Все об отдыхе в поселке ленино, крым. Посёлок Ленино, Ленинский район, Крым Население пгт ленино в крыму

06.03.2024
Ленино — посёлок городского типа. При первом беглом знакомстве хочется сказать заезженное: «...как многие другие посёлки». А когда пройдёшь по улицам, поговоришь с людьми, открывается какая-то неповторимость, что-то свойственное только этому месту.

Сам посёлок не так уж стар: возникновение населённого пункта было связано со строительством в конце XIX века железнодорожной ветки Владиславовка — Керчь. Однако и гораздо раньше жили тут люди: следы первых здешних поселений относят к эпохе бронзы.

Жители небольшого посёлка, возникшего возле станции, обслуживали железную дорогу, как и предполагалось изначально.

В 1913 году здесь проживало всего восемьдесят человек.

Народ не особо стремился в здешние места: тут было плохо с питьевой водой. Для нужд паровозного хозяйства поблизости вырыли Курпенский пруд и построили водокачку. Питьевую же воду привозили в цистернах со станции Ойсул (ныне Астанино), за двенадцать вёрст. Иногда, по договорённости с немцами-колонистами, её доставляли в бочках из близлежащего села. Часто, особенно в летний зной, люди изнывали от жажды. В то время и родилась в народе легенда о владельце семи колодцев — богаче, который запретил людям бесплатно брать воду. Он был настолько жестоким, что избил и вытолкал за ворота обессилевшего от жажды путника. Умирая, несчастный произнёс страшное проклятие. С тех пор воды в колодцах не стало. Народ разгневался, и богач вынужден был бежать из этих мест.

Теперь название Семь Колодезей осталось за железнодорожной станцией, которая находится фактически в поселковой черте. А Ленино разрослось, и его жители помимо обслуживания станции занимаются сельским хозяйством и работают на небольших промышленных предприятиях района.

Ленино — не просто посёлок городского типа, это ещё и районный центр. Ленинский район довольно большой: он занимает более одиннадцати процентов всей территории Крыма и включает в себя шестьдесят восемь населённых пунктов. Живёт здесь почти шестьдесят четыре тысячи человек.

Понятно, Владимир Ильич к этим местам не имел никакого отношения. Тогда было принято называть населённые пункты, улицы именем вождя.

— Наш посёлок первый в Крыму взял имя Ленина — это произошло в мае 1921 года, ещё Ленин был жив, — утверждает Николай Рак, директор музея Ленинского района.

Музей, конечно, слово громкое для довольно небольшой комнатки, уже нуждающейся в ремонте и сплошь уставленной всяческими экспонатами, так что к витринам можно пробраться с большим трудом: очень тесно. Но, как выяснилось, музею уже выделено другое — просторное, двухэтажное здание. Теперь осталось «совсем немного» — сделать там ремонт, создать новую экспозицию и перевезти все экспонаты из старого здания. Николай Анатольевич — знаток истории своего района: только зацепи какую-то тему, и как из рога изобилия — поток информации.

— Почему соседняя улица носит имя Пушкина?
— Так Александр Сергеевич был в этих местах.

На мой изумлённый недоверчивый взгляд готов ответ:

— Недалеко от нынешнего посёлка стояла почтовая станция, где меняли лошадей. Конечно, поэт просто вынужден был остановиться здесь. Между прочим, Сталин тоже проезжал мимо нашей станции. Это было в 1945 году, событие связано с Ялтинской конференцией. Да каких только знаменитостей не видала наша земля! В годы Великой Отечественной войны здесь Константин Симонов не раз бывал.

В 1965 году приезжали к нам космонавты: Владимир Комаров, Герман Титов, Валерий Быковский, Андриян Николаев. Позже Павел Попович приезжал отдохнуть, поэтому недалеко от Семёновки есть бухта Космонавтов. Помнят у нас и творческую встречу с поэтом Львом Ошаниным.

— Николай Анатольевич, а кем из земляков гордитесь?

— Есть герои войны. Известный подпольщик Астанин был схвачен фашистами и расстрелян в Багеровском рву. Мало кому известно, что наш земляк Суров, танкист, одним из первых ворвался в Берлин. Есть герои труда. Наши старики ещё помнят Парельского, секретаря райкома партии. Многие сейчас иронично относятся к коммунистам.

А зря. Этот человек буквально сгорел на работе, а ведь ему досталось тяжелейшее время — послевоенные годы. И ещё одно обстоятельство — у Парельского с шестнадцати лет не было ноги. Это был героический человек. Он внедрил систему водоводов в районе, активно занимался посадками деревьев, строил. Был энергичным и напористым.

Прошлое посёлка впечатлило. Вот вам и небольшая станция, которая за окнами вагона промелькнёт и забудется. Прошлое, прямо скажем, героическое. А настоящее?

На втором этаже здания районной государственной администрации — выставка-продажа выпечки. Оказывается, в конференц-зале проходило заседание, посвящённое подготовке к курортному сезону. На территории Ленинского района находится сорок одна здравница. Правда, в основном это дома отдыха и пансионаты, пафосных санаториев и дорогих гостиниц здесь нет.

Вспомнив об уникальных лечебных свойствах грязей (они являются аналогом известных грязей Сакского озера, отличаясь от них более высокой минерализацией и меньшей засорённостью специфическими кристаллами грязи), которые почти не используются сейчас, тяжело вздохнула. Вот бы эти целебные грязи применить для развития курортов. Но это отдельная тема.

А пока приятной наружности женщина пыталась отвлечь меня от грустных раздумий. Это оказалась мастер производственного обучения училища сферы бытовых услуг Ирина Коломиец. Я не успела оглянуться, как уже и познакомилась, и сфотографировала её подопечных, которые в накрахмаленных одеждах демонстрировали румяные пироги. Ирина Николаевна буквально за несколько минут успела рассказать о недавно созданном многопрофильном училище. Помимо поваров здесь готовят трактористов, слесарей, водителей, электромонтёров. К сожалению, училище здесь единственное.

Сегодня Ленинский район в основном сельскохозяйственный. Здесь выращивают пшеницу, овёс, ячмень, рапс и овощи, в основном корнеплоды. Промышленное производство в отличие от большинства других районов представлено и добычей нефти и газа, в районе развивают ветроэнергетику, наметилась тенденция к расширению сети ветряков. Проблемы в районе те же, что и везде: отсутствие достаточного количества рабочих мест, низкий уровень доходов населения, незанятость молодёжи.

Но что-то же есть и хорошее, как не быть? Совсем недавно в трёх сёлах района — Останино, Горностаевка и Заветное — по линии международной помощи представители швейцарского бюро «Сотрудничество» отремонтировали около десяти километров водовода. С 2007 года в районе работает медицинская программа «Здоровье матери и ребёнка», конечная цель которой — снизить процент детской смертности. В прошлом году за счёт этой программы были проведены семинары, тренинги и курсы повышения квалификации медицинских работников, в этом году будет закуплено новое оборудование.

Уже покидая Ленино, подошла к кучкующимся у автостанции таксистам. Это народ не робкого десятка. Скажет своё слово. На вопросы, какие значимые положительные события произошли в Ленино недавно и что у вас плохо, самый шустрый

Поселок Ленино находится в восточной части Крымского полуострова. Долгие годы поселок играл важную роль в развитии региона, поселок строился как перевалочная база на пути следования железной дороги Курск-Харьков-Керчь. Именно эта ветка наравне с Курск-Харьков-Севастополь обеспечивала полный замкнутый цикл железнодорожного сообщения стратегически важных объектов Крыма.

Название станции, с которой началась жизнь в поселке Семь Колодезей, основана в 1921 году 22 марта. Именно с этой отправной точки начинается развитие поселка, это индустриализация, открытие хлебопекарней, пищекомбината, хлопчатобумажного комбината и прочее. Максимальное развитие поселок получил при СССР, после развала союза поселок приходит в упадок, 90% предприятий было закрыто или находится на стадии деградации или банкротства.

Географические координаты поселка Ленино на карте Крыма GPS N 45°17′51 E 35°46′26

Население поселка неуклонно падает из года в год. Сейчас население поселка Ленино около 7870 человек. Поселок является районным центром Ленинского района Крыма. К нему относятся Щелкино, Песочное, Новоотрадное, Мысовое и другие курортные поселки восточного Крыма.

Расстояние от поселка Ленино к Азовскому морю, оно ближе - всего 4,7 км, к Черному морю около 30 км. Поселок находится на трассе соединяющей Феодосию и Керчь, расстояние от Ленино до Керчи 61 км, расстояние от Ленино к Феодосии 47 км.

Климат поселка Ленино мягкий , субтропический, за счет удаленного размещения вглубь полуострова на 4,7 км, в зимнее время не так сильно ощущается низкие температуры, за счет относительно небольшой влажности. Средняя температура в летнее время +26 С.

Туристическая жизнь поселка только несколько лет назад начала набирать обороты, поселок с хорошей инфраструктурой, но гостиницы и пансионаты только начали строиться. Толчком послужило увеличение потока туристов со стороны Керченской переправы. Летом большое предложение апартаментов предлагает частный сектор, на море можно добраться на автобусах или такси, за счет небольшого расстояния, в среднем дорога к морю занимает 20-30 минут.


Достопримечательности поселка Ленино - памятник в честь вождя, которым и назван город и в центре дом культуры. Но зато если Вы решите посетить экскурсионные маршруты , то тут открывается целый ряд и городов, которые стоит посетить: Кара-Даг, и многое другое. Все экскурсии можно объездить и своим ходом, за счет хорошей транспортной развязки получится дешевле и время на тот или иной туристический объект Вы сложите контролировать сами. Во все выше указанные места можно попасть на маршрутных такси или рейсовых автобусах постоянно курсирующих через поселок.

Отдых в поселке Ленино недорогой и весьма спокойный, часто является промежуточным пунктом для дальнейшего посещения Крыма. Но и то небольшое время, проведенное в этом поселке, протекает мирно и спокойно.

Поселок Ленино на карте Крыма
Страна Украина
Автономная Республика Крым
Район Ленинский район
Местный совет Ленинский поселковый совет
Координаты Координаты: 45°17′51″ с. ш. 35°46′26″ в. д. / 45.2975° с. ш. 35.773889° в. д. (G) (O) (Я)45°17′51″ с. ш. 35°46′26″ в. д. / 45.2975° с. ш. 35.773889° в. д. (G) (O) (Я)
Почтовые индексы 98200 - 98203
Поселковый голова Новиков Геннадий Евгеньевич
Автомобильный код AK / 01
Телефонный код +380-6557
Население 8451 человек (2001)
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Прежние названия до 1957 - Семь Колодезей
Высота центра ~30 м

Ленино (до 1957 г. Семь Колодезей; укр. Леніне, крымскотат. Yedi Quyu, Еди Къую) - посёлок городского типа на востоке Крыма, в западной части Керченского полуострова. Центр Ленинского района республики.

Посёлок расположен на железной дороге Джанкой - Керчь (станция Семь Колодезей).

Социальная сфера

В поселке действуют: 2 общеобразовательных школы, профессионально-техническое училище, библиотека, музыкальная школа, ДЮСШ, спортивно-технический клуб ОСОУ, районный Дом культуры, литературное объединение «Сиринга»; районная больница, гостиница "Восток". Есть Музей истории района, отель, отделение банков. Действует православная церковь, мечеть.

История

Образование посёлка связано со строительством на Керченском полуострове в конце XIX века станции Керченской полосы Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги. Отсутствие воды не давало возможности развития населенного пункта. До 22 марта 1921 года на станции Семь Колодезей проживало 34 жителя.

25 июля 1931 года Президиум ЦИК Крымской АССР постановление решения о перенесении центра Петровского района в село при станции Семь Колодезей.

В довоенные годы в Семи Колодезях начали строить хлебоприемный пункт, пищекомбинат, хлопчатобумажный комбинат, в 1938 году была открыта средняя школа, впоследствии стала носить имя М.Горького. В 1939 году здесь проживало 1683 человек.

В период Великой Отечественной войны на территории посёлка действовала подпольная организация, в состав которой входили К. Богданов, А. Беспалов, Г. Останин, А. Павленко, Э. Иванов, Г. Перемещенко. В период боевых действий на Крымском фронте (1942 г.), на станции Семь Колодезей были расположены 6 военных полевых госпиталей. В этот период здесь возникло несколько больших погребений. На упоминание о дислокации одного из госпиталей на здании школы поселка установленная мемориальная доска.

Территория посёлка освобождена в апреле 1944 года.

В послевоенные годы близ поселка строилось Юзмацкое водохранилище. Создавались пруды и водохранилища, бурились скважины, протягивала сетка водопроводов. С 1952 года в райцентре появились первые водоколонки.

В 1957 году населенный пункт при станции Семь Колодезей получил название Ленино. Строительство Северо-Крымского канала дало новый толчок для развития поселка. Оживление вызвало и начало работ по строительству Крымской АЭС.

Экономика

Основными предприятиями поселка, являются: комбикормовый завод, винзавод, хлебоприемное предприятие, АО «Нефтебаза», Управление Северо-Крымского канала, ОАТП «Передвижная механизированная колонна 128», которая обслуживает русло Северо-Крымского канала(к сожалению уже не существует - расформирована), ГП «Райсельхозхимия», АО «Райпост», хлебозавод, пекарня, Управление водного хозяйства, Районное дорожно-ремонтное управление, типография, ОАТП завод «Металлист» (ремонт техники), АТП-14339, Гослесхоз, газобалонная станция, ООО «Инкубационная станция», ГП «Черноморнефтегазпром».

Население

  • 1939 год - 1074 чел.
  • 1989 год - 8727 чел.
  • 2001 год - 8451 чел. (63,9 % русских, 19,3 % украинцев, 12,5 % крымских татар)
  • 1926 год - 372 чел. (183 немца, 115 украинцев, 57 русских, 8 крымских татар, 6 белорусов, 2 армянина, 1 болгарин)

Памятники

На территории поселка установленный памятный знак погибшим односельчанам, воинам, партизанам, подпольщикам, мирным жителям; памятный знак жителям района, воинам-интернационалистам, которые погибли в Афганской войне.

История, длиною больше века...
к 110-й годовщине со дня основания пгт. Ленино

На проекте поселкового герба нашего районного центра, выполненного талантливым художником и творческим человеком Ю.Ф. Иоссом к 110-й годовщине поселка Ленино, работы над которым были начаты по инициативе Ленинского поселкового головы А.И. Козицкого и команды его единомышленников, в центральной части экспозиции расположен красавец-паровоз, летящий в неведомую даль, надпись «Семь Колодцев» и гордые цифры «1899 год». И это далеко неслучайно. Ведь время и обстоятельства появления населенного пункта, ставшего впоследствии райцентром самого крупного по своей территории в Украине сельскохозяйственного района, напрямую были связаны со строительством в конце XIX-го века железнодорожной ветки Владиславовка-Керчь, называющейся тогда Керченская линия Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги…


«ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ»

Известная всем сегодня железная дорога строилась на Керченском полуострове одной из последних стальных магистралей во всей Таврической губернии и прокладывалась она с запада на восток по территории тогдашних Владиславовской, Петровской и Сарайминской волостей Феодосийского уезда и заканчивалась в Керчь-Еникальском градоначальстве, где в то время располагалось административное руководство значительной части Восточного Крыма.

По инициативе Керчь-Еникальского градоначальника контр-адмирала М.Е. Колтовского, еще в июле 1895 года была подготовлена основательная докладная записка на имя Николая Второго о настоятельной необходимости строительства на Керченском полуострове железной дороги.

Последний Всероссийский император Николай Второй 7 (19) апреля 1898 года высочайше утвердил Положение, разработанное комитетом министров и департаментом государственной экономики, на основании которого министру путей сообщения было предписано приступить к постройке железнодорожной ветки Владиславовка-Керчь. 8 (20) июля 1898 года последовал Указ Николая Второго об отчуждении (изъятии в пользу государства) необходимых частных земель под строительство железной дороги и выплате соответствующей денежной компенсации их владельцам за понесенные территориальные и экономические потери.

Государственные архивы сохранили подлинные документы «дореволюционного» периода, в одном из которых пытливый историк и внимательный краевед может прочитать: «Приказ №152 по Курско-Харьково-Севастопольской железной дороге, сентября 11 дня 1899 года «Об открытии временного движения на строящейся Керченской линии… для перевозки частной клади открываются следующие станции: Ак-Монай, Ак-Монайская каменоломня и Семь Колодцев».

Таким образом, 110 лет назад, 11 (23) сентября 1899 года вступила в строй железнодорожная станция, более знакомая как Семь Колодезей, названная тогда по имени близлежащего населенного пункта, основанного выходцами из Швейцарии, -- деревни Семь Колодезей (нынешнее село Ильичево), известное любителям и ценителям истории из популярных краеведческих книг «Легенды Крыма».

Керченская казенная железная дорога протяженностью в 85 верст была торжественно открыта 20 февраля (3 марта) 1900 года, когда в Керчь из Харькова прибыл специальный поезд во главе с начальником Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги Н.А. фон Ренкулем и сопровождавшими его высокопоставленными чиновниками. Большинство газет того времени восторженно известили о техническом прорыве восточного региона Крыма ко Всероссийскому рынку империи.

Встреча Н.А. Ренкуля и знатных лиц Таврической губернии с Керчь-Еникальским градоначальником генерал-майором М.Д. Клокачевым и «отцами города» была проведена в помещении Английского клуба, где Керчь давала обед в честь высоких гостей. Здесь же поместили красочные щиты с изображениями всех железнодорожных станций Керченской линии. В числе других была представлена и станция Семь Колодезей, одна из трех станций IV-го класса железнодорожного отрезка пути Владиславовка-Керчь.

Идет строительство районного Дома культуры, 1959 год

Темпы строительства железной дороги поражают и сегодня масштабами и скоростью проводимых работ. В отчете Керчь-Еникальского градоначальства за 1899 год отмечено, что в течение неполного года была «построена насыпь, уложены рельсы, построены станции и сооружения».
6 (18) мая 1899 года, в духе того времени, прошло освящение служителями культа работ на Керченской линии.

Временное пассажирское движение на железной дороге открылось 10 (22) марта 1900 года, а 3 (15) ноября 1900 года открылось «правильное» (регулярное) пассажирское и товарное движение по железной дороге.

Со вступлением в строй Керченской линии в ноябре 1900 года был закрыт почтовый тракт Феодосия – Керчь вместе с пятью находившимися на нем почтовыми отделениями. Все почтовые перевозки с того времени стали осуществляться железнодорожным транспортом.

История сохранила имя первого начальника станции Семь Колодцев Ф.А. Федорова-Авдиевича.

Станция Семь Колодезей стала той основой, вокруг которой постепенно сформировался новый населенный пункт на Керченском полуострове, сыгравший в определенные периоды истории XX-го века свою, только ему отведенную роль, и более чем вековой юбилей со дня основания которого отмечается в эти дни жителями Восточного Крыма.


«НАШ ПАРОВОЗ, ВПЕРЕД ЛЕТИ…»

Великие потрясения начала XX-го века не обходили стороной и железную дорогу, являющуюся главной артерией, связывавшей прикерченскую степь Феодосийского уезда с центром и окраинами Российской империи.

Зарождавшееся революционное движение, Февральская и Октябрьская революции 1917 года, события Гражданской войны, когда власть попеременно переходила из рук в руки, из-за чего всегда страдало местное население, – все это проходило на глазах и с посильным участием жителей населенного пункта, постепенно разраставшегося вокруг железнодорожной станции.

События 25 октября (7 ноября) 1917 года, произошедшие в Петрограде и называемые долгое время в нашей противоречивой и многострадальной истории, как Великая Октябрьская социалистическая революция, стали известны на железнодорожной станции благодаря принятой опытной телеграфисткой Варварой Персидской и ее молодым помощником Гейко, специальной телеграмме, распространяемой как «Всем! Всем! Всем!» новой властью.

Начальником станции в это время был ярый монархист и почитатель Николая Второго некто Кондратенко, который долгое время не позволял прогрессивно настроенному коллективу убрать с почетного места портрет императора. Он был искренне уверен, что государственный переворот в Петрограде -- событие случайное, и вскоре настанет время, когда вновь восстановится столь им любимая власть «царя-батюшки».

Это было то удивительное время, когда телеграфный аппарат, установленный на железнодорожной станции, являлся единственным источником получения мгновенной информации, распространяемой телеграфными лентами по всем «уголкам и весям» расколовшейся на множество «разноцветных» осколков некогда огромной Российской империи. Телеграф исправно служил и белым, и красным, старавшимся донести как своим сторонникам, так и противникам и навязать широким народным массам новые лозунги и идеи.

Сочувственно настроенные к делам советской власти железнодорожники станции и населенного пункта вокруг нее помогали партизанскому отряду, возглавляемому Степаном Кацеловым, действовавшему в Ленинских (Петровских) каменоломнях весной 1919 года. Среди них были стрелочники Я.Логвиненко и С. Кочегаров, бывший земский врач В. Серафимов. Последний был хорошо знаком с младшим братом Ленина – Дмитрием Ульяновым, работавшим в начале века в Феодосийском уезде.

Со станции Семь Колодезей белогвардейский полковник Коновалов доносил вышестоящему командованию о состоянии борьбы с Красной Армией на Ак-Монайском фронте и о красных партизанах Керченского полуострова.

16 ноября 1920 года 7-я кавалерийская дивизия М.Чугунова 3-го конного корпуса Н. Каширина войск Южного фронта под управлением М.Фрунзе вступила в Керчь, освободив полуостров от войск барона П. Врангеля.

На 22 марта 1921 года на станции Семь Колодезей проживало 34 жителя, а сам пристанционный пункт входил в состав Кенегезского (ныне с. Красногорка) революционного комитета (ревкома) Петровского района, вновь образованного Керченского уезда.

Победившая в битвах Гражданской войны советская власть приступила к невиданному до сих пор эксперименту реализации преобразований, сформулированных вождем мирового пролетариата В.И. Лениным в плане построения социализма «в отдельно взятой стране».

С началом насильственного и повсеместного внедрения в сельское хозяйство колхозного «движения» и образования машинно-тракторных станций (МТС), Семь Колодезей стали центром Семиколодезянской МТС, которую возглавил кадровый рабочий, представитель завода им. Войкова г. Керчи М.П. Дементеев.

Наличие железной дороги, хорошо налаженная связь с другими регионами образованной в 1921 году Крымской АССР и всей страны, способствовали экономическому развитию Семи Колодезей, хотя и медленному, но все же устойчивому росту населения, обосновавшегося вокруг железной дороги.

Петр Суров (третий справа) со своим боевым экипажем

25 мая 1931 года Президиум ЦИК Крымской АССР принимает решение о переносе центра Ленинского (бывшего Петровского) района из села Ленинского на станцию Семь Колодезей. Именно наличие железной дороги, обеспечивавшей устойчивую связь с другими регионами, явилось для этого основной предпосылкой.

В предвоенные годы в Семи Колодезях начали строить хлебоприемный элеватор, больницу, пищекомбинат, хлопкоприемный пункт, появились новые административные здания и улицы. С 6 марта 1933 года стала выходить районная газета «Ленинский колхозник», освещающая жизнь и быт в сельской местности Керченского полуострова. В 1938 году здесь была открыта средняя школа, получившая имя основоположника социалистического реализма Максима Горького.

Известный путешественник и географ И.И. Пузанов в своей фундаментальной книге «По нехоженому Крыму» отмечает, как в 1925 году он вместе с ботаником Е.В. Вульфом после детального изучения степной части Керченского полуострова, переночевав в Семи Колодезях, отправился утренним поездом в Симферополь. Их внимание было обращено на «остроумную» надпись на станционном фонаре: «Семь Колодезей, а ни капли воды», что одной фразой характеризовало состояние степной части Восточного Крыма, веками страдавшего от недостатка живительной влаги.

По данным Всесоюзной переписи населения, в 1939 году число жителей райцентра достигло 1683 человек.

Запомнилась жителям Семи Колодезей встреча весной 1941 года с легендарным советским летчиком Константином Коккинаки, впоследствии Героем Советского Союза, а тогда депутатом Верховного Совета СССР от Крымской АССР, после его участия в боях с японскими летчиками. Советский авиатор Коккинаки оказывал интернациональную помощь китайскому народу в отражении японских агрессоров.

С балкона Дома Советов (ныне здание райсовета и райгосадминистрации) прославленный ас, сбивший в воздушных боях с японскими камикадзе семь вражеских самолетов, призывал жителей района быть готовыми к возможным и неизбежным событиям «если завтра война, если завтра в поход…».

«А НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ…»

В годы Великой Отечественной войны населенный пункт Семь Колодезей сыграл свою героическую и трагическую роль, отведенную ему мировой историей.

Более ста жителей райцентра погибли, храбро сражаясь на фронтах Второй мировой войны, в партизанских отрядах, на подпольной работе. Их могилы раскинуты на огромном пространстве всего земного шара от Семи Колодезей до Берлина. В память о них благодарные потомки в поселковом парке воздвигли Обелиск Славы, на мемориальных плитах которого отлиты в металле дорогие всем имена.

Таким был въезд в поселок Ленино в 1960 году

Уже 28 июня 1941 года, на шестой день войны, со станции Семь Колодезей на защиту священных рубежей Отечества отправился первый эшелон с нашими земляками, жителями Ленинского и Маяк-Салынского районов. Дорога от отчего дома для большинства из них в грозном июне сорок первого оказалась последней. Домой они уже не вернулись…

Открытие сельхозвыставки в райцентре осенью 1959г.

Многие наши земляки ушли в Старокрымские леса и пополнили ряды народных мстителей – отрядов Восточного соединения крымских партизан. Среди них были Н. Великая, Т. Строганова, А. Деревянко, С. Сагайдак.

В период боевых действий Крымского фронта, стоявшего насмерть с января по май 1942 года в кровопролитных сражениях с немецко-фашистскими захватчиками на Акмонайском перешейке, в Семи Колодезях располагались несколько военно-полевых госпиталей, в которые по железнодорожной ветке по отрезку Кой – Асан Русский – Семь Колодезей поступали на излечение тяжелораненые бойцы и командиры Красной Армии. В этот период здесь появилось несколько крупных воинских захоронений. Наиболее известное из них – госпитальное братское кладбище по улице Некрасова, где покоятся вечным сном свыше пяти тысяч умерших от ран воинов Крымского фронта – подшефный мемориал педагогов и учеников поселковых школ.

В память об одном из военных госпиталей на здании школы им. М. Горького установлена мемориальная доска.

В период второй оккупации Керченского полуострова железнодорожная станция Семь Колодезей стала центром действий подпольной группы, в которую входили патриоты К.И. Богданов, А.В. Беспалов, А.П. Павленко, Е.Г. Иванов, Г.А. Перемещенко и другие жители поселка. Бесстрашные бойцы «невидимого фронта» организовали ряд диверсий на железной дороге, пуская под откос вражеские эшелоны и взрывая цистерны с горючим.

Бывший заведующий районным хлопкопунктом Г.А. Останин, оставленный советскими партийными органами для развертывания подпольного движения в районе, пал в неравной борьбе с коварным и безжалостным врагом зимой 1941 года.

Фашистские изверги и их прихвостни в 1943-1944 годах устроили в Семи Колодезях застенок, где зверски пытали патриотов Марфовско-Мариентальского подполья и партизан Багеровских каменоломен, военнопленных и мирных граждан. На окраине райцентра располагается братское кладбище жертв фашизма, на котором захоронены несколько сотен погибших от рук варваров XX-го века советских патриотов.

Первомайская демонстрация в главном посёлке района, 70-е годы

На стене здания железнодорожного вокзала в пгт. Ленино установлена памятная доска в честь подпольщицы, резидента Северо-Кавказского фронта и Отдельной Приморской армии, Алиме Абденнановой, руководителя Джермай-Кашикской подпольной группы, действовавшей в тылу врага на Керченском полуострове и погибшей вместе с другими участниками сопротивления фашистам весной 1944 года. Ее имя носит и привокзальная площадь райцентра.

Петр Суров, выпускник школы имени М. Горького 22 июня 1941 года, вскоре призванный со станции Семь Колодезей на фронт, был представлен к высокому званию Герой Советского Союза, когда в составе передового танкового отряда 20 апреля 1945 года ворвался на окраину Берлина, получив в этом бою тяжелое ранение. Боевая машина нашего земляка, храброго офицера, танковая «тридцатьчетверка» с бортовым номером 422, замерла на вечной стоянке у завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, из стен которого она вышла в годы войны.

В февральские дни 1945 года, после завершения Ялтинской (Крымской) конференции руководителей трех держав антигитлеровской коалиции, на специальном поезде по маршруту Симферополь – Джанкой – Владиславовка – Керчь по Керченскому полуострову в ночное время проследовал Верховный главнокомандующий И. В. Сталин. По железнодорожному мосту он переправился через Керченский пролив на Таманский полуостров. После 18 февраля из-за стихийного бедствия мост разрушился.

Второй раз Иосиф Сталин проехал через весь Керченский полуостров на литерном поезде по железнодорожной ветке Керчь – Владиславовка летом 1946 года во время своего посещения Крыма для ознакомления с ходом восстановления полуострова после военного лихолетья.

15 сентября 1945 года жители полуострова с букетами осенних цветов встречали на железнодорожной платформе станции Семь Колодезей первый эшелон с воинами-победителями, выполнившими почетную миссию в странах Европы по разгрому фашизма и возвратившимися в родной район, где их ждали истосковавшиеся по родному человеку самые близкие им люди.

«КОЛЕСА ДИКТУЮТ ВАГОННЫЕ…»

12 апреля войска Отдельной Приморской армии во взаимодействии с другими военными соединениями, взломав сопротивление спешно отступающего противника на Ак-Монайских позициях, полностью освободили Керченский полуостров и районный центр Семь Колодезей.

Центр Ленинского района был временно перенесен снова в село Ленинское, где и действовал до начала 1947 года, после чего районные учреждения снова были переведены в возрождающийся после ужасов войны населенный пункт при станции Семь Колодезей.

Восстановление народного хозяйства Ленинского и соседнего с ним Приморского (бывшего Маяк-Салынского) районов в послевоенный период связано с именем замечательного человека и талантливого руководителя Н.И. Парельского, занимавшего в послевоенные годы должность председателя Приморского райисполкома, а с августа 1950 года -- первого секретаря Ленинского райкома партии.

В майские дни текущего года жители района широко отметили 100-летний юбилей со дня рождения Н.И. Парельского, и в память о его титанической работе по возрождению Керченского полуострова в райцентре на улице, носящей его имя, была установлена мемориальная доска.

Вместе с Николаем Ивановичем Парельским «поднимали» район его сподвижники и ближайшие помощники П.С. Титоренко, Н.А. Турбаба, Г.Х. Дунда и многие другие руководители высшего и среднего звена, мобилизовавшие народ на трудовые свершения.

Успешно решались проблемы озеленения Керченского полуострова. Появились лесополосы и целые лесные массивы. Молодой рукотворный лес, посаженный в 50-е годы, составляет «зеленое кольцо» вокруг нынешнего районного центра.

Одной из главных проблем долго оставался дефицит воды на полуострове. Методом народной стройки, объявленной ударной комсомольской, шло сооружение у села Ленинского Юзмакского водохранилища. Устраивались ставки и водоемы, бурились скважины, прокладывалась сеть водопроводов.

В 1952 году в райцентре появились первые водоколонки и была снята острейшая проблема нехватки питьевой воды.

25 мая 1957 года решением № 371 Исполнительного комитета Крымского областного Совета народных депутатов трудящихся центру Ленинского района, населенному пункту при станции Семь Колодезей, было присвоено наименование Ленино, он получил статус поселка городского типа и был образован Ленинский поселковый совет.

В поселке Ленино в 50-е годы появились аккуратные, по-своему украсившие населенный пункт деревянные «финские» домики, где обосновались семьи геологов и нефтяников, проводивших на полуострове разведку и добычу нефти и газа. Улица Геологическая в райцентре названа по профессии мастеров и умельцев, добывающих из недр земли полезные для человека природные ископаемые.

Появление на землях района Северо-Крымского канала, его строительство и эксплуатация дали новый толчок в решении народно-хозяйственных задач в сельском хозяйстве.

В это время, в начале 70-х годов, в районном центре шло форсированное строительство жилья, озеленение поселка и асфальтирование улиц. Появились первые двухэтажные дома.

Новый «бум» жилищному строительству дало начало работ по возведению Крымской атомной электростанции во второй половине 70-х годов, чему во многом способствовало появление на восточной окраине поселка у железной дороги завода крупно-панельного домостроения (КПД). Возникли новые микрорайоны на улицах Шоссейной и Курчатова с многоэтажными зданиями, преобразившими поселок.

Сегодня, когда Ленинский район из некогда сугубо сельскохозяйственного становится все больше и больше, в том числе, и курортно-рекреационным, и с каждым годом -- «все флаги в гости будут к нам», значение железной дороги и станции Семь Колодезей возрастает в геометрической прогрессии. Коллектив железнодорожников во главе с начальником станции О. Н. Яновой делает все возможное, чтобы наши уважаемые гости чувствовали себя комфортно с первых минут пребывания на Керченском полуострове. Им под стать и автотранспортные службы районного центра: быстрые и надежные автобусы, маршрутки и такси отвезут туриста и курортника в любую точку района, а при желании последних - и Крыма.

Много лет своей долгой и добросовестной жизни отдал служению железнодорожной ветке Владиславовка – Керчь бывший начальник станции Семь Колодезей П.В. Дмитриенко. В далеком 1942 году налаживал он вместе с другими путейцами бесперебойное движение по железной дороге в период боевых действий на Керченском полуострове. Бывший матрос Балтийского флота за самоотверженный труд и проявленное мужество при оказании помощи советским войскам по перевозке живой силы и техники был награжден орденом Ленина.

Такой же наградой страна отметила и путевого мастера П.И. Сергодеева.

Остались в истории железной дороги имена А.С. Горюнова, М.В. Осауленко, А.Н. Тюнина, В.Х. Индюкова, А. А. Бабина, С. С. Проходы, В. Н. Чувакиной, В. П. Жданова и многих других, кто всю свою трудовую биографию посвятил служению стальной артерии полуострова.

В конце XIX-го века Керченский полуостров прорезала железнодорожная ветка Владиславовка – Керчь. В середине XX-го века на полуострове появилась рукотворная река – Северо-Крымский канал. Сегодня, в начале нового XXI-го века, в Ленинском районе и его райцентре осуществляется государственная программа газификации полуострова.

Ленинский поселковый голова А.И. Козицкий, человек, уважаемый жителями населенного пункта, досконально знающий свое дело и умело разрешающий неизбежно возникающие ежедневные большие и малые проблемы районного центра, в своей неутомимой деятельности опирается на компетентных помощников, в числе которых его заместитель В.П. Гриценко, секретарь совета А.А. Ходырева, специалист поссовета В.К. Лагутин, весь депутатский корпус поселкового совета. Отрадно отметить, что это команда единомышленников.

В числе тех, кто всегда подставит свое надежное плечо и поможет добрым советом поселковому голове -- председатель районного совета А.Д. Петрищев, глава райгосадминистрации П.И. Проценко и их заместители А.Н. Вертелецкий, Н.Б. Колесниченко, Г.В. Остах, А.А. Хохлов, Э.С. Абдулмеджитов.

Спикер Крымского парламента А.П. Гриценко и председатель Совета министров автономии В.Т. Плакида, весьма часто осуществляющие деловые поездки в Ленинский район, всегда находят время встретиться с представителями поселкового совета и соответствующих служб, оказывая своевременную и действенную помощь своим землякам.


«ПОСЕЛОК МОЙ – МОЯ СУДЬБА!»

Эти слова всегда могли и имеют право с гордостью произнести люди, без которых районный центр не состоялся бы как населенный пункт, со своей, только ему принадлежащей боевой и трудовой биографией.

П.Я. Чумак и Н.Ф. Гуренко, А.С. Гончар и Л.П. Гаврилова, И.А. Марченко и В.Е. Кустов, А.Д. Верницкий и Л.Е. Щегленко, Л.Н. Паламарчук и М.Ф. Вольфсон, А.В. Дубодел и Г.Е. Новиков, А.М. Фомкина и Г.К. Тертычный, И.А. Астафуров и А.А. Брагер, З.Т. Шаболда и Ю.А. Балашов, П.Д. Полтавский и Л.Ф. Ромашова, Г. П. Карасташ и Ф. П. Дрозд, В. Н. Малахов и М. Г. Фролов, и многие-многие другие, перечень имен которых не уместился бы даже на страницах одного номера газеты…

Десять лет назад, в день 100-летнего юбилея поселка, на здании железнодорожного вокзала была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная этому знаменательному в истории Крыма событию.

Поздравительные телеграммы с вековым юбилеем жителям районного центра прислали в сентябре 1999 года Президент Украины Л.Д. Кучма, Председатель Верховной Рады Украины А.Н. Ткаченко, Президиум Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совет министров АРК.

Наш земляк, самобытный поэт и композитор Николай Примечалов, в 1999 году к 100-летнему юбилею районного центра написал замечательную песню, в которой есть емкие и проникновенные слова, наполненные глубоким смыслом. Слова для всех поколений поселковых жителей: «Семь Колодезей, Семь Колодезей – смысл великий в сердце мне проник. Семь Колодезей, Семь Колодезей – здесь мой отчий дом и мой родник…».

сентябрь 2009 г.

Николай Рак

Площадь поселка – 772,8 га, население – более 8 тыс. человек.

Поселок образован в 1899 г.

Южная часть поселка – это поселок городского типа, а северная - типичное село с усадебной застройкой. Жилой фонд представлен одноэтажной застройкой, есть 2- и 5-этажные здания.

На центральной площади поселка расположены районная государственная администрация, Дом культуры, кинотеатр, кафе, ресторан, ведущий к вокзалу сквер.

Промышленная зона и склады расположены вдоль железной дороги, образуя на востоке поселка крупную промышленную зону. Северо-западная промзона примыкает с двух сторон к улице Азовской в районе существовавшего ранее винзавода.

На территории поселка есть 2 площади, 46 улиц и 5 переулков; функционируют 35 предприятий и организаций, 7 государственных учреждений и 11 предприятий.

Социальная инфраструктура поселка представлена 2 общеобразовательными школами, 3 детскими дошкольными учреждениями, районным Домом культуры, музеем.

В двух внешкольных учебных заведениях спортивного направления - Детско-юношеской спортивной школе «Колос», Детском и юношеском центре по физической культуре и спорту - действуют федерации бокса, футбола, кикбоксинга, районное спортивное общество «Колос».

11 сентября (23 сентября по новому стилю) 1899 г. окрыта железнодорожная станция Семь Колодезей, названная по имени основанного выходцами из Швейцарии близлежащего населенного пункта.

В популярных краеведческих книгах «Легенды Крыма» есть повествования, связанные с колодцами, вырытыми в безводной степи полуострова. Легенда о Семи Колодезях позволяет представить жизнь населения железнодорожной станции и близлежащих деревень, страдающих от недостатка воды.

Отсутствие воды во многом не давало возможности развитию села. Возникшая как административная единица станция Семь Колодезей долгое время из-за медленного роста населения вокруг станции выполняла сугубо роль одной из 3 станций 1-го класса на 98-верстовом отрезке Владиславовка - Керчь.

Великие потрясения начала XX в. не обходили железную дорогу, являющуюся главной артерией, связывающей прикерченскую степь Феодосийского уезда с центром и окраинами Российской империи.

В 1921 г. большая часть Керченского полуострова составила Керченский уезд с двумя районами: Керченским (центр г. Керчь) и Петровским (центр с. Петровское). На станции Семь Колодезей проживали 34 жителя, населенный пункт входил в состав Кенегезского ревкома.

Наличие железной дороги, налаженная связь с другими регионами Крыма и страны способствовали экономическому развитию и росту населения станции.

25 июля 1931 г. центр Ленинского (бывшего Петровского) района был перенесен из с. Ленинское на станцию Семь Колодезей.

В предвоенные годы были построены хлебоприемный пункт, пищекомбинат, хлопковый комбинат, административные здания, улицы. В 1938 г. открыта средняя школа.

По данным Всесоюзной переписи населения, в 1939 г. население райцентра составило 1683 человека.

В годы Великой Отечественной войны населенный пункт Семь Колодезей сыграл героическую и трагическую роль, отведенную ему историей.

Более 100 жителей погибли на фронтах войны, в партизанских отрядах, в подполье. В Семи Колодезях действовала подпольная организация в составе К.И. Богданова, А.В. Беспалова, А. Павленко, Е.Г. Иванова, Г.А. Перемещенко и других жителей.

В боевых действиях Крымского фронта (январь-май 1942 г.) на станции размещались 6 военных полевых госпиталей, в которые доставлялись тяжелораненые с Акнонайских позиций. В этот период возникло несколько крупных захоронений, наиболее известное - госпитальное кладбище по улице Некрасова.

В память о дислокации одного из госпиталей на здании средней школы имени Горького установлена мемориальная доска.

12 апреля 1944 г. войска Отдельной Приморской армии во взаимодействии с другими соединениями полностью освободили территорию Керченского полуострова и Семи Колодезей.

В поселке установлен обелиск погибшим односельчанам, на котором высечены их имена.

Районный центр временно был перенесен в селе Ленинское, где и действовал до конца 1946 г., когда районные учреждения вновь были переведены в возрожденный пункт при станции Семь Колодезей.

Восстановление Ленинского района и райцентра в послевоенный период связано с именем замечательного человека, первого секретаря Ленинского райкома партии Н.И. Парельского. С ним «поднимали» район партийные и советские работники П.С. Титаренко, Н.А. Турбаба, Г.Х. Дуяла.

Возникли лесополосы и целые лесные массивы. Молодой рукотворный лес, посаженный в 1960-е годы, составляет зеленое кольцо вокруг нынешнего районного центра с лесопосадками шириной 150-500 м. Зеленые насаждения, находящиеся в ведении лесхоззага, образуют ветрозащитный пояс.

Одной из главных задач была проблема воды на полуострове. Методом народной стройки в селе шло сооружение Юзмакского водохранилища. Строились ставки и водохранилища, бурились скважины, прокладывалась сеть водопроводов. В 1952 г. появились первые водопроводные колонки и была снята проблема нехватки воды.

За 110-летнюю историю поселка многие жители оставили заметный след в его истории, в их числе: работники государственного управления В.Л. Кубрушко, Н.С. Кравченко, И.З. Астафуров, А.В. Дубодел; педагоги В.Е. Кустов, А.С. Гончар; медицинские работники Г.К. Тертичник, Р.В. Чурсинова; хозяйственники П.Я. Чумак, А.А. Брагер; работники культуры Л.Е. Щегленко, Л.М. Фомкина; ветераны Великой Отечественной войны П.П. Суров, Н.С. Великая, К.А. Хмельницкая, Т.И. Строганова; писатель-журналист М.Ф. Вольфсон и многие другие.