía no está equipada con el radiomando.


— Pediremos autorización para un vuelo tripulado de la estación aérea de administración del clima, — dice el sinóptico jefe. — Iremos nosotros mismos. Claro que arriesgaremos nuestras vidas. Pero debemos salvar a los niños, a los marineros, las naves.


La autorización para el vuelo llega y, al poco, prominentes columnas de agua pasan detrás de la ventana de la estación aérea del clima. Las columnas llegan hasta las mismísimas nubes.


Por la pantalla del televisor instalado en la estación pasa la costa del Mar Negro. Un gigantesco tornado está arrancando azoteas y descuajando árboles centenarios.


El sinóptico jefe hace bajar cristales negros sobre las ventanas. Auxiliares de laboratorio dirigen los mandos. El fuego deslumbra incluso a través de los cristales negros... Y es que la estación está irradiando mesones de inaudita potencia. Sus rayos combaten el tornado.


Cuando al fin se desconectan los relámpagos mesónicos y se elevan los cristales negros, el tornado se ha ido como por arte de magia. La estación aérea de administración del clima ha salvado cientos de vidas.


La explosión en el sur del Pacífico que había supuesto una amenaza mortal para la costa del Mar Negro, también se da a conocer en la capital. Una masa viscosa, gris y tenebrosa, avanza por un lóbrego cielo.


Pero la capital se está engalanando para la fiesta. Se vive una extraordinaria animación en la calle. Los moscovitas se quitan de las manos la última edición del periódico que informa sobre los últimos logros de la ciencia soviética en la administración del clima.


Y entonces, de repente, se abren los nubarrones y columnas de luz dorada se posan oblicuamente sobre las casas y los parques. El corredor de luz se va abriendo más y más.


La estación aérea de administración del clima sobrevuela lentamente la ciudad. Una radiante ciudad que se prepara para la celebración del Centenario del Gran Octubre. El festejo ha coincidido con una gran victoria de la ciencia soviética sobre la naturaleza.


El padre de Ígor abandona la estación aérea del clima y se encuentra con su hijo que no logra zafarse de su abrazo, especialmente fuerte en esta ocasión.


Por la tarde Yevgueni Serguéievich enciende el televideófono y llama a la motonave Najetia. Desde la pantalla le sonríe su mujer y Nina grita a su lado: "¡Papá! ¡Por aquí ha caído un templadito chaparrón!"

Нельзя представить романтичный Париж без башни Гюстава Эйфеля, вечный Рим без Колизея, чопорный Лондон без Биг-Бена, а знойную Барселону без зданий Антонио Гауди. Великий мастер и гений архитектуры создал тот облик города, по которому теперь его узнает весь мир. Работая на благо людей практически за бесценок, возводя свои шедевры в удовольствие богатым горожанам, он посвятил всю жизнь без остатка искусству, окончив свой путь в нищете. Однако талант мастера и память о нем запечатлены навеки в камне.

Антонио Гауди, архитектор: биография

Будущий известный архитектор появился на свет 25 июня 1852 года, по одним данным, это произошло в городке Реусе близ Таррагоны, по другим - в Риудомсе. Его отца звали Франческо Гауди-и-Съерра, а мать - Антония Корнет-и-Бертран. Он был пятым ребенком в семье. Имя получил в честь своей матери, а двойную фамилию Гауди-и-Корнет приобрел по старой испанской традиции.

Отец Антонио принадлежал к потомственным кузнецам, он занимался не только ковкой, но и чеканкой по меди, а мать была обычной домохозяйкой, посвятившей себя воспитанию детей. Сын довольно рано приобщился к пониманию предметной красоты мира, а заодно полюбил рисование. Пожалуй, именно к отцовской ремесленной кузнице уходят истоки творчества Гауди. На долю матери архитектора выпали тяжелые испытания, практически все дети умирали во младенчестве. В своих воспоминаниях она говорила о том, что Антонио гордился тем, что смог выжить, несмотря на сложные роды и болезнь. Мысль о своей особой роли и предназначении он пронес через всю жизнь.

После смерти всех братьев и сестры, матери, в 1879 году Антонио вместе с отцом и маленькой племянницей обосновались в Барселоне.

Учеба в Реусе

Базовое образование А. Гауди получил в Реусе. Успеваемость у него была средняя, единственный предмет, который он знал просто блестяще, - это геометрия. Со сверстниками общался мало и шумному мальчишескому обществу предпочитал уединенные прогулки. Впрочем, у него все же были друзья - Хосе Рибера и Эдуардо Тода. Последний, в частности, вспоминал, что Гауди особенно не любил зубрежку, а учебу затрудняли частые приступы болезни.

В сфере искусства впервые он проявил себя в 1867 году, когда попробовал свои силы при оформлении театральной сцены в качестве художника. С этим заданием Антонио Гауди справился блестяще. Однако его уже тогда манила архитектура - «живопись в камне», а рисование он расценивал как попутное ремесло.

Учеба в Барселоне и становление

После окончания в 1869 году школы в родном Реусе у Гауди появилась возможность продолжить свое образование в высшем учебном заведении. Однако он решил немного подождать и хорошо подготовиться. С этой целью в 1869 г. он отправился в Барселону, где первым делом устроился в архитектурное бюро на должность чертежника. Параллельно 17-летний юноша записался на подготовительные курсы, на которых проучился 5 лет, что является довольно большим сроком. В период с 1870 по 1882 год он работал под руководством архитекторов Ф. Вильяра и Э. Сала: участвовал в различных конкурсах, выполнял мелкие работы (фонари, ограды и проч.), изучал ремесла и даже проектировал мебель для собственного дома.

В это время Европа находилась во власти неоготического стиля, и юный архитектор не был исключением. Он восторженно следовал его идеалам, а также идеям энтузиастов неоготики. Это период, когда формировался стиль архитектора Гауди, его особый и уникальный взгляд на мир. Он всецело поддержал декларацию искусствоведа Д. Рескина о том, что декоративность - это начало архитектуры. Его творческий стиль год от года становился все более неповторимым и далеким от общепринятых традиций. Провинциальную школу архитектуры Гауди окончил в 1878 г.

Архитектор Гауди: интересные факты

  • В студенческие годы Гауди состоял в обществе Nui Guerrer («Новое воинство»). Молодые люди занимались тем, что украшали карнавальные платформы и разыгрывали пародии исторической и политической тематики из жизни известных каталонцев.
  • Решение на выпускном экзамене в школе Барселоны принималось коллегиально (большинством голосов). В завершение директор обратился к своим коллегам и сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший». На эту реплику Гауди ответил: «Похоже, я теперь архитектор».
  • Отец и сын Гауди были вегетарианцами, приверженцами чистого воздуха и особой диеты по методике доктора Кнайпа.
  • Однажды Гауди поступил заказ хорового общества с просьбой изготовить хоругвь (знамя с ликами Христа, Богородицы или святых) для религиозных процессий. По всем подсчетам оно должно было быть крайне тяжелым, однако архитектор проявил смекалку и вместо обычного дерева использовал пробку.
  • С 2005 года творения Антонио Гауди включены в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первая работа

Финансовое положение студента было довольно хрупким. От семьи из Реуса поддержки ждать не приходилось, а работа чертежника приносила весьма скромный доход. Гауди едва сводил концы с концами. У него не было рядом близких, почти отсутствовали друзья, но был талант, который стали замечать. В тот момент творчество архитектора Гауди проходило этап становления, он был далек от своих поисков и считал, что эксперименты - это удел профессионалов своего дела. В 1870 г. к реставрации монастыря в Поблет власти Каталонии привлекали архитекторов самой различной категории. Юный Гауди отправил на конкурс проектов свой эскиз герба настоятеля монастыря и победил. Эта работа стала первой творческой победой и принесла ему неплохой гонорар.

Чем, если не везением, считать знакомство Гауди с Жоаном Марторелем в гостиной богатого предпринимателя Гуэля? Владелец текстильных фабрик представил его как самого перспективного архитектора не только Барселоны, но и Каталонии. Марторель согласился и предложил помимо своей дружбы работу. Он был не просто известный испанский архитектор. Гауди наладил отношения с профессором архитектуры, чье мнение в данной сфере считалось авторитетным, а мастерство было блестящим. Знакомство сначала с Гуэлем, а затем и с Марторелем стало для него судьбоносным.

Ранние работы

Под влиянием нового наставника появляются первые проекты, стилистически относящиеся к раннему модерну, богато декорированные и яркие. В их числе напоминающий пряничный домик Дом Висенс (жилой, частный), который вы видите на фото далее.

Его проект Гауди закончил в 1878 году, практически параллельно с окончанием учебы и получением диплома архитектора. Дом имеет почти правильную четырехугольную форму, симметрию которой нарушает только столовая и курительная комната. Гауди использовал много декоративных элементов помимо цветных керамических плиток (дань деятельности владельца здания), а именно: башенки, эркеры, выступы фасадов, балконы. Чувствуется влияние испано-арабского стиля мудехар. Даже в этой ранней работе прослеживается желание создать не просто дом, а настоящий архитектурный ансамбль, характерное для всего творчества Гауди. Архитектор и его дома - это гордость не только Барселоны. Гауди творил и за пределами каталонской столицы.

В 1883-1885 гг. в городе Комильясе провинции Кантабрия был построен Эль Каприччо (на фото ниже). Роскошный летний особняк, облицованный снаружи керамической плиткой и ярдами кирпича. Еще не такой витиеватый и причудливый, но уже неповторимый и яркий.

Затем последовали Дом Кальвет и школа при монастыре Святой Терезы в Барселоне, Дом Ботинес и неоготический епископский дворец в Леоне.

Встреча с Гуэлем

Встреча Гауди и Гуэля - этот счастливый случай, когда сама судьба подталкивает людей друг к другу. Дом текстильщика и мецената собирал весь интеллектуальный цвет столицы Каталонии. Впрочем, он и сам знал толк не только в бизнесе и политике, но и в искусстве, живописи. Получив прекрасное образование, предпринимательскую жилку от природы и одновременно скромность, он активно способствовал продвижению социальных проектов и развитию искусства. Возможно, без его помощи как архитектор Гауди и не состоялся бы либо его творческий путь сложился бы иначе.

Существуют две версии знакомства архитектора и мецената. Согласно первой судьбоносная встреча произошла в Париже, на Всемирной выставке 1878 года. В одном из павильонов он обратил внимание на амбициозный проект молодого архитектора - рабочий поселок Матаро. Вторая версия менее официальная. После окончания учебы Гауди брался за любую работу в целях улучшить материальное положение и заодно набраться опыта. Ему пришлось даже оформлять витрину магазина перчаток. За этим занятием его и застал Гуэль. Он распознал гениальный талант сразу, и вскоре Гауди стал частым гостем в его доме. Первая работа, которую он ему доверил, был как раз поселок Матаро. И если верить второй версии, именно с подачи промышленника макет оказался в Париже. Вскоре будущий великий архитектор Гауди занялся строительством Дворца Гуэля (1885-1890 гг.). В этом проекте впервые нашли отражение главные особенности его стиля - соединение структурных и декоративных элементов между собой.

Поддержав Гауди в самом начале его творческой карьеры, впоследствии Гуэль опекал его в течение всей жизни.

Парк Гуэля

Яркий, живописный и необычный парк в верхней части Барселоны получил название в честь Эусеби Гуэля - главного инициатора его построения. Это одна из самых интересных работ Гауди, над созданием ансамбля он трудился с 1900 по 1914 год. Изначально планировалось создать жилую зеленую зону в стиле города-сада - концепция, модная в те времена в Англии. С этой целью Гуэлем была приобретена территория площадью 15 гектаров. Участки продавались плохо, территория вдали от центра города не особо привлекала внимание жителей Барселоны.

Работы начались в 1901 году и осуществлялись в три этапа. Первоначально было проведено укрепление склонов холма и их обустройство, затем прокладывались дороги, строились павильоны на входе и окружающие стены, на заключительном этапе была создана знаменитая извилистая скамейка. Над всем этим трудился не один архитектор. Гауди привлек к работе Жули Бальевеля и Франсеско Беренгера. Дом, построенный по проекту последнего, не удалось продать. Поэтому Гуэль предложил поселиться в нем самому Гауди. Архитектор купил его в 1906 г. и прожил там вплоть до 1925 г. Ныне в здании расположен дом-музей его имени. Проект получился экономически не совсем удачным, и Гуэль в конце концов продал его мэрии города, которая трансформировала его в парк. Сейчас это одна из визитных карточек Барселоны, фото этого парка можно увидеть на всех проспектах, открытках, магнитах и т. д.

Дом Бальо

Дом текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса был построен в 1877 г., а в 1904 г. принялся за его перестройку архитектор Гауди, работы которого к тому времени были популярны и известны далеко за пределами города. Он сохранил изначальную структуру здания, которое боковыми стенами примыкало к двум соседним строениям, и кардинально изменил два фасада (на фото - парадный), а также перепланировал бельэтаж и нижний этаж, создав для них авторскую мебель, добавил подвал, мансарду и ступенчатую террасу крыши.

Световые шахты внутри были объединены в дворовую площадку, и это позволило улучшить не только освещение, но и вентиляцию. Многие историки и искусствоведы придерживаются мнения о том, что дом Бальо - это начало нового в творчестве мастера этапа. С этого момента архитектурные решения Гауди становятся исключительно его собственным видением пластики мира, без оглядки на какие-либо архитектурные стили.

Дом Мило

Необычный жилой дом мастер создавал в течении 4 лет (1906-1910 гг.), ныне это одна из главных достопримечательностей столицы Каталонии (Испания, Барселона). Дом, построенный архитектором Гауди на пересечении улицы Carrer de Provença и бульвара Passeig de Gràcia, стал его последней светской работой, после чего он полностью посвятил себя храму Саграда Фамилия.

Здание отличается не только внешней оригинальностью и новаторским для своего времени внутренним проектом. Продуманная система вентиляции позволяет отказаться от использования кондиционеров, а для смены обстановки владельцы квартир могут свободно переставлять межкомнатные перегородки, кроме того, обустроен подземный гараж. Здание имеет железобетонную конструкцию без несущих и опорных стен, которая держится на несущих колоннах. На фото ниже - внутренний двор дома и оригинальная волнистая крыша с окнами.

Жители Барселоны прозвали здание «каменоломней» за тяжелую конструкцию и вид фасада, так как не сразу прониклись чувством прекрасного к этому творению Гауди.

Архитектор и его дома стали настоящим украшением города. Разбросанные в разных его частях, они создают впечатление целостности столицы Каталонии. Куда ни взгляни, везде вы почувствуете присутствие ее главного архитектора: от тяжеловесных фонарей до величественных куполов и колонн, немыслимых по форме фасадов зданий.

Искупительный храм Святого Семейства (Sagrada Família)

Барселонский храм Святого Семейства является одним из самых знаменитых долгостроев во всем мире. Начиная с 1882 года его возводят исключительно на пожертвования горожан. Здание стало самым известным проектом мастера и наглядно демонстрирует тот факт, насколько исключительный, талантливый и уникальный А. Гауди архитектор. Собор Святого Семейства был освящен папой Бенедиктом XVI в 2010 г., 7 июня, и в тот же день его официально признали готовым к ежедневным богослужениям.

Идея его создания появилась в 1874 г., а уже в 1881 г. благодаря пожертвованиям горожан был приобретен участок в районе Эшампле, на тот момент располагавшийся в нескольких километрах от Барселоны. Первоначально проектом занимался архитектор Вильяр. Он видел новый храм в стиле неоготической базилики в форме креста, который образуют пять продольных и три поперечных нефа. Однако ближе к концу 1882 года Вильяр по причине разногласий с заказчиком покинул строительную площадку, уступив место А. Гауди.

Работа над проектом всей его жизни шла этапами. Так, в период с 1883 по 1889 г. он полностью завершил крипту. Затем он решил внести серьезные изменения в первоначальный проект, и связано это было с небывало крупным анонимным пожертвованием. Над фасадом Рождества Гауди начал работу в 1892 г., а в 1911 г. был создан проект второго, строительство которого началось уже после его смерти.

Когда великого мастера не стало, работу продолжил его близкий соратник Доменек Сугранес, с 1902 г. помогавший Гауди. Великие архитекторы запомнились миру по масштабным и амбициозным, уникальным проектам. Таковым стал и Гауди, посвятивший храму Святого Семейства более 40 лет своей жизни. Он годами экспериментировал с формой колоколов, до мельчайших деталей продумывал конструкцию здания, которая должна была стать грандиозным органом под влиянием ветра, проходящего через определенные отверстия в башне, а внутреннее убранство он представлял себе как многоцветный и яркий псалом во славу Господа. На фото ниже - вид храма изнутри.

Строительство храма ведется по сей день, не так давно власти Испании официально заявили о том, что закончить его вряд ли удастся раньше 2026 года.

А. Гауди посвятил архитектуре всю свою жизнь без остатка. Несмотря на популярность и известность, которые пришли к нему, он оставался скромен и одинок. Малознакомые люди утверждали, что он был груб, высокомерен и неприятен, в то время как немногочисленные близкие отзывались о нем как о прекрасном и верном друге. С годами Гауди постепенно с головой ушел в католичество и веру, при этом кардинально изменился и образ жизни. Собственный заработок и сбережения он отдавал храму, в крипте которого и был похоронен 12 июня 1926 года.

Кто же он на самом деле? Известный испанский архитектор Гауди - это наследие мировой архитектуры, ее отдельная глава. Он человек, опровергший все авторитеты и творивший за пределами известных искусству стилей. Каталонцы его боготворят, а остальной мир им восхищается.

Опубликовано: Октябрь 20, 2014

Архитектура Испании

К испанской архитектуре относится архитектура, создаваемая на любой территории в том регионе, который в настоящее время является Испанией, и испанскими архитекторами по всему миру. Данный термин включает здания в текущих географических границах Испании, которые располагались там, до того как это название было дано этим территориям (назывались ли они называют Иберия, Римская Гиспания, Аль-Андалус или были сформированы из нескольких христианских королевств). Благодаря своему историческому и географическому разнообразию, испанская архитектура попала под множество влияний. Иберийская архитектура начала формироваться параллельно с другими видами архитектуры вокруг Средиземного моря и в Северной Европе.

Реальное развитие началось с приходом римлян, которые оставили позади некоторые свои самые выдающиеся памятники Римской Испании. Приход вестготов привел к резкому ухудшению ситуации в области строительной техники, что параллельно происходило в остальной части бывшей империи. Мавританское завоевание в 711 г н.э., приводит к радикальным изменениям, и в течение следующих восьми веков произошел значительный прогресс в культуре, в том числе в архитектуре. Например, Кордова была создана в качестве культурной столицы своего времени при мусульманской династии Омейядов. Одновременно постепенно возникали христианские королевства, они создавали свои собственные стили, сначала в основном изолированные от европейских архитектурных влияний, но позже они интегрировались в романские и готические потоки, достигнув наивысшего уровня с многочисленными образцами (стиля) по всей территории. Стиль мудехар (Mudéjar), существовавший с XII по XVII века, характеризуется смешением европейских и арабских культурных влияний.

К концу XV века и до влияния Латинской Америки с ее колониальной архитектурой сама Испания экспериментировала с архитектурой Возрождения, создаваемой в основном местными архитекторами. Испанскый стиль барокко отличался буйными украшениями Чурригереско и самым строгим стилем Эрреры, оба они развивались отдельно от более поздних международных влияний. Колониальный стиль, который существовал на протяжении веков, до сих пор демонстрирует сильное влияние в Латинской Америке. Неоклассицизм достиг своего расцвета в работе Хуана де Вильянуэвы и его учеников.

В XIX веке существовало два внешних проявления: инженерные усилия по достижению нового языка и проведение структурных улучшений с использованием железа и стекла в качестве основных строительных материалов, и академическая направленность, в первую очередь на возрождение и эклектику, а позже на регионализм. Приход модернизма на академическую арену привел к появлению таких деятелей, таких как Гауди, и большая часть архитектуры XX века. Международный стиль возглавляли группы, такие как GATEPAC (Grupo de Artistas y Técnicos Españoles para el Progreso de l"Arquitectura Contemporánea). Испания в настоящее время переживает революцию в современной архитектуре, и мировую известность получили испанские архитекторы, такие как Рафаэль Монео, Сантьяго Калатрава, Рикардо Бофилл, а также многие другие.

Из-за их художественной значимости многие архитектурные объекты Испании, и даже части городов, были объявлены объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Испания занимает второе место по количеству объектов всемирного наследия в мире; больше их только в Италии. Они перечислены в Списке объектов Всемирного наследия в Европе: Испания

Предыстория

Архитектура мегалита

Навета-дес-Тудонс (Naveta d"Es Tudons), Менорка, фото: общественное достояние

В каменном веке наиболее распространенным мегалитом (сооружением из огромных каменных глыб) на Пиренейском полуострове был дольмен. В плане этих погребальных камер был псевдокруг или трапеция, образованная огромными камнями, стоявшими на земле, а другие над ними образовывали крышу. По мере развития типологии появился входной коридор, и постепенно он приобрел известность и стал почти так же велик, как и комната. Коридоры с крышей и ложные купола были распространены на самой поздней стадии. В комплексе Антекера расположены крупнейшие дольмены в Европе. Лучше всего сохранился дольмен Куэва-де-Менга глубиной двадцать пять метров и высотой четыре метра, он был построен из тридцати двух мегалитов.

Образцы архитектуры эпохи бронзы, сохранившиеся лучше всего, расположены на Балеарских островах, где возникли три вида конструкций: Т-образный таула, талайот и навета. Талайотами были оборонительные башни в форме усеченного конуса и усеченной пирамиды. У них был центральный столб. Наветы были конструкциями из больших камней, их форма была похожа на корпус судна.

Иберийская и кельтская архитектура

Кельтские поселения в Галисии: Кастро де Баронья, фото:Locutus Borg,

Наиболее характерными конструкциями кельтов были городища (Castros) - деревни, обнесенные стеной, обычно расположенные на вершинах холмов или гор. Они строились в районах, занятых кельтами в долине Дуэро и в Галисии. Примерами таких поселений являются Лас Коготас в Авиле и Санта-Текла в Понтеведра.

Дома этих городищах были приблизительно от 3,5 до 5 метров в длину, в основном они были круглыми, некоторые - прямоугольными, строились они из природного камня, крыша была соломенной, она опиралась на деревянную колонну в центре здания. Их улицы были достаточно правильными, намекая на некоторую форму центральной организации.

Города, построенные племенами ареваков (Arévacos) были связаны с иберийской культурой, и некоторые из них достигли значительного развития, например, Нуманции. Другие поселения были более примитивными и, как правило, выдолбленными в скале, например, Термантия.

Римский период

Градостроение

Римский театр в Мериде, фото: Ikiwaner ,

Римское завоевание Гиспании, начавшееся в 218 г до н.э., предполагало практически полную латинизацию Пиренейского полуострова. Местное население глубоко впитало римскую культуру: Бывшие военные городки и иберийские, финикийские и греческие поселения были преобразованы в крупные города, где урбанизация хорошо развивалась в провинциях: Эмерита-Августа в Лузитании, Кордуба (Кордова), Италика, Гиспалис (сегодня Севилья), Гадес в Бетике, Таррако, Каесар Аугуста, Астурика Аугуста (Асторга), Лехио Септима Хемина и Лукус Аугусти в Тарраконненской провинции были достаточно важными городами, соединенными сложной сетью дорог. Развитие строительства включает в себя некоторые памятники, сопоставимого по качеству с памятниками в столице - Риме.

Конструкции


Алькантарский мост, эпоха Траяна, фото: Para, Лицензия свободной документации GNU (FDL)

Гражданское строительство представлено в навязанных конструкциях, таких как Акведук в Сеговии или Мериде (​​акведук де-лос Милагрос), мосты, например, Алькантарский мост и Меридский мост над рекой Тахо, или Кордовский мост над рекой Гвадалквивир. Строительные работы были широко развиты в Гиспании при императоре Траяне (98-117 гг н.э.). Строились также маяки, например, Башня Геркулеса в Ла-Корунья, который все еще используется.

Игровая архитектура представлена ​​такими зданиями, как театры Мериды, Сагунто или Тиермеса, амфитеатрами, например, в Мериде, Италике, Таррагоне или Сегобриге, и цирки были построены в Мериде, Кордове, Толедо, Сагунто и многих других поселениях.

Религиозная архитектура также распространялась по всему полуострову: примерами являются храмы в Кордова, Вике, Мериде (Диана и Марс) и Талавера-ла-Вьехе. Основными погребальными памятниками являются башня Сципионов в Таррагоне, дистиль (портик с двумя колоннами) в Саламея-де-ла-Серена в Бадахосе и мавзолеи семьи Атилиев в Садабе и семьи Фабара в Ампуриасе, оба в Сарагосе. Триумфальные арки обнаруживаются в Капаре (четырехгранная), Бара и Мединачали.

Дороманский период в Испанской архитектуре

Термин «дороманское» относится к христианскому искусству после классического периода и до римского искусства и архитектуры. Он охватывает очень разнородные художественные проявления, которые создавались в разные века и в различных культурах. Территория Испании может похвастаться богатым разнообразием дороманской архитектуры: некоторые из ее ответвлений, например, астурийское искусство, достигли высокого уровня утонченности для своей эпохи и культурного контекста.

Вестготскаяя архитектура в Испании


Астурийское искусство

Санта Мария дель Наранко, фото: Rafaelj,

Королевство Астурия возникло в 718 году, когда племена астуров сплотились и решили назначить Пелайо своим лидером. Пелайо объединил местные племена и беженцев вестготов под своим командованием с целью постепенно восстановить готический орден.

Астуриское дороманское искусство является особой чертой всей Испании, оно сочетало в себе элементы других стилей, черты как вестготских, так и местных традиций, создало и развивало свою собственную индивидуальность и характеристики, достигнув значительного уровня утонченности не только в том, что касается конструкции, но также и с точки зрения эстетики.

Что касается его эволюции, то с точки зрения внешнего вида, астурийское дороманское искусство придерживалось «стилистической последовательности, тесно связанной с политической эволюцией королевства, его этапы были четко определены». В основном оно представлено придворной архитектурой, в ее развитии выделяется пять периодов: первый период (737-791 гг) от правления короля Фафила до Бермудо I. Второй этап включает в себя правление Альфонсо II (791-842 гг), входя в стадию стилистического определения. Эти два первых периода получили название дорамирские (Pre-Ramirense). Наиболее важная церковь - это Сан Хулиан де лос Прадос в Овьедо, с интересной волюметрией и комплексной программой иконографических фресок, близко связанных с римской настенной живописью. Характерные решетки и тройное окно в алтарной части храма впервые появились на этом этапе. Камара Санта в соборе Овьедо, Сан Педро де Нора и Санта Мария де Бендонес также принадлежат к этому периоду.

Интерьер Сан Хулиан де лос Прадос, фото: Sitomon, общественное достояние

Третий период включает время правления Рамиро I (842-850 гг) и Ордоньо I (850-866 гг). Она называется рамирский и считается высшей точкой стиля, благодаря работе неизвестного архитектора, который привнес сюда новые структурные и декоративные достижения, например, цилиндрический свод, и последовательному использованию поперечных дуг и контрфорсов, которые сделали этот стиль довольно близким к структурным достижениям романского стиля, возникшего спустя два столетия. Некоторые авторы указывают на необъяснимое сирийское влияние, выражавшееся в богатых орнаментах. В этот период были созданы большинство шедевров стиля: Дворцовые павильоны горы Наранко (Санта Мария дель Наранко и Сан Мигель де Лильо) и церковь Санта Кристина де Лена были построены в этот период.

Четвертый период приходится на период царствования Альфонса III (866-910 гг), где сильное влияние на архитектуру Астурии оказывают мосарабы (христиане, проживавшие на территориях Пиренейского полуострова, находящихся под контролем мусульман), также более широко стали использоваться подковообразные арки. Пятый и последний период совпал с переездом двора в Леон, исчезновением царства Астурии, и одновременно, из астурийского дороманского искусства.

Архитектура периода повторного заселения

С конца IX до начала XI века в северных христианских королевствах было построено несколько церквей. Они широко, но неправильно известны как мосарабская архитектуры. Эта архитектура представляет собой набор неравномерно распределенных элементов различного происхождения, часто преобладает форма раннехристианского, вестготского или астурийского происхождения, в то время как в других случаях подчеркивается мусульманское влияние.

Церкви - это обычно базилики или церкви с осевой планировкой, иногда с противоположными апсидами. Основные часовни были прямоугольными в плане снаружи и ультра-полукруглыми в интерьере. Используются подковообразные арки мусульманского происхождения, они несколько более закрыты и наклонены, чем вестготские, также используется альфиз (прямоугольное обрамление верхней части арки). Двойные и тройные окна астурийской традиции и сгруппированные колонны, образующие составные колонны, с коринфскими капителями, украшенные стилизованными элементами.

Украшения сходны с вестготскими, в основном используются завитки, свастики и растительные и животные мотивы, создающие прогнозируемые границы и сдержанность внешней отделки. Предложены некоторые нововведения, например, большие дольчатые выступы, поддерживающие очень ярко выраженные свесы карнизов.

Можно наблюдать четкий контроль над технологиями в строительстве, используется щебень, стены, усиленные внешними опорами и покрытые с помощью секционных сводов, в том числе традиционных цилиндрических сводов.

Архитектура Аль-Андалус

Кордовский халифат

Максура Большой мечети Кордовы, фото: Mats Halldin,

Мавританское завоевание бывшей Гиспании войсками Мусы ибн Нусаира и Тарика ибн Зияда и свержения династии Омейядов в Дамаске привели к созданию независимого эмирата Абд ар-Рахманом I, единственным выжившим принцем, который бежал от Аббасидов и основал свою столицу в Кордове. Она стала культурной столицей Запада с 750 по 1009 годы. Архитектура, созданная в Аль-Андалусе при Омейядах, произошла от архитектуры Дамаска с добавлением эстетических достижений локального воздействия: подковообразные арки, отличительная черта испанской арабской архитектуры, были позаимствованы у вестготов. Архитекторы, художники и мастера пришли с Востока, чтобы построить такие города, как Мадина аз-захра, великолепие которой не могли себе представить европейские королевства той эпохи.

Самым выдающимся строением Кордовы Омейядов является Великая мечеть, которую последовательными этапами строили Абд ар-Рахман I, Абд ар-Рахман II, Ал-Хакам II и Аль-Мансур.

Тайфы

Альхаферия в Сарагосе, фото: Ecelan,

Халифат исчез и был разделен на несколько небольших царств, называемых тайфами. Их политическая слабость сопровождалось культурным спадом, и наряду с быстрым развитием христианских королевств тайфы держались за авторитет структур и форм стиля Кордовы. Спад ощущался в строительных технологиях и в материалах, но не в изобилии украшений. Лопасти многолопастных арок умножались и утончались, превращались в ламбрекены, а все халифские элементы были чрезмерно подчеркнуты. Некоторые великолепные образцы архитектуры тайфов сохранились до настоящего времени, например, Дворец Альхаферия в Сарагосе, или небольшая мечеть Баб-Мардум в Толедо, позже трансформированная в один из первых примеров архитектуры в стиле мудехар (церковь Кристо де ла Лус).

Альморавиды и альмохады

Башня альмохадов и колокольная секция в стиле Возрождения сливаются в одно гармоничное целое в колокольне Ла Хиральда, Севиль, фото: Makinal ,

Альморавиды вторглись в Аль-Андалус из Северной Африки в 1086 году и объединили тайфы под своей властью. Они разработали свою собственную архитектуру, но сохранилось очень мало ее примеров, из-за следующего вторжения, теперь уже альмохадов, которые навязывали исламскую ультраортодоксальность и разрушили почти каждое значительное здание альморавидов, в том числе Мадину аз-захра и другие сооружения халифата. Их искусство было чрезвычайно строгим и простым, они использовали кирпич в качестве основного строительного материала. В буквальном смысле единственное их внешнее украшение, «себка», основано в сетке из ромбов. Альмохады также использовали украшения с пальмовым узором, но они был не более чем упрощением гораздо более пышных пальм альморавидов. Шло время, искусство становилось немного более декоративным. Самым известным примером архитектуры альмохадов является Хиральда, бывший минарет мечети Севильи. Ее относят к стилю мудехар, но этот стиль поглощен здесь эстетикой альмохадов, синагога Санта-Мария-ла-Бланка в Толедо является редким примером архитектурного сотрудничества трех культур средневековой Испании.

Архитектура Насридов Королевства Гранада

Альгамбра: Львиный двор, фото: Wzwz ,

После распада империи альмохадов рассеянные мавританские царства на юге полуострова были реорганизованы, и в 1237 году правители Насриды учредили свою столицу в Гранаде. Архитектура, которую они создавали, стала одной из самых богатых среди созданных мусульманами в какой-либо период. Она была многим обязана культурному наследию бывших мавританских стилей Аль-Андалус , которые Насриды смогли эклектично сочетать, и тесному контакту с северными христианскими королевствами. Дворцы Альгамбра и Хенералифе являются наиболее выдающими сооружениями этого периода. Структурные и декоративные элементы были взяты из кордовской архитектуры (подковообразные арки), от Альмохадов (себка и пальмовое украшения), но и были и элементы, созданные ими самими, например, призматические и цилиндрические капители и мосарабские арки, в пестрой комбинации пространств интерьера и экстерьера, садоводства и архитектуры, которые стремились удовлетворить все органы чувств. В отличие от архитектуры Омейядов, которая построена на использовании дорогих и импортных материалов, Насриды использовали только скромные материалы: глину, гипс и дерево. Однако эстетический результат полон сложности, он как бы интригует смотрящего: Множественность украшений, умелое использование света и тени и включение воды в архитектуру являются несколькими ключевыми особенностями стиля. На стенах разных комнат также встречаются надписи с иносказательными стихотворениями о красоте пространств.

Стиль мудехар


Двор кукол в Алькасаре Севильи, фото: Dubaduba ,

Архитектура мавров и коренных андалузцев, которые остались на христианской территории, но не были обращены в христианство, называется «стиль мудехар». Он развивался в основном с XII по XVI век и находился под сильным влиянием мавританской вкуса и мастерства, но создавался он для использования христианскими владельцами. Таким образом, это не совсем чистый стиль: Архитекторы стиля мудехар часто объединяли свои методы и художественный язык с другими стилями в зависимости от исторического момента. Таким образом, можно говорить не только о стиле мудехар, но и о романском мудехар, мудехар-готике или мудехар-возрождении.

Стиль мудехар - симбиоз методов и способов понимания архитектуры, возникший из еврейских, мусульманских и христианских культур, живших бок о бок, он появился как архитектурный стиль в XII веке. Он характеризуется использованием кирпича в качестве основного строительного материала. Мудехар не предполагал создания новых структур (в отличие от готики или романского стиля), он переосмысливал стили западных культур через исламские влияния. Доминирующий геометрический характер, отчетливо исламский, заметно появился во второстепенных ремеслах, здесь использовались дешевые тщательно обработанные материалы - плитка, кирпичная кладка, резьба по дереву, резьба по штукатурке и декоративные металлы. Даже после того, как мусульмане перестали оказывать свое влияние, большая часть их наследия осталась неотъемлемой частью испанской архитектуры.

Церковь Саагун в стиле мудехар, Леон, фото: Josemanuel ,

Принято считать, что стиль мудехар зародился в городе Саагун. Этот стиль распространился на остальную часть Королевства Леон, Толедо, Авилу, Сеговию, а затем в Андалусию, особенно в Севилью и Гранаду. Комнаты Алькасар Севильи в стиле мудехар, хотя и классифицированные как мудехар, они более тесно связаны с Альгамброй Насридов, чем другие здания этого стиля, так как они были созданы Педро Кастильским, который привез из Гранады архитекторов, испытавших очень мало христианского влияния. Центры искусства мудехар встречаются и в других городах, например, в Торо, Куэльяре, Аревало и Мадригале де лас Альтас Торрес. Он был в значительной степени развит в Арагоне, с 3 основными направлениями: Сарагоса, Калатаюд и Теруэль в течение XIII, XIV и XV веков. В Теруэле была построена большая группа величественных церквей и башен. Другие прекрасные примеры стиля мудехар можно найти в Каса Пилатосе (Севилья), Монастыре Санта-Клара в Тордесильяс или в церкви в Толедо, одном из старейших и самых выдающихся центров стиля мудехар. В Толедо синагоги Санта Мария ла Бланка и Эль Трансито (обе относятся к стилю мудехар, хотя не являются христианскими) заслуживают особого упоминания.

Романский период в испанской архитектуре

Внутренний вид собора Сантьяго-де-Компостела, фото: Lmbuga ,

Романский стиль впервые появился в Испании в X и XI веках, до влияния Клюни, в Лериде, Барселоне, Таррагоне и Уэска ​​и в Пиренеях, одновременно с севером Италии, этот стиль называется «Первый романский» или «Ломбардский романский». Это очень примитивный стиль, характеристиками которого являются толстые стены, отсутствие скульптур и наличие ритмических декоративных арок, типичным примером которых являются церкви в Валь-де-Бой.

Полноценная романская архитектура появилась под Клюни на пути Святого Иакова, который заканчивается в соборе Сантьяго-де-Компостела. Моделью испанского романского стиля в XII веке был Собор Хака с его характерным планом и апсидой и «шахматным» украшением в полоску, называемым taqueado Jaqués. По мере того, как христианские королевства расширялись на юг, данная модель распространялась в отвоеванных районах с некоторыми вариациями. Испанский романский стиль также демонстрирует влияние испанских прероманского стилей, в основном астурийского и мосарабского. Но заметно также и сильное мавританское влияние, особенно в сводах мечетей Кордовы и в использовании многолопастных арок. В XIII веке некоторые церкви чередовались в стиле между романским и готическим. Арагон, Наварра и Кастилия-Леон - это некоторые из районов с лучшими примерами испанской романской архитектуры.

Готический период в испанской архитектуре

Кафедральный собор в г. Бургос, фото: FAR ,

Готический стиль прибыл в Испанию в результате европейского влияния в XII веке, когда поздний романский чередовался с несколькими проявлениями чистой готической архитектуры, например, в соборе Авилы. Высокая готика прибыла во всей своей силе через Пути святого Иакова в XIII веке, с несколькими самыми подлинными готическими соборами, с немецким и французским влиянием: например, в соборах в Бургосе, Леоне и Толедо.

Наиболее важные готические стили после XIII века в Испании - это Готика Левантино и Исабеллино. Готика Левантино характеризуется структурными достижениями и их объединением пространства, ее шедеврами являются Ла Сеу (собор) в Пальма-де-Майорка, шелковая биржа Валенсии (Lonja de Valencia) и Санта-Мария-дель-Мар (Барселона).

Готика Исабеллино, созданная во времена католических монархов, была частью перехода к Возрождению в архитектуре, она также выражала сильное сопротивление стилю итальянского Возрождения. Основными примерами этого стиля являются Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо и Королевская часовня Гранады.

Возрождение

Дворец Карла V в Гранаде, фото: Manuel González Olaechea ,

Дворец завоевания, Трухильо, фото: Bernard bill5 ,

В Испании Возрождение впервые возникло в дополнение к готическим формам в последние десятилетия XV века. Этот стиль начали распространять в основном местные архитекторы: что является причиной создания особенного испанского Возрождения, которое принесло с собой влияние архитектуры Южной Италии, иногда из освещенных книг и картин, смешанной с готической традицией и местными особенностями стиля. Новый стиль получил название Платереско из-за обильно украшенных фасадов, которые напоминали декоративные мотивы работ ювелиров по серебру с мельчайшими подробностями - "Plateros" (исп. plata, серебро). Классические ордеры и мотивы канделябров (candelieri) свободно объединялись в симметричное целое.

В этой обстановке Дворец Карла V по проекту Педро Мачука в Гранаде стал неожиданным достижением в самом передовом стиле Возрождения того времени. Дворец может быть охарактеризован как преддверие маньеризма, благодаря преобладанию классического языка и прорывным эстетическим достижениям. Он был построен до основных произведений Микеланджело и Палладио. Его влияние было очень ограниченным и неправильно понятым, формы платереско введены в общую панораму.

Через десятилетия готическое влияние исчезло, и исследование православного классицизма достигло высокого уровня. Хотя платереско является широко используемым термином для определения большинства архитектурных произведений конца XV и первой половины XVI века, некоторые архитекторы создали совой собственный более трезвый стиль, среди них Диего Силое и Родриго Хиль де Онтаньон.

Примерами этого стиля являются фасады Университета Саламанки и монастыря Сан-Маркос в Леоне.

Изюминкой испанского Возрождения является Королевский монастырь Эскориал по проекту Хуана Баутисты де Толедо и Хуана де Эрреры, здесь очень близкое следование искусству Древнего Рима был преодолено благодаря использованию чрезвычайно умеренного стиля. Влияние крыш Фландрии, символизм немногочисленных украшений и точный срез гранита были основами нового стиля, который влиял на испанскую архитектуру в течение столетия: Эррерская архитектура (эрререско) Ученик Эрреры Хуан Баутиста Вильяльпандо оказал влияние на интерпретацию недавно восстановленного текста Витрувия, чтобы сделать предположение о происхождении классических ордеров в Храме Соломона.

Эскориал, фото: Magnus Manske ,

Период барокко в архитектуре Испании

По мере того, как итальянские барочные влияния проникали через Пиренеи, они постепенно превосходили в популярности сдержанный, подражающий классическому стилю подход Хуана де Эрреры, который был в моде с конца XVI века. Еще в 1667 году фасады собора Гранады (Алонсо Кано) и собора г. Хаэн (по проекту Эуфрасио Лопеса де Рохаса) обозначили свободу художников в интерпретации традиционных мотивов испанской архитектуры собора в барочной эстетической идиоме.

Национальный стиль барокко с его корнями еще в стиле Эрреры и в традиционной конструкции кирпича развивался в Мадриде в течение всего XVII века. Примерами являются Пласа-Майор и Дом Булочника (Casa de la Panaderia, Casa Mayor).

Современный фасад собора Сантьяго-де-Компостела, фото: Lmbuga ,

В отличие от искусства Северной Европы, испанское искусство этого периода обращалось к эмоциям, а не стремилось угодить интеллекту. Семья Чурригеро, которая специализировалась на проектировании алтарей и заалтарных полок, восстала против трезвости классицизма эрререско и способствовала развитию сложного, преувеличенного, почти странного стиля поверхностного украшения, известного как «чурригереско». За полвека они превратили Саламанку в образец города в стиле чурригереско.

Эволюция этого стиля состояла из трех этапов. Между 1680 и 1720 годами Чурригера популяризировала смесь соломоновых столбов Гварини и композитного ордера, известного «высший ордер». Между 1720 и 1760 годами колонна чурригереско или эстипите в форме перевернутого конуса или обелиска, стала центральным элементом декоративного оформления. С 1760 до 1780 годы происходило постепенное смещение интереса от витого направления и чрезмерного орнамента к неоклассическому балансу и трезвости.

Два самых привлекательных творения испанского барокко - энергичные фасады Вальядолидского университета (Диего Томе, 1719 г) и Приют-де-Сан-Фернандо в Мадриде (Педро де Рибера, 1722 г), криволинейная экстравагантность которого кажется предвестником Антонио Гауди и стиля модерн. В этом случае, как и во многих других, дизайн включает в себя игру тектонических и декоративных элементов с небольшим отношением к структуре и функции. Тем не менее, стиль барокко чурригереско предложил несколько самых впечатляющих комбинаций пространства и света в таких зданиях, как Картезианский монастырь в Гранаде, который считается апофеозом стилей чурригереско в применении к внутренним пространствам, или капелла Транспаренте собора Толедо по проекту Нарцисо Томе, где скульптура и архитектура объединены для достижения заметных световых драматических эффектов.

Королевский дворец Мадрида, фото: Kadellar ,

Королевский дворец в Мадриде и проектные работы Пасео дель Прадо (Салон дель Прадо и ворота Алькала) в том же городе заслуживают особого упоминания. Их построили короли династии Бурбонов Филипп V и Карл III в международном умеренном стиле барокко, который часто ошибочно принимают за неоклассический стиль. Королевские Дворцы Ла Гранха-де-Сан-Ильдефонсо в Сеговии и Аранхуэс в Мадриде являются хорошими примерами барочной интеграции архитектуры и озеленения с заметным французским влиянием (Ла Гранха известен как испанский Версаль), но с местными пространственными представлениями, которые в некоторых отношениях отображают наследие мавританской оккупации.

Стиль рококо впервые продемонстрирован в Испании в соборе в Мурсии, западный фасад, 1733 г. Величайшим представителем испанского стиля рококо был местный мастер Вентура Родригес, он создал ослепительный интерьер базилики Богоматери Пиларской в Сарагосе (1750 г).

Перевод статьи английской википедии.

(Внимание!, продолжение статьи )