Тип вагона св расшифровка. Железнодорожный шик по-белорусски: путешествуем в вагоне СВ внутри страны

02.05.2022

При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.

Детали зависят от перевозчика — каждый из них подразумевает под классом вагона свои нюансы. Большинство российских поездов формируются «Федеральной пассажирской компанией» (ОАО «ФПК»), к тому же в общем и целом принципы совпадают. Поэтому ниже маркировка вагонов пояснена по нормам ФПК с отдельными дополнениями от других перевозчиков.

Поезда «Сапсан»

Все вагоны кондиционируются.

  • 1Р — купе-переговорная, продаётся только целиком. Напитки, кожаные кресла, гардеробная, оборудованная проектором переговорная и многое другое.
  • 1В — просто места в вагоне 1 класса, без переговорной. Все удобства и сервис самого ».
  • 1С — вагон бизнес-класса. Кресла и столы, шкафы для вещей, опоры для ног. Высококлассное обслуживание. Розетки при каждом блоке кресел, напитки, горячее питание по меню, свежая пресса и т.п.
  • 2С — сидячий вагон эконом-класса. Места у стола и не у стола, вешалки для одежды, место для багажа, наушники.
  • 2В — класс «Экономический+» (вагон № 10 и № 20). От эконом-класса отличается тем, что просторнее, розетка возле каждого блока кресел, в стоимость билета входит ланч-бокс, доступен Wi-Fi.
  • 2E — места в вагоне-бистро, в стоимость билета включено питание на сумму 2000 рублей по меню. Через интернет можно купить в день отправления и на следующий день.

Поезда «Стриж»

Во всех вагонах есть кондиционер и питьевая вода (бесплатно). Работают биотуалеты, видеомониторы, поезд сопровождает охрана. Во всех вагонах есть индивидуальные розетки — под креслами или в купе

  • 1Е — СВ (VIP). Продаётся купе целиком, в нём могут ехать 1 или 2 пассажира. Верхняя спальная полка складывается, нижнее место трансформируется в два кресла. В купе есть собственный санузел с душем, туалетом и умывальником. Сейф, розетки, расширенный набор путешественника, телевизор с выбором видеопрограмм. В стоимость билета входит питание и постельное бельё.
  • 1Э — аналогичен класссу 1Е, но можно выкупить одно место в купе.
  • 1Р — сидячие вагоны 1 класса. Просторно, удобные кресла, в стоимость проезда включено питание, санитарно-гигиенический набор и пресса.
  • 2С — сидячие вагоны 2 класса.

Общий вагон

  • 3О — общий вагон. Как правило, там расположены те же полки, что и в плацкартном, но продаётся по 3 билета на каждую нижнюю полку. Предполагается, что это места для сидения. В новых поездах эти вагоны делают более удобными и специализированными. Кондиционера и биотуалета может не быть.
  • 3В — общий вагон без номеров мест. Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано.

Сидячий вагон

Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.

  • 1С, 2С, 3С — вагоны с такой маркировкой встречаются в самых разных поездах (от скоростных до пригородных «экспрессов), и условия в каждом случае предполагаются свои. Как правило, 1 и 2 класс кондиционируются (не гарантировано), 3 — нет. Дополнительные услуги зависят от конкретного поезда. Класс (и цена проезда, соответственно) определяется количеством мест в вагоне, типом кресел и т.п.
  • 1Р — в двухэтажном сидячем вагоне так маркируются места в купе (например места 133, 134 в поезде 045/046 Москва — Воронеж). В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
  • 1В — вагон с индивидуальным размещением, то есть выкупаются все места. В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
  • 2Р — вагон повышенной комфортности, оснащён кондиционером и биотуалетом. В стоимость билета входят холодные закуски.
  • 2В, 3Ж — кондиционера может не быть, дополнительные услуги в стоимость проезда не включены. В вагонах этого класса можно перевозить животных. Учитывайте это, если для вас наличие животных может быть препятствием для проезда или же если вам самим нужно ехать с домашним питомцем. .
  • 2Е — сидячий вагон с кондиционером, наличие биотуалета не гарантировано.

Плацкартные вагоны

Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.

  • 3Э — плацкартный вагон с кондиционером и биотуалетом.
  • 3Т — вагон кондиционируется, биотуалета может не быть.
  • 3Д — в вагоне есть кондиционер. Наличие биотуалета не гарантировано.
  • 3У — аналогично 3Д, но не гарантировано наличие кондиционера.
  • 3Л — кондиционер и биотуалет не предусмотрен.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то в вагоне класса 3У предполагается наличие кондиционера и биотуалетов. Есть розетки в каждом отсеке, работает видеонаблюдение. Пассажирам предоставляется дорожный набор, постельное бельё. Животных провозить нельзя.

Купе

Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.

  • 2Э — кондиционируемый вагон повышенной комфортности с 4-местными купе. В стоимость билета входит питание, пресса, санитарно-гигиенический набор. Можно ехать с В вагоне есть биотуалет.
  • 2Э — в двухэтажных поездах — аналогично 2Э в обычных поездах, но не предоставляется гигиенический набор и пресса.
  • 2Б — аналогично 2Э, но наличие биотуалета не гарантировано.
  • 2К — кондиционер и биотуалет в вагоне, Дополнительные услуги (кроме постельного белья) в стоимость билета не входят.
  • 2У — аналогично 2К, но не гарантировано наличие биотуалета в вагоне.
  • 2Л — никаких дополнительных опций, в стоимость проезда входит только бельё. В вагоне может не быть кондиционера и биотуалета.
  • 2Д — купе без дополнительных услуг, можно отказаться от оплаты постельного белья (в других купейный вагонах нельзя). Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано (зависит от того, в каком вагоне выделены места этого класса). Перевозка животных не предусмотрена.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 2Т подразумевает ужин или завтрак на выбор (есть вегетарианское меню), санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагоны кондиционируются, работают биотуалеты. В купе есть ЖК-монитор, индивидуальные розетки, сейф. Детям выдают подарки, по запросу детский манеж. В вагоне за дополнительную плату можно заказать свежесваренный кофе или чай, приобрести у проводника сувениры или необходимые в дороге мелочи. Провоз животных запрещён.

Люкс (СВ)

Это вагоны с 2-местными купе. Мягкие полки для лежания, в вагоне от 16 до 20 мест. Бельё всегда входит в стоимость проезда , все вагоны кондиционируются. Маркируется как 1 класс.

  • 1Б — бизнес-класс. В стоимость билета входят напитки, питание, пресса, гигиенические принадлежности и т.п. Стоимость указана за целое купе, в котором едет 1 взрослый пассажир.Можно везти с собой
  • 1Э — то же, что и 1Б, но можно купить одно место в купе, а не выкупать его целиком.
  • 1У — дополнительные услуги в стоимость билета не включены (кроме постельного белья), но уровень комфорта соответствует первому классу.
  • 1Л — вагон СВ. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят, предполагается наличие кондиционера, но биотуалета может не быть. Постельное бельё входит в стоимость билета, провоз животных разрешён.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 1Б «Бизнес ТК» подразумевает ужин и завтрак, напитки, санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагон кондиционируется, работают биотуалеты и гигиенический душ. В каждом купе — 2 телевизора и индивидуальные розетки, сейф.

Мягкий вагон

Это также вагоны 1 класса, но более комфортные, чем вагоны класса люкс. Двухместные купе, 8-12 мест на вагон.

  • 1А — вагон состоит из 4 купе и салона-бара. В каждом купе — душ, биотуалет, умывальник. В купе два места: широкий раскладной диван (120 см) и верхняя полка (90 см, стандартная). Есть кресло. Предусмотрено питание, напитки, пресса. Цена всегда указана за целое купе, ехать могут 1-2 взрослых плюс ребёнок до 10 лет бесплатно (по России). Можно ехать с мелкими
  • 1И — аналогично 1А, единственное отличие — нет бара, вместо него в вагоне расположено пятое купе.
  • 1М — то же самое, но 6 купе в вагоне.
  • 1Г — маркировка вагона в поездах международного сообщения (кроме Финляндии). 4-6 купе в вагоне, в каждом может ехать 1-2 пассажира. С одним взрослым могут ехать вместе двое детей до 12 лет (бесплатно), с двумя взрослыми —один ребёнок до 12 лет. В каждом купе — кресло, широкий раскладной диван и стандартной ширины верхняя полка. Можно выкупать как целое купе, так и одно место в нём.

Вагоны РИЦ

В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.

  • 2-местные вагоны РИЦ — по условиям и маркировке аналогичны вагонам класса люкс.
  • 3-местные вагоны РИЦ (класс 2И) — трёхместные купе с вертикальным расположением полок. Есть кресло, умывальник. Постельное бельё включено в стоимость билета.

Информация носит справочный характер. При необходимости уточните её у перевозчика.

Приятных путешествий!

Железнодорожный транспорт Беларуси во многом остается таким, каким он был во времена СССР. Медленно обновляется подвижной состав, практически не увеличиваются скорости, а качество услуг – из той же эпохи. При этом сохраняются низкие цены, государство в какой-то мере оказывает поддержку железной дороге, линии не закрываются. Я решил лично оценить, какой сервис предоставляет Белорусская железная дорога в вагонах СВ, курсирующих внутри страны.

На самом деле это не такая уж тривиальная задача найти вариант с СВ, который не выезжает за пределы Беларуси. Вполне разумно, что дорога понемногу переводит межобластные перевозки на сидячие вагоны – расстояния-то совсем небольшие. И СВ в таком случае оправдан лишь как возможность уединиться ото всех и спокойно доехать до точки назначения. Из Минска до Витебска, Бреста и Гродно можно приехать по самому дорогому билету на проходящих поездах (в западные областные центры – составами из Москвы, в культурную столицу – “Звяздой”, что идет на Питер). В Могилев добраться СВ-вагонами невозможно вообще. В Гомель – аж два варианта! Во-первых, проходящий Минск-Симферополь (но только летом), во-вторых в составе обычного пассажирского поезда №708 тоже есть СВ. Этим вариантом я и воспользовался.

Билеты я давно покупаю через официальный сайт БЖД. Там же прохожу электронную регистрацию и с бумажными талонами не сталкиваюсь вообще. Очень удобно! Всячески рекомендую! Цена проезда в СВ до Гомеля составляет 194 900 рублей, плюс взимается небольшая комиссия за оформление через Сеть. Все равно стоимость копеечная как по мне. Цены на транспорт в Беларуси еще из той эпохи коммунизма. Для сравнения сидячка в 708-м обойдется вам в 45 тысяч, а купе в 96. Но есть варианты и дешевле, этот поезд, что называется, флагманский.

Вечером добираюсь до вокзала на такси. Мой состав стоит на третьем пути у второй платформы. Вагон СВ 7-й от хвоста (поезд гомельского формирования, поэтому в “правильном” направлении он едет из Гомеля), а пока я до него иду, обращаю внимание, что некоторые вагоны еще с надписями фирменного поезда “Сож”, который ходил по этой нитке (?). Теперь от понятия “фирменный” в БЖД отказываются, хотя по стоимости составы все же отличаются. К слову, “фирма” внутри страны ходила еще до Полоцка и, вроде бы, все.

В общем, предъявляю паспорт и сажусь в вагон. СВ, конечно, не новый, а откапиталенный на Гомельском вагоноремонтном заводе. Судя по интерьерам – давно, еще с теми представлениями и красоте и достатке.

При покупке билета я всегда беру 33-е место в купе или 15-е в СВ. Это маленький лайфхак позволяет в ненагруженные дни с большой долей вероятности остаться без попутчиков, потому что в народе все еще крепка мысль, будто ехать “у туалета” менее комфортно. Согласен, если ты в плацкарте, а тем более на боковом месте, то так и есть. Но в купе или СВ? Не вижу никакой разницы. 33-е место – это предпоследнее нижнее в самом дальнем купе – благодаря его покупке у людей остается вариант “два верхних около туалета” или одно нижнее. Согласитесь, интерес к таким местам понижен.

В купе темно, пока состав стоит на станции. К сожалению, никакого света включить нельзя вообще, пользуюсь только тем, что достается мне из коридора. Весьма странно.

Кровати по-люксовому широкие, с мягкой обивкой. На такой будет удобно спать даже такому громиле как я.

Правда, ехать всего 4 часа – вопрос сна не актуален.

Немедленно решаю сделать look в зеркале, что висит с обратной стороны двери.

Поезд трогается, дают свет. Освещение тут в двух вариантах – у изголовья как обычно, и люминесцентный свет с потолка. Ночник светит куда приятнее, поэтому оставляю его.

Исследую возможности вагона. На потолке висит внешний блок кондиционера – летом ехать не должно быть жарко. Но открывается и окно, к сожалению, по новейшей белорусской моде – откидное, с небольшим зазором. Практика показывает, что в жаркие дни притока воздуха хватать не будет.

Блок управления малюсенький. Свет с потолка, вызов проводника, регулятор громкости радио. Радио включить не удалось, поэтому весь путь до Гомеля я проделал в тишине без завываний Аллегровой и Газманова. Думаю, это и хорошо.

На столе меню со стандартным набором чай-кофе-лапша быстрого приготовления. Комплект белья в стоимость билета не входит и стоит 18 тысяч. В поездах “попроще” комплект дешевле на пару тысяч.

Шок, но правда: туалет в поезде не закрытого цикла (био), а обычная дырка в нужнике. Соответственно на остановках должен закрываться. На стене купе прикреплен небольшой LCD-телевизор, который, увы, ничего не транслировал. По всем трем каналам передавали умиротворяющий синий цвет.

708-й идет до Гомеля без единой остановки за 4 часа с хвостиком. Есть варианты и побыстрее (в частности, я езжу дневным из Гомеля в Минск за 3,5 часа), поэтому приезжаю я аж в 22:17.

Попутчик мне не попался, в вагоне вообще было пассажиров 6-7 включая меня. За одиночество я готов переплачивать, но, положа руку на сердце, статус вагона оказываемым услугам никак не соответствует. Просто купейник, но без верхних полок.

Такой вагон обладает повышенной комфортностью. В нем находятся 9 двухместных боксов. Обычно все 18 мест нижние.

СПРАВКА: В «Стриже» купе имеют верхнюю и нижнюю полку.

Купе проводника расположено в начале, а туалеты размещены в начале и конце. Доступна питьевая вода, общий кондиционер.

СВ в стандартном поезде: фото

Спальные места оснащены более мягкими спинками, чем в обычном купе. Вся обстановка приближена к домашней: удобный стол, встроенный платяной шкаф, кресло, дополнительные светильники для чтения, зеркало на стене и двери.

Также на стене каждого спального отсека находится кнопка вызова проводника.

Санузел шире, чем в обычном купейном или плацкартном. Обязательно наличие биотуалета, которым можно пользоваться на протяжении всего пути безотносительно к остановкам. Там есть дозатор с жидким мылом, туалетная бумага, одноразовые сиденья на унитаз, бумажные полотенца.

Коридор убирается проводником ежедневно. Еще одна особенность — уютный интерьер: на полу лежит ковер, на окнах занавески или шторы.

Фото можно посмотреть тут.

Фото спального вагона РЖД внутри

Снаружи выглядит так же, как и любой другой.

Интерьер внутри можно посмотреть тут.

А фото вагонов можно также посмотреть на сайте РЖД.

Причём дизайн интерьера будет отличным на разных маршрутах.


ВАЖНО: Часть купе в «Стриже» продается целиком, а ехать могут 1 или 2 пассажира.

В стоимость билета входит питание, постельное белье, санитарно-гигиенический набор. Все это предоставляют проводники. Полки располагаются как на нижнем ярусе, так и на верхнем.

Внутри есть выдвижная лестница на верхнюю полку, сейф, розетки, экран для просмотра видео. Каждое купе имеет свой санузел с душем.

Как выглядит СВ 31 поезда?

Поезд РЖД под номером 31 или «Лев Толстой» предусматривает наличие 4 СВ и 1 люкс-вагона.

Фото внутри поезда «Лев Толстой» вы можете посмотреть тут.

А фото вагона люкс РЖД в этом поезде можно увидеть тут.

Если Вам предстоит долгое путешествие на железнодорожном транспорте, то не стоит экономить.

Выбрав такие места, вы будете ехать в комфорте, наслаждаясь личным пространством, уютной обстановкой и пейзажами за окном.

СВ вагон в поезде — это одно из наиболее комфортабельных предложений от РЖД. Места такого типа отличаются повышенным комфортом и, как следствие, более высокими ценами. Далее разберем, в чем особенности данного вида вагонов.

Общие понятия

Согласно общепринятой формулировке, СВ – это спальный вагон с повышенным уровнем комфорта. В данном типе вагона предусмотрено 9 купе предназначенных для двоих человек. От стандартных купе такие вагоны отличаются более высоким уровнем комфорта. Ещё со времен СССР они предназначались для передвижений на особо дальние расстояния.

Такие вагоны стабильно имеют более комфортные спальные места, дополнительные атрибуты (встроенный шкаф, светильники для чтения и т.д.) и кнопку вызова проводника. Внутренняя обстановка и интерьер отличаются солидностью и приятным внешним видом. Разумеется, всё это отразилось на стоимости – она сопоставима с ценой билета на самолет в класс-эконом (если мы говорим об одинаковых точках маршрута).

Классификация вагонов типа СВ

Вагоны типа СВ имеют несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга уровнем комфорта. Далее разберем их особенности.

Категория повышенного комфорта – 1 Б

Б – значит бизнес класс. Такие вагоны имеют кондиционеры и множество дополнительных услуг (питание, свежая пресса, бесплатный wi-fi, гигиенические принадлежности и т.д.).

Приобретение билетов данного типа обязывает выкуп купе (т.е. 2 места) целиком. Вагоны бизнес-класса имеются преимущественно в фирменных российских поездах. Д

VIP – 1Е

Особый тип СВ вагонов, которые есть исключительно в скоростных поездах «Стриж». В них предусмотрены повышенные меры безопасности: круглосуточная охрана, видеонаблюдение и т.д.

Помимо дополнительных услуг из класса 1Б, пассажирам в 1Е предлагается:

  • Биотуалет и душ в каждом купе.
  • Розетки для каждого пассажира.
  • Плазменный телевизор.
  • Сейф с несколькими ключами.
  • Средства по уходу за обувью.

Также как и в бизнес-классе, такие билеты подразумевают выкуп всего купе. При этом пассажир может ехать и в одиночку, но заплатив за 2 места сразу.

Категории эконом-класса

РЖД, понимая спрос рынка, предлагает пассажирам и предложения по сниженным ценам (уровень скидки варьируется в зависимости от типа поезда, маршрута и других параметров).

  • 1У – вагоны первого класса обслуживания, но без включенных дополнительных услуг (кроме постельного белья, оно вне зависимости от класса места предоставляется каждому пассажиру).
  • 1Л – условия идентичны предыдущему примеру, с одним отличием — отсутствие биотулета.
  • 1Э – уровень комфорта идентичен классам 1Е и 1Б, лишь с тем условием, что человек приобретает только одно место в купе. Такой билет нельзя купить заранее (период зависит от конкретного поезда). Можно сказать, что это «горящее предложение» от РЖД. Когда на каком-то маршруте остаётся много свободных мест в СВ вагоне, пассажирам предлагается приобрести билеты по сниженным ценам.
  • РИЦ. Это аналог СВ, который встречается исключительно в международных поездах. Отличается наличием нижней и верхней полки в купе. Уровень комфорта соответствует классу 1Б.

На видео о СВ вагонах

Спрос на СВ значительно упал из-за высокой стоимости билетов. В связи с этим, РЖД пытается стимулировать людей к покупке по средствам бонусных предложений (сейчас действует скидка до 40% при покупке билетов за 2 месяца до отправления). Несмотря на это, можно купить по такой же стоимости билет на самолет. Поэтому сегодня СВ вагонами преимущественно пользуются те, кто боится летать или просто любят ездить в поездах.

Сидячий, купейный, СВ, мягкий) добавился еще один - люкс. Это наивысший уровень комфортабельности. Вагон-люкс РЖД - это все, что только может пожелать пассажир в пути. Этот предполагает VIP-обслуживание. Пока еще немногие знают, что прячется под термином «вагон-люкс РЖД». Что это такое, попробуем понять. Сами вагоны квалифицируются, как мягкие, но имеют иное обустройство, нежели те, которые известны россиянам с советских времен. В них расположено от 4 до 6 купе. Соответственно обозначаются классы обслуживания: 4-купейный - 1А, 5-купейный - 1И, 6-купейный - 1М. Иначе данные подвижные составы называются вагонами повышенной комфортности. Там комфорт сформирован по принципу «все включено», то есть в стоимость билета входят проезд до станции назначения, питание, различные удобства и прочие блага.

Купе вагона-люкс

В каждом есть туалетная комната, которая оборудована всем необходимым. В ней есть биотуалет, которым можно пользоваться даже во время стоянок, умывальник, душ и «теплый пол». Жилое пространство купе оборудовано индивидуальной системой кондиционирования (с возможностью обогрева помещения), есть радио, телевизор и проигрыватель DVD. Вагон-люкс в оборудуется индивидуальными сейфами для хранения ценных вещей. Пассажир может вызывать проводника специальным звонком. В каждом купе два спальных места, одно из которых (шириной 1,2 метра) превращается в диван. Второе место шириной 0,9 метра - это традиционная «вторая полка». В 4-купейных вагонах есть салон-бар, в котором можно выпить чай, кофе, прохладительные и алкогольные напитки.

Питание для пассажиров вагонов-люкс

В стоимость билета входит питание в пути. В меню не менее пяти наименований различных блюд, которые будут приготовлены шеф-поваром вагона-ресторана. Блюда довольно разнообразны. Это могут быть борщ или окрошка, или блинчики с клубничным джемом, запеканка или пельмени - выбор предоставлен пассажиру. Если поезд следует несколько суток - меню каждый день обновляется. Качество продуктов на высоте: минеральная вода в стеклянных бутылках, соки натуральные, алкогольные напитки только премиального качества. Стол сервируется льняными салфетками, мельхиоровыми столовыми приборами, фирменной посудой.

Уровень дополнительного комфорта

Вагон-люкс РЖД убирается постоянно, но, конечно, не в ущерб удобству и спокойствию пассажиров. В таких вагонах работают более опытные проводники, прошедшие дополнительное обучение для сопровождения VIP-пассажиров. Клиентам предоставляется полный гигиенический набор: махровые халаты, тапочки, полотенца, салфетки, ватные палочки и диски, зубной и бритвенный наборы, мыло, шампунь, шапочка для душа, то есть все, что может понадобиться для гигиены тела. В вагонах с 4 купе, вместо обычного душа, оборудованы душевые кабины. Пассажирам предлагается свежая пресса. Вагоны проектировали известные дизайнеры, так что интерьер помещений весьма импозантен. Пассажирами сразу же был оценен по достоинству вагон-люкс РЖД. Фото свидетельствуют о его комфортабельности и дизайнерских изысках.

Условия приобретения билетов

В вагон-люкс РЖД билеты приобретаются по несколько иным условиям, нежели в другие. Во-первых, купе в нем продается целиком на одно имя. Таким образом, совершенно исключена возможность случайных попутчиков в дороге. Но, хотя билет приобретает один человек, ехать в купе можно и вдвоем. Второй человек не имеет проездных документов. Также в купе может ехать ребенок. В поездах внутригосударственного сообщения - до 10 лет, а, например, в Хельсинки - до 6 лет. В направлении Берлина, Парижа или Ниццы можно выкупить купе целиком, а можно приобрести только место в нем. Если в купе едут двое взрослых, то возможен бесплатный проезд одного ребенка в возрасте до 12 лет. Если же в купе едет один взрослый, то можно взять с собой в дорогу двух детей, тоже до 12 лет. При провозе детей купе выкупается полностью, билет оформляется на одного человека, с указанием фамилии и сведений об удостоверяющих личность документах. Если в купе едут трое взрослых, рацион питания третьего пассажира оплачивается дополнительно в соответствии с тарифами вагона-ресторана.

Путешествовать с комфортом

Вагон-люкс РЖД пользуется большой популярностью. С момента его появления пассажирооборот в уменьшился до 2%, в то время как в более комфортабельном подвижном составе увеличился почти на 5%. Вагоны повышенной комфортности в первую очередь разработаны для включения в состав фирменных и туристических поездов. В них оборудована напорная система холодного и горячего водоснабжения. Постоянно возобновляемый запас воды - более 1000 литров. Система отопления комбинированная: от грелки на жидком топливе и от ТЭНов. типа. Вагон-люкс полностью автономен и может не пополнять запасы в течение 10 суток.