Частица ризы богородицы. Пояс и риза божией матери

01.08.2023

Риза из др. русск. «одежда, облачение». По Фасмеру, не имеет надёжной этимологии. Содержание 1 В христианском культе 2 Прочее … Википедия

Риза Пресвятой Богородицы

Риза (икона)

Риза (оклад) - Запрос «Оклад» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. У термина «Риза» существуют и другие значения. Оклад иконы типа Владимирской Божьей матери. ГИМ, XVII в. Риза, или оклад (в южных и западных областях России шата, цата, греч … Википедия

Риза (церковная утварь) - У этого термина существуют и другие значения, см. Риза. Риза в православном храме покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь или казула). Ризы хранятся в специальных… … Википедия

Риза Пресвятой Богородицы - по свидетельству Никифора Каллиста, в царствование греческого императора Льва Великого (457 474) св. братья Галвий и Кандид, путешествуя в Палестину на поклонение св. местам, обрели там, в доме одной девицы еврейки, Р. Пресвятой Богородицы,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Риза - (ст.слав. – пеленка) – так в православной церкви называется одежда священников. Для хранения этого священнического облачения в храмах и монастырях отводятся специальные помещения – ризницы. Здесь же хранится и церковная утварь. Ризницы могут… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

риза - РИЗА1, ы, ж То же, что оклад. Семья Степановых передала в дар церкви икону Богородицы, старинную, в тяжелой серебряной ризе. РИЗА2, ы, ж Одежда священника для богослужений безрукавая накидка, богато украшенная золотым и серебряным шитьем, с… … Толковый словарь русских существительных

Положение ризы Пресвятой Богородицы - Положение Ризы Богоматери (икона мастерской Дионисия, ок. 1485 года, ГТГ) Риза Богородицы почитаемая в Православной церкви реликвия, одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование «Положение честной… … Википедия

Пояс Пресвятой Богородицы - Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (XVII век, Русский музей) … Википедия

Риза Богородицы

Риза Богородицы (Хитон Богородицы )- православная святыня, одежда, принадлежавшая Матери Божией. В честь реликвии установлено празднование - «Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» (Ризоположение ), совершаемое 15 июля (н.ст.).

Исторический экскурс

Пречистый хитон завещан был Пресвятой Богородицей пред Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие. Одна из этих вдовиц пожелала, чтобы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девицы к другой. Так, в течение веков священный хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле.
В V веке два брата, знатные греческие вельможи Гальвий и Кандид, отправились на поклонение святым местам в Палестине. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю:
Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц - вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё.
Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский, и император Лев Великий (457–471), со священным трепетом встретили святыню и приняли решение поместить ее в самом лучшем, почетном месте. Во Влахернах, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. Храм находился поблизости от дворцовых покоев императора: крытые переходы соединяли храм и дворец. 2 июля 458 года Патриарх Геннадий с подобающим торжеством перенёс священную ризу во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с ризой Богородицы положены были Её святой омофор и часть Её пояса.

По свидетельству историка Никифора Каллиста, жившего в VI веке, «риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Именно в Константинополе и было явлено первое чудо от хитона Пречистой Девы.

Весной 626 года огромная армия персов и хазар подступила к столице. Императора Византии Ираклия в тот момент в городе не было, и руководство Константинополем возложили на Патриарха Сергия (610–638). Жители столицы не смогли оказать должного сопротивления врагу, и персы ворвались в город. Тогда Патриарх вынес хитон Пресвятой Богородицы и начал горячо молиться, прося защиты у Матери Божией. Согласно историческому источнику, в это время внезапно налетел страшный ураган и уничтожил врага, дошедшего уже до Влахернского храма, а в бушующем море затонули все неприятельские суда.

Положение честной Ризы

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами. Особенно знаменательны для истории Русской Церкви события 860 года. 18 июня 860 года более 200 ладей русского флота князя Аскольда вошли в бухту Золотой Рог, угрожая Константинополю. Русские корабли были уже хорошо различимы с берега, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи».

В это время император Михаил III находился в военном походе. Он спешно вернулся в столицу. Всю ночь император горячо молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая в усердной сердечной молитве просить заступничества Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. Город едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна святую ризу Богоматери, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя – храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов. Заключив почётное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. Русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя чудотворную ризу Богоматери торжественно возвратили на место, в раку Влахернского храма.

В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) 2/ 15 июля. Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире.

Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы.

В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь , и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения.

Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2\15 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля.

В наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.

Когда, при каких обстоятельствах хитон Пресвятой Богородицы был перенесен в Грузию? Существует несколько версий: по первой – эта святыня была привезена из Иерусалима в начале XII века; согласно второй – хитон Богородицы был тайно вывезен из Византии в VIII веке в связи с иконоборчеством; по летописи «Картлис Цховреба», хитон Божией Матери испокон веков хранился в Хобском Успенском монастыре в Грузии.

Критическое осмысление разнообразного круга письменных источников позволяет сделать следующий вывод: хитон Пресвятой Богородицы сохранялся во Влахернском храме в Византии до 1453 года, затем из-за трагических событий, связанных с завоеванием турками Константинополя, следы хитона теряются на целых два столетия. В XVII веке хитон Богородицы обретен был Промыслом Божиим в Хобском монастыре в Мингрелии. Весной 1840 года русские послы Федот Елчин и Павел Захаров гостили при дворе Левана II Дадиани. Они посетили Хобский монастырь, где сподобились приложиться к хитону Пресвятой Богородицы. Русские послы Алексей Иевлев и Никифор Толочанов находились в Имеретии (Грузия) в 1650–1652 годах. Они встречались с монахами одного из Афонских монастырей, которые поведали им, что хитон Богоматери привезен из Константинополя якобы в VIII веке (во времена иконоборческой ереси в Византии) и был положен в Хобском монастыре… В XVII веке Иерусалимский Патриарх Дотеус попытался вывезти хитон Богородицы из Грузии, но безуспешно. Потом мингрельский царь Леван запечатал золотой ларец со святыней и приставил к нему стражников. Но это не спасло Пречистый хитон от разбойников. К счастью, похищенная святыня была найдена на второй же день… Прежде риза Богоматери хранилась в алтаре храма, в серебряном ларце. По преданию, с ризой Богородицы связано множество чудес и исцелений. В советские времена о хитоне Богоматери забыли: великая святыня без должного бережения сохранялась в Хобском монастыре; ее мочило дождем, засыпало снегом… В 1936 году она была перенесена в запасники Зугдидского исторического музея.

Ныне Пречистый хитон вновь открыт для поклонения православным верующим. Ежегодно 2/15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает Влахерноба – праздник в честь ризы Богородицы. В этот день хитон Богородицы выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея, где после Божественной литургии верующие могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество паломников из разных стран приезжают в Грузию поклониться Пречистой ризе Божией Матери.

Описание

Ризой в начале н.э. на востоке называли одежду, платье, военные доспехи.
Хитон Пресвятой Богородицы, омофор (головной покров) и пояс – вот ризы, которые носила Пречистая Дева в земной Своей жизни и, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.
Хитон представляет собой кусок ткани размером 150х180 см. Краски на нем уже выцвели, поэтому сейчас эта материя однородного, коричневатого цвета.

Пояс Пресвятой Богородицы - 28 ноября святыня покинула российскую столицу. Пояс Богородицы был впервые привезен в Россию и за месяц побывал в 15 городах. Провожая святыню, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что «за время пребывания Пояса Богородицы в России по самым скромным подсчетам ему поклонились почти 3 млн. человек». А сколькие верующие не успели, не смогли поклониться этой великой православной святыне? Но не стоит огорчаться, ведь в Москве есть много святынь, не менее значимых, но не столь часто упоминаемых в средствах массовой информации. Сегодня мы о них расскажем.

23 ноября. Телефон горячей линии выучила наизусть: в течение часа набирала его раз сто. И вот мне ответили.

Усталой скороговоркой женский голос сказал, что очередь к святыне оканчивается на Фрунзенской набережной, ориентироваться можно на дом 34. Сейчас в храм Христа Спасителя заходят люди, которые заняли очередь вчера в восемь часов вечера.

Нужны ли волонтеры? Я могла бы чай разносить людям, стоящим в очереди.

Нет, у них достаточно волонтеров.

Что ж, еду на Фрунзенскую. Нет еще и шести вечера, а на улице уже темнеет. Вот и моя цель - в полутьме светится названия улицы и нужные мне цифры - 34. Через дорогу, вдоль Москвы-реки вижу: народ стоит, много автобусов, кабинки биотуалетов. Осталось только дождаться зеленого цвета светофора и я - там. Там, где тысячи верующих несут подвиг, стоя на улице с раннего утра, а может быть, кто-то даже и с ночи стоит и молит Царицу Небесную о милости к себе, своим детям, родным...

Куда вы идете? - прервал мои мысли полицейский.

В очередь!

Здесь не получится, - виновато улыбается паренек в форме, - конец очереди через полтора-два километра отсюда, ближе к Воробьевым горам.

А мне сказали, что...

По отрицательным кивкам полицейского понимаю, что бесполезно передавать усталые ответы женщины с горячей линии.

Как быстро движется очередь?

Четыре часа - один километр.

А до Храма Христа Спасителя сколько?

Отсюда примерно километров пять-шесть.

Математика нехитрая: столько времени простоять на морозце я сил в себе не найду. Похоже, сил не хватает не только мне одной: с набережной идут женщины, они вышли из очереди. Паломницы из Волгограда - группа 100 человек, приехали сюда в пять утра. Говорят, что до Крымского моста шли хорошо, потом с места не двигались три часа. Уже и домой надо возвращаться, и стоять стало тяжело.

Огорчились, что не удалось приложиться к святыне?

Нет, люди впереди нас гораздо дольше стояли, и то не горюют. А у нас пояски будут, освященные на поясе Матери Божией!

Так ведь их дают только тем, кто приложился к поясу...

А мы сами купили пояски с молитвой «Живый в помощи...» и наш батюшка пошел в храм, он их все и освятит. Так что мы приехали не зря.

На первый взгляд, кажется - бодрятся женщины, сдерживаются от ропота. Но нет - улыбаются, рассказывают, что пока стояли в очереди молились, было время подумать о себе, жизни своей суетной.

К метро пошли вместе: паломницы к своему автобусу, а я поехала домой, и тоже без огорчения, потому что слышала, что в некоторых московских храмах есть святыни: и Риза Пресвятой Богородицы, и частица пояса.

Вот и читатели интернет-портала «Православие и мир» подготовили текст для тех, кто не смог приложиться к поясу Пресвятой Богородицы. Мы его публикуем с небольшими сокращениями. Дорогие верующие! Если Вы хотели поклониться поясу Пресвятой Богородицы в храме Христа Спасителя, но у вас не получилось, не отчаивайтесь! В Москве есть много святынь, не менее значимых, но не столь часто упоминаемых в средствах массовой информации. Сегодня мы о них расскажем.

Храм Христа Спасителя

В храме Христа Спасителя всегда пребывают частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа и частица Ризы Богородицы. Это не менее значимые святыни, чем пояс Пречистой Девы. Можно в любое время, когда открыт храм прийти и помолиться перед ними. По преданию Риза Христова попала сначала в Грузию и долго хранилась там, в Патриаршем соборе древней столицы - Мцхеты. После захвата Грузии в 1617 году персидским шахом Аббасом II святыня оказалась в его распоряжении.

В 1625 году шах прислал частицу Ризы Христовой в дар русскому царю Михаилу Федоровичу Романову . Патриарх Филарет тщательно изучил исторические сведения, связанные с Ризой, и после такого своеобразного научного изыскания частица Ризы была торжественно положена в Успенском соборе Кремля . От частицы Ризы отделялись фрагменты для отправки в крупные города страны: Киев, Ярославль , Кострому , Санкт-Петербург .

После печальных событий октября 1917 года храмы Кремля были закрыты, все представлявшие материальную ценность предметы конфискованы, и ковчег с частицей Ризы оказался в Музеях Московского Кремля, где долго сохранялся сотрудниками в отделе драгоценных металлов. В 2007 году государство вернуло святыню Русской Православной Церкви.

В том же храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Богородицы, переданная туда из тех же Музеев Кремля в 2008 году. Эта святыня такой же значимости, как и пояс Пречистой. На Русь частица Ризы Богоматери попала в XIV веке. Ее привез из Константинополя Дионисий Суздальский в числе других реликвий. Известно множество связанных с Ризой Богородицы чудес, произошедших как в Византии, так и в России. В советское время эта святыня, как и Риза Спасителя, попала в Музеи Кремля, откуда и была возвращена Церкви в целости и сохранности.

Храм пророка Илии в Обыденном переулке

Есть в Москве и храм, где хранится частица пояса Богородицы. Это церковь пророка Илии в Обыденном переулке , которая расположена рядом с метро «Кропоткинская», по адресу 2-й Обыденский переулок, дом 6. Можно прийти помолиться в любое время с 8 часов утра до позднего вечера.

Частица пояса положена в мощевик, находящийся в приделе апостолов Петра и Павла . Кроме этого, в храме есть чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость », частица Древа Животворящего Креста, часть Гроба Господня, мощи многих святых.

Если Вам очень необходим некий предмет «на молитвенную память», наподобие пояска, то возьмите небольшую икону Богородицы и, помолившись, приложите к частице пояса. Если сомневаетесь в законности этого поступка - спросите разрешения у священника. Обычно в храмах Русской Православной Церкви такое допускается.

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове

Есть и еще один храм в Москве, где можно помолиться перед частицей Ризы Божией Матери. Это церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове , она расположена в 10 минутах ходьбы от метро «Автозаводская» (выход из последнего вагона из центра).

Адрес: улица Восточная, дом 6.

Храм открыт с 7.30 до 17.00 или до окончания вечернего богослужения, если оно есть в этот день. В иконе «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне», внутри ковчежца, находится частица Ризы Богоматери. Если Вы не сможете самостоятельно найти эту икону - спросите дежурного или продавца из лавки. В храме есть еще несколько чтимых икон Пречистой Девы.

Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры

Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры хранит частицы мощей многих святых. Есть там и часть ризы Богородицы. Палата примыкает к Троицкому собору. Вход в нее из Троицкого собора, дверь рядом с гробницей Преподобного Сергия. Дверь заметная - большая черная, в ней дыра от ядра, она всегда, если не закрыта, то прикрыта.

Надо подойти к дежурному монаху или мужчине в черном халате. Можно просто спросить в притворе храма у монаха за ящиком: «Кто здесь дежурный, можно нам как-то пройти в Серапионову палату? Мы издалека (из Москвы), хотели приложиться». Если нет на тот момент особых запретов, пускают всех просящих. Запреты бывают обусловлены визитами важных гостей.

В бесплодии молятся…

Например, в храме Живоначальной Троицы на Грязех (улица Покровка, дом 13) есть чтимая икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей. Многие москвички (и не только москвички) по молитве к этому святому исцелились от бесплодия, гинекологических болезней, смогли выносить и родить детей. Много лет в этом храме по понедельникам в 17 часов служится молебен с водосвятием. Есть свидетельства множества случаев чудесной помощи святого.

Предлагаем такой вариант: приложитесь к святыням, имеющимся в других храмах, и в качестве физического подвига походите туда на воскресную Литургию, или по будням на акафист или молебен. Наши храмы пустуют по будням, это ни для кого не секрет. Это тоже будет подвиг, и еще какой.


Подготовила Яна Беседина

15 июля (2 июля по старому стилю) Церковь празднует положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Этот день иначе именуется праздником Ризположения. Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием Суздальским. Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала от неприятеля и первопрестольную Москву. Вот история обретения этой великой святыни.

В царствование благочестивого императора Льва и супруги его Вероны жили в Константинополе два родных брата Гальбий и Кандид, весьма важные сановники. Желая поклониться святым местам Иерусалима, они с разрешения императора отправились в путь. Когда братья проходили по Галилее, они зашли в небольшое селение Назарет, чтобы поклониться дому, в котором жила Пресвятая Дева Мария и где явился Ей ангел Гавриил, возвестивший о рождении от Нее Сына Божьего - Спасителя мира. Гальбий и Кандид остановились в небогатом доме одной благочестивой незамужней еврейки, где увидели комнату, в которой стояло множество свечей и курился фимиам, издававший ароматное благоухание. В этой комнате находилось много больных людей - хромых, слепых, глухих... И братья стали расспрашивать хозяйку, что за святыня хранится в этой комнате. Смутившись, она ответила, что на этом месте некогда явился Господь.

Изумившиеся братья стали расспрашивать подробнее, и тогда хозяйка сказала им так: Мужи благочестивые! Узнайте, какая великая святыня хранится здесь! Ее силой все больные получают исцеление от своих недугов: слепые начинают видеть, глухие слышать, хромые ходить, немые обретают дар речи, прокаженные очищаются, бесы из людей изгоняются... И творят эти чудеса хранящиеся здесь ризы Пресвятой Богородицы, которые достались мне от прародительницы моей - одной из тех вдов, что были при Успении Божией Матери и по Ее завещанию получили по ризе. По завещанию прародительницы ризы переходят от девицы к девице, прославившейся жизнью честной и благочестивой. В нашем роде, кроме меня, не осталось более девиц, и я открываю вам эту тайну с тем, чтобы вы не разглашали об этом до моей смерти.

Пообещав сохранить тайну, братья были допущены в комнату, и увидели они там ковчег, окруженный свечами и кадильницами, в котором лежали пречистые ризы Девы Марии. Испросив разрешения пробыть на всенощном молебне около этой святыни, братья между тем задумались о том, кому после хозяйки достанутся погребальные одежды Пресвятой Богородицы. И решив иметь столь бесценное сокровище в стольном граде Константинополе, они ночью измерили длину, ширину и высоту ковчега и определили, из какого дерева он сделан. Утром поклонились они пречистым ризам Богородицы и пошли в Иерусалим, пообещав хозяйке зайти к ней на обратном пути.

Поклонившись в Иерусалиме Честному Кресту и Гробу Господню, братья призвали одного столяра и заказали ему точно такой же ковчег, как тот, в каком хранились ризы Божией Матери. Когда мастер исполнил заказ, Гальбий и Кандид купили златотканое покрывало, которое потом и показали еврейке. А потом попросили разрешения покрыть этим покрывалом ковчег и еще ночь простоять около него на молитве. Когда все в доме уснули, братья со слезами пали на землю и молили Пресвятую Богородицу, чтобы не возбранилось им взять ковчег с Ее ризою и унести с собой. В полночь со страхом и смирением взяли они ковчег, а на его место поставили другой.

Простившись утром с ничего не заметившей хозяйкой, братья отправились в обратный путь. Прибыв в Константинополь, они никому не стали говорить о приобретенной святыне,а создали в доме своем малую церковь во имя святых апостолов Петра и Марка и поставили в ней, в потаенном месте, ковчег со святой ризой. Однако чудеса, всечасно являвшиеся от такой реликвии, и изливавшаяся от нее на всех благодать заставили их пойти и рассказать обо всех знамениях императору Льву, супруге его и патриарху Геннадию. Исполнившись духовной радости, царь и патриарх прибыли в домовую церковь братьев, богобоязненно открыли ковчег и увидели в нем нетленную ризу Пресвятой Богородицы. Облобызав ее, они торжественно перенесли святыню во Влахернскую церковь, где ее положили в ковчег, украшенный золотом и серебром. В память перенесения риз Пресвятой Богородицы был установлен праздник Ризположения в честь и славу Божией Матери, который торжественно отмечается 2 (15) июля.

Чудотворную силу ризы Царицы Небесной в 626 г. испытали на себе персы и авары, в 673 и 713 гг. - сарацины, а в 866 г. витязи Аскольд и Дир. Русские летописи сообщают, что два варяжских рыцаря - Аскольд и Дир - вышли из Новгорода, овладели Киевом и стали в нем княжить. Сначала они, отправляясь из Новгорода, хотели добраться до Царьграда (Константинополя), чтобы поступить там воинами в особую варяжскую дружину. Став киевскими князьями, они изменили свое намерение и решили идти уже войной на Царьград. Собрав большую дружину, Аскольд и Дир посадили своих воинов на ладьи и поплыли к Царьграду. Устрашенные многочисленной киевской ратью, греки не надеялись отразить врагов, и тогда патриарх Константинопольский с молебными песнопениями вынес из Влахернского храма Пречестную ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой погрузил ее в море. Молитва христиан была услышана, внезапно на море поднялась сильная буря, которая разметала ладьи киевлян в разные стороны. Когда буря миновала, князья Аскольд и Дир, свидетели свершившегося чуда, приняли в Царьграде христианство. В святом крещении Аскольд был наречен Николаем, а Дир - Илией.

В XIV в., по свидетельству историка Никифора Каллиста, «риза Богоматери сохранялась в этом храме как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Русский митрополит Пимен в 1387 г. упоминал, что в праздник Ризположения он был во Влахернском храме и целовал там святую раку, в которой хранились ризы Пресвятой Богородицы. После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение Ризы теряется.

Частица Ризы Богородицы появилась в России в XIV веке. Она была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским в числе прочих реликвий, вошедших в состав «ковчега Дионисия», ставшего значимой реликвией московских великих князей. В честь праздника Ризоположения было простроена множество церквей и монастырей, в том числе в Московском Кремле (Церковь Ризоположения в Московском Кремле). Другая часть Ризы в XVII веке попала в Успенский собор Кремля стараниями князя Василия Голицына. После изъятия церковных ценностей советской властью святыня попала в музеи Московского Кремля. В 2008 году президентом России Дмитрием Медведевым часть Ризы Богородицы в числе прочих реликвий была передана Русской Церкви.

Дорогие верующие, сильноверующие, с детства верующие, просто воцерковленные, невоцерковленные, несильноверующие, сомневающиеся и просто примкнувшие к ним! Милые, любимые люди! Если вы хотели приложиться к святыне — Поясу Пресвятой Богородицы, и приехав, поняли, что вам не выстоять, если вы больны, или беременны, или, наоборот, хотите иметь детей, но не получается, или если дети у вас уже есть, но вам все равно надо к святыне, то помните:

1. В храме Христа Спасителя всегда (!) находится ковчег с частицей Ризы Самого Господа нашего Иисуса Христа . Эта великая святыня была передана Русской Церкви Музеями Московского Кремля в 2007 году. Евангелие гласит, что кровоточивая жена исцелилась, как только с верой прикоснулась «к краю одежды Его» (Мф. 9:20-22, Мк. 5:25-34). Эта женщина, очевидно, имела серьезное гинекологическое заболевание, она болела 12 лет, потратила все деньги на врачей, но состояние ее только ухудшалось. Христос не просто исцеляет ее, но и говорит: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». То есть нечто несоизмеримо большее, чем просто физическое исцеление, получает эта женщина по вере своей. Многие ли из нас помнят, что уже четыре года частица Ризы Христа находится в храме Христа Спасителя в открытом для всех доступе?

Один из вариантов предания гласит, что хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии, был перенесен в Иверию (Грузию) (см.: Ин.19:23-24). Другая версия гласит, что Риза Спасителя — это не нешвенный хитон, а другая верхняя одежда — плащ (гиматий). Хитон просто нельзя было бы позже разделить на части, он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, но святыня христианского мира — Риза Христова — хранилась в древней столице — Мцхете, в Патриаршием соборе Светицховели.

В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом II, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу царю Михаилу Федоровичу в дар. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля - по новому). Впоследствии фрагмент Ризы был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, после закрытия которого святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля.

2. В том же храме Христа Спасителя хранится другая святыня — частица Ризы Божией Матери . Она была привезена из Константинополя на Русь Дионисием Суздальским в XIV веке. Часть Ризы находилась в числе прочих святынь в так называемом «ковчеге Дионисия», ставшего значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота святыня попала в Музеи Московского Кремля, откуда в 2008 году частица Ризы Богоматери была передана в храм Христа Спасителя.

Перед этой драгоценной частицей, как и перед частицей Ризы Спасителя, всякий нуждающийся в духовной поддержке может в любое удобное для него время помолиться. Просто надо подождать, пока увезут из храма Пояс. Риза Богородицы ничуть не меньшая святыня, чем Пояс; это, скажем так, равнозначные святыни. Просто о них не рассказывают каждый день в новостях. Если Богородица посылает свою помощь человеку, то может сделать это и по молитве перед Поясом, и по молитве перед Ризой, и по молитве перед любой Ее иконой, даже самой простенькой, напечатанной в формате календарика.

И, в свете возникших длинных очередей в храмы, где пребывал Пояс, даже страшновато напоминать, но все же: Господь, Богородица и святые могут помочь нам даже после нашей молитвы в чистом поле, если эта помощь будет нам действительно нужна и мы с верою попросим. Вспомните, сколько известно случаев в истории, когда заблудившиеся находили путь после молитвы к святителю Николаю.