Дорога троллей – самый известный маршрут Норвегии. "лестница троллей" - туристическая дорога в норвегии История создания Дороги троллей

19.01.2024

В этой статье я расскажу, как мы ездили по дороге Троллей, что видели. Упомяну все достопримечательности на которые нужно обратить внимание, чтобы ничего не пропустить. И прямо сразу вас порадую, проезд по дороге Троллей абсолютно бесплатен, даже парковки рядом с достопримечательностями бесплатны, что не мало важно для дорогущей Норвегии.

Тролльстиген — часть национального туристического маршрута. Она представляет из себя участок дороги с 11 крутыми поворотами, позволяющий взобраться на автомобиле на гору Stigrøra (858 метров над уровнем моря). Это дорога раньше имела большое значение для местного населения т.к. позволяла жителям ездить на ярмарку. Сейчас же эта дорога стала больше туристическим аттракционом. Там катают туристов на больших автобусах. Маршрут очень удобен для круизников: — дорога Троллей. Большинство туристических путеводителей относят эту дорогу к «must see» достопримечательностям страны Фьордов.

Утром мы двинулись в сторону Тролльстиген из Валлдала (это со стороны Гейрангера), поэтому фотографии буду показывать в последовательности от Валлдала к Трольстинген. Дорога медленно, но верно ползла вверх. Вначале пути проезжали мимо многочисленных клубничных плантаций. Торговля клубникой происходила прямо у места сбора ягоды. Приценяться мы не решились, норвежские цены почти всегда вызывают шок.

Дорога Троллей на карте

Все места, упомянутые в статье на карте. Все точки подписаны и снабжены фотографиями. Всего от Валлдала до Ондалснеса около 50 км, но с учетом того, что дорога горная и очень красивая, часто останавливались фотографировать, мы ехали около 3 часов.

Речной порог Гудбрандсьюве

Остановились посмотреть на речной порог Гудбрандсьюве (Gudbrandsjuvet), некоторые называют это место Ведьмиными котлами, что в общем то соответствует содержанию. Рядом расположена бесплатная парковка и щит с туристической информацией и кафешечка. Ходить никуда нужно, порог расположен прямо у самой дороги.

Гудбрадсьюве находится на полпути между центром Валлдала и Тролльстигеном и представляет собой несколько водоворотов на отрезке реки в 5 метров шириной и 20 – глубиной. Мощь потока на самом деле очень впечатляет, фотографии не передают и малой толики тех ощущений, которые мы испытали стоя рядом с этой необузданной стихией. Поток ревет, в буквальном смысле этого слова, вода извиваясь в бесчисленных водоворотах «кипит» и клокочет. Не дай бог ни одному живому существу упасть случайно в реку, «Ведьмины котлы» живым никого не отпустят.

Гудбрандсьюве

Согласно легенде из XVI века, ущелье было названо в честь человека по имени Gudbrand, который бежал со своей невестой и улизнул от своих разъяренных преследователей, перепрыгнув через ущелье в самом узком месте. Gudbrand был объявлен вне закона за свои дела, и жил до конца своей жизни в каменной хижине в одной из боковых долин выше Gudbrandsjuvet. Долину до сих пор называют Гудбрандсдален. Какова была судьба похищенной невесты, так и осталось загадкой…



Гудбрандсьюве

Над порогом проложены мостики, чтобы все могли увидеть грохочущий горный поток. Умеют норвежцы сделать достопримечательность в любом месте. Смотровые площадки в Норвегии разрабатывают известные архитекторы. Здание кафе из стекла и бетона выглядит очень оригинально. То ли еще будет.



Гудбрандсьюве

Дальше начался подъем в гору, плавный без серпантинов. Вдоль дороги стал попадаться снег, похолодало. Переместились на уровень горных тундр. На солнце в тундре было тепло, по ночам наверное там мороз, раз снег не успевает растаять в июле.

Остановились покидались снегом. К нам тут же подбежало стадо овец за угощением. Овцы там почти хищные, к каждой остановившейся машине они устремляются всем стадом, снимать дань. Инстинкт у баранов выработался — железный, сразу бегут к багажнику. Если турист не дает чего-нибудь, бараны начинают пытаться пожевать ветровку, куртку или на худой конец штанину.





Едем прямо в облако. Выше облаков уже не было. Так на автомобиле мы поднялись над облаками.



Кто бы мог подумать, что можно испытывать радость при встрече со снегом в июле. Наверное это потому, что точно знаешь, что снег локален и скоро опять будет лето. В ноябре сильной радости по поводу снега я не испытываю. В летней обуви на снегу было очень скользко.



Смотровая площадка Тролльстиген

Цент визитов непосредственно у перевала Тролльстиген выглядел еще более стильно. Косая крыша, по которой можно гулять, смотровые площадки над самой пропастью и ревущим водопадом с ограждением из стекла, организованный каскадный водоем у самого обрыва. Машину можно было запарковать просто вдоль дороги бесплатно.



Интересно наблюдать, как машинки внизу пропускают друг друга, дорога там узкая, чтобы разъехаться со встречным нужно заехать в карман и прижаться к стене или к краю пропасти. Особенно страшно видеть, как едут по этой дороге большие туристические автобусы, на повороте они заходят по большому кругу, так что всем приходится их пережидать по карманам. Движение по этой дороге транспорта более 13 метров длинной запрещено.



Зимой этот перевал закрыт, как и многие другие перевалы Норвегии. Обычно Тролльстинген открывают в мае, и работает он до конца октября, но даже в этот период возможно его закрытие из-за погодных условий. При гололеде движение по перевалу останавливают.







Любопытно, что эту дорогу построили в 1936 году. До этого через перевал ходили караваны вьючных животных под руководством опытных проводников. Сейчас вы при желании можете повторить их опыт и пройтись по перевалу пешком. Для этого создан размеченный пешеходный маршрут Kløvstien . Данный пешеходный маршрут классифицируется, как тяжелый. Для его прохождение потребуется не менее 1 часа и хорошая физическая форма, набор высоты 424 метра, протяженность 2,5 км.



Указатель пешеходного маршрута

Автобус на дороге Троллей, Трольстинген

Ну и не могли мы устоять перед обаянием норвежских троллей.



Тролли на дороге Троллей

Внизу после проезда перевала есть парковка с которой и полагается начинать пешее восхождение по маршруту Kløvstien .

В долине Ромсдал, начинающейся сразу у подножия перевала есть еще одна природная достопримечательность — Стена Троллей (Trollveggen). Это гора с почти вертикальной стеной, высотой около 1000 метров. Стена Троллей очень популярна у профессиональных альпинистов, существует около 12 маршрутов для ее преодоления, там ставят серьезные спортивные рекорды. Обыкновенные туристы могут просто на нее посмотреть, как на чудо природы. Рядом со стеной Троллей построен еще один центр визитов из стекла и бетона



Долина Ромсдал

Вдоль этой дороги расположено несколько кемпингов, долина очень живописна, жаль, что мы не остановились там на ночевку. По общим итогам поездки скажу, что этот день был самым интересным. С одной стороны мы весь день перемещались, выходили только в интересных местах фотографировать, но пейзажи по дороге были настолько завораживающими, что они сделали наш день.

В этот же день мы успели проехаться . Про стоимость проезда по маршруту Тролльстинген — Атлантическая дорога — Кристиансунд читайте в следующей статье. Тут сильно порадовать не чем.

так же на моем сайте вы сможете узнать, там же я описываю особенности проживания в кемпинг-кабинах.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Норвегия удивляет и поражает обилием разнообразных природных достопримечательностей: фьорды и водопады, горные озера и стремительные реки, причудливой формы горы со снежными шапками на вершинах и ярко-зеленые долины сменяют друг друга. Но, наверно, как бы вы не составили свой маршрут, он обязательно пройдет через одну из самых популярных и часто посещаемых достопримечательностей этой страны – Trollstigen, Лестницу (или Дорогу) Троллей. Рассказывает Марина Петренко:

Кто такие тролли?

В Норвегии много географических названий так или иначе связанных со сверхъестественными существами из скандинавской мифологии троллями: Дорога Троллей (Trollstigen), горный массив Стена Троллей (Trollveggen), гора Колпак Тролля (Trollhetta), есть даже шуточный дорожный знак «Острожно, тролли!»

Как правило, тролли — это такие уродцы, отличающиеся большущим носом. Они могут быть и совсем маленькими, и огромными. Это горные духи, рождающиеся из скал и превращающиеся на солнце в камень.

Во время путешествия вы обязательно встретите больших и маленьких каменных и деревянных троллей. Фигурки троллей, футболки с их изображением, магниты – главный сувенир, который туристы привозят из Норвегии.

Как появилась дорога-достопримечательность?

Дорогу Троллей, конечно же, построили не эти мифологические существа, а люди. Но это такое невероятное чудо инженерного искусства, что с трудом верится, что человек мог создать эту трассу без вмешательства сверхъестественных сил.

Лестницей Троллей называется одна из 18 национальных туристических дорог Норвегии, являющаяся частью автодороги № 63. Она соединяет два населенных пункта Ондалснес (Andalsnes) и Валдалл (Valdall), расположенные по разные стороны протяженного горного массива. Технический проект трассы разрабатывал дорожный инженер Нильс Ховденак (Nils Hovdenak ). Строилась дорога в течение 8 лет и была торжественно открыта королем Норвегии Хоконом VII в 1936 году. Местные жители попросили короля дать новой автотрассе название, после чего она и была названа «Лестница Троллей».

На карте дорога выглядит вот так:

Она представляет собой 11 языков серпантина с крутыми поворотами, мостами через бурные речки, в том числе мостом, под который падает 180-метровый водопад (Stigfossen ).

На подъеме в некоторых местах наклон дороги составляет до 12%, а ширина не превышает 3,3 метра. Имеется даже ограничение на длину транспортного средства. Если учесть, что сразу за дорогой практически без обочины начинается пропасть, достигающая в некоторых местах до 200 метров глубины, а предохранителями-ограничителями являются лишь невысокие природные камни вдоль дороги, то можно представить, какие острые ощущения испытываешь во время езды по этой дороге.

Как ехать?

Сразу хочу обрадовать, что парковки у начала и конца дороги Троллей, смотровые площадки и проезд по самой дороге бесплатны. По Дороге Троллей можно проехать в двух направлениях и какое выбрать, решать вам.

Если Вы направляетесь к этой дороге со стороны Гейрангера или Олесунна, то дорога № 63, вьющаяся между заснеженных гор, сама по себе будет невероятно красива.

Периодически вдоль дороги попадаются маленькие пирамидки Троллей, сложенные туристами из камней.

Дорога приведет вас к большой у современного туристического центра с сувенирными магазинами, кафе, туалетом.

За парковкой расположен красивый ступенчатый искусственный водоем с чистейшей водой.

От него проложена дорожка к смотровой площадке, нависающей над пропастью.

Тут самое высокое место дороги Троллей (858 метров над уровнем моря) и сразу несколько , с которых открывается просто головокружительный вид на долину и петляющую по склонам горного хребта дорогу.

Причем сверху видно ее всю и вы имеете возможность сначала полюбоваться пейзажем и понять, что вам вскоре предстоит преодолеть, а потом уже проехать по дороге Троллей.

Если же вы направляетесь к дороге Троллей со стороны автомагистрали Е136 (Осло или Ондалснес), то вы окажетесь в самой нижней точке дороги Троллей и, как ни удивительно, тоже увидите ее всю, а потом преодолеете ее на подъеме. Нам показался более логичным первый вариант, но тут, как говорится, на вкус и цвет…

Когда ехать?

Дорога Е136 в районе Лестницы Троллей не круглогодичная. Гарантированно она открыта в три летних месяца. Время открытия и закрытия дороги каждый год варьируется в зависимости от погоды и высоты снежного покрова. Прежде чем ехать, советую посмотреть актуальное состояние дороги . Здесь же имеется статистика по годам, которая несомненно пригодится при планировании путешествия.

Вас может поджидать и вторая неприятность, которую, к сожалению, нельзя предсказать заранее. Погода в Норвегии капризна и переменчива, часты дожди и туманы, низкая облачность. В такую погоду на дорогу Троллей лучше не ехать просто потому, что вы почти ничего не увидите и уж точно не получите тех ярких и острых ощущений, как при хорошей ясной погоде. Могу посоветовать предварительно посмотреть почасовой прогноз погоды в районе дороги Троллей на норвежском погодном сайте .

Ну а про саму дорогу можно дополнительно почитать .

Что еще посмотреть рядом?

Если вы едете к дороге Троллей по 63 дороге со стороны Гейрангера, не пожалейте времени и остановитесь в интересном местечке Гудбрандсювет (Gudbrandsjuvet). Большая бесплатная находится прямо у трассы.

Гудбрансювет

Гудбрандсювет – это небольшое очень узкое ущелье, порядка 5 метров в ширину и 20 в глубину, через которое протекает горная речка Валдола.

Сложно произносимое для русского человека название Гудбрандсювет это место получило в начале XVI века. Согласно старинным преданиям норвежский юноша по имени Гудбранд за свои проделки был объявлен вне закона и вынужден был бежать от своих преследователей. Его невеста согласилась пуститься в бега вместе с ним. Спаслись они, перепрыгнув через очень глубокий овраг в самом узком месте, и поселились в маленькой хижине в долине у реки. С тех пор место это с оврагом стало называться Гудбрандсювет. а долина, где жили беглецы, и по сей день называется Гудбрандсдален.

Бурная речка образовала в мягких горных породах вымоины и причудливые изгибы, а люди обустроили над ущельем металлические мостки и смотровые площадки, с которых открываются красивые виды.

Вода в речке ярко-голубого цвета в окружении белого кружева пены и яркой зелени склонов ущелья смотрится просто изумительно. Около ущелья имеется кафе с полностью стеклянной стеной, обращенной к ущелью, и небольшой сувенирный магазин.

Стена Троллей

Еще одна природная достопримечательность ожидает вас уже после преодоления дороги Троллей на пути к автомагистрали Е136. Это Стена Троллей (Trollveggen) – вертикальная отвесная скала протяженностью более километра и высотой 1795 метров. Она считается самой большой вертикальной скалой Европы и входит в список «Big Wall» самых сложных горных стен в мире для покорения альпинистами.

Но вот только не каждому эта стена показывается во всей красе. Нам повезло с дорогой Троллей, а вот Стена Троллей оказалась спрятанной за низкими облаками.

Ну что же, мы не в обиде. Будет повод еще раз вернуться в Норвегию.

Норвегия славится как суровая и холодная страна. Туристам нужно быть готовым к тому, что даже летом она встретит их негостеприимными погодными условиями – даже в июне холодные ветра, дожди и сырость здесь не являются редкими гостями. Так же суровы и местные пейзажи, однако именно в этой суровости и неприступности кроется их очарование для посетителей.

Тем, кто отважится посетить с туристическим визитом норвежские фьорды, в память врежутся скалистые вершины гор, холодные морские берега, изрезанные заливами, стремительные горные реки и водопады. Одной из достопримечательностей туристической Норвегии является Дорога Троллей (или Лестница Троллей, как еще ее называют). Расположена Trollstigen в северной части Вестланн – западного региона страны. Она представляет собой часть национальной трассы RV63, которая соединяет города Ондалснес, что в коммуне Реума, и Валлдалл из коммуны Нордаль.

Чем же так привлекает туристов всего лишь участок горной дороги?

Лестница Троллей – это по сути сочетание современных инженерных технологий и природной красоты. В этой части страны можно увидеть величие, как естественных сил, так и антропогенного влияния на мир.
Длина трассы составляет 106 километров, в течение которых она не раз меняет свое направление, поднимаясь в горы. За время прохождения Дорогой Троллей можно отметить 11 резких поворотов, которые станут настоящим испытанием для водителей.

Не знаете как провести зимние каникулы? Тогда вам в любителя горных лыж и сноуборда.

А может вы любитель рыбалки? Тогда необходимо отправиться в Норвегию, но для начала ознакомиться с статьей.

На всей своей протяженности, Лестница Троллей поднимается на 858 метров над уровнем моря. Перепад высот между некоторыми ее поворотами порой доходит до рекордной отметки в 12%. Как и любая горная дорога, Лестница Троллей узкая, а в некоторых участках имеет 3,3 метра ширины.

Проезд по ней автотранспорту, длиной больше 12,4 метров, запрещен.
По причине сложности проезда, а также из-за специфики погодных условий этого региона, Лестница Троллей открыта не всегда. Сезонность накладывает свой отпечаток на ее посещение. Трасса открыта в период с мая по октябрь, однако, даты открытия и закрытия зависят от текущих погодных условий.

Однако, несмотря на трудности проезда, Trollstigen привлекает тысячи туристов. Все они первым делом оказываются впечатлены крутыми изломами Лестницы – ведь при взгляде на нее снизу, из долины, кажется, что подняться по ней не то, что на автотранспорте, но даже при помощи альпинистского снаряжения затруднительно. Но это только на первый взгляд. На самом деле, трасса RV63 славится отличным покрытием и качественной продуманной разметкой, как и все дороги Норвегии.
Въезд на Лестницу Троллей не спутать ни с чем – он обозначен специальным дорожным знаком, на котором закономерно изображен силуэт тролля. Знак этот любим туристами, которые оставляют на нем стикеры и надписи со своими именами – чтобы увековечить собственное посещение этого места. А вот за знаком начинается настоящее волшебство – практически с каждого метра Дороги Троллей открываются потрясающие виды на горы, ущелья, многочисленные водопады и леса.

Для удобства автомобилистов по всей ее протяженности на разных уровнях высоты есть специальные карманы для автомобилей – в них можно припарковаться, выйти и, как со смотровой площадки, осмотреть окрестности.

От подобных карманов также часто уходят в стороны специальные тропы, ведущие к другим смотровым площадкам и местам, предназначенным для проведения пикников. Так что, если есть желание пообедать, сделать это можно прямо на свежем воздухе, на одном из уступов скал.
В летнее время для туристов есть возможность искупаться в ступенчатых бассейнах, расположенных вдоль достопримечательности. Вода в них чаще всего прохладная, но нагревается от солнечных лучей.

Примерно на середине Лестницы водителей ожидает еще одно впечатляющее испытание – им предстоит преодолеть узенький мост, перекинутый через водопад Стигфоссен.

Мощный поток воды бурлит под колесами автомобиля, когда пересекаешь это место. Кульминацией посещения Trollstigen станет обзор с верхней смотровой площадки на высоте свыше 800 метров над уровнем моря. С нее можно обозреть прекрасные виды на долину Валльдален, фьорд Ромсдал, стену Троллей, увидеть с высоты город Ондалснес и взглянуть на водопад Стигфоссен.

На вершине достопримечательности расположен сувенирный магазин. В отличие от ярких лавочек, которые встречаются в Европейских городках, магазин здесь настолько органично вписан в окружающий ландшафт, что его можно не заметить с первого взгляда.
Да и в целом, рукотворные элементы этой трассы вписываются в естественный пейзаж, как будто были задуманы самой природой. Это касается и мостов, которых придется пересечь в пути целых три – Гудбранн, Холь и Крихе, и выложенных естественным камнем боковых заграждений, которыми аккуратно выложен весь путь.

Для чего же понадобилась норвежцам необычная трасса на столь сложной для проезда местности?

Необходимость в дорожном сообщении на этом участке возникла еще в 1905 году, когда правительство Норвегии приняло решение о создании дороги, соединяющей долины Румсдаллен, где с XVI столетия регулярно проводилась ярмарка, и Вальдллен, жители которого на ярмарку хотели попадать с комфортом. Первые 8 километров были построены еще тогда.

Историческая справка

К 1913 году первый вариант соединяющей долины дороги был окончен. Однако архитектор Ховендак предложил более масштабный вариант – автомобильную трассу, соединяющую эти долины. Он предположил, что живописный перевал, через который должна была пролегать будущая Дорога Троллей, станет отличной точкой в туристическом маршруте по стране.

Поскольку норвежское лето очень коротко, строительство затянулось на долгие годы – в зимнее время ему всячески препятствовали лавины, снегопады и камнепады, сводившие деятельность по прокладке трассы на «нет».

— это то, что вам необходимо зимой.

Решили посетить Норвегию? Тогда прочитайте интересные об этой удивительной стране.

Видео-заметка о фьордах Норвегии. Смотрите тут —

В 1936 году король Хокон принял сдачу дороги, и она начала свое существование, как туристический маршрут. Тогда же по просьбе жителей коммун он дал ей название – Лестница Троллей. Чтобы добраться до этого норвежского чуда, туристам потребуется обзавестись личным или арендованным автотранспортом, поскольку это – удобный и безопасный способ путешествия по Дороге Троллей.

Как добраться до Лестницы Троллей

Если планируется начинать путешествие с северной части страны, к примеру, из Тронтхейма, то по дороге в Ондалснес следует свернуть на трассу RV63 на мосту Согге. При проезде из столицы Норвегии, следует ехать по шоссе Е60 до Лиллехаммера, а оттуда выезжать на трассу Е136, которая приведет все к тому же мосту Согге, откуда можно попасть на RV63.
Если же путешествие планируется средствами общественного транспорта, то попасть на Лестницу Троллей можно из города Ондалснеса, откуда ходят туристические экспресс-автобусы.

В Ондалснес можно попасть как рейсовыми автобусами, так и поездами, которые ходят из Осло и Тронтхейма ежедн.

Для туристов с 2012 года у подножия Лестницы Троллей работает туристический центр. Кроме получения любого рода помощи в затруднительных ситуациях, там можно приобрести сувениры, пообедать в кафе перед длительным путешествием.

Лестница Троллей – повод для посещения Норвегии. Это подтвердит любой турист, побывавший на этой дороге. Правительство страны заслуженно считает эту достопримечательность жемчужиной туристических маршрутов Норвегии.
Для тех, кто любит активный туризм, ценит красоту и суровость пейзажей северного края и мечтает увидеть воочию фьорды и водопады, этот маршрут станет незабываемым приключением, а также способом провести летний отпуск нестандартно и интересно. А пикник на высотах Лестницы Троллей и вовсе станет самым необычным событием в жизни любого туриста.

Причудливая нитка асфальта с крутыми поворотами в западной Норвегии и есть известная во всем мире Дорога троллей (Лестница троллей). Даже в современное время дорога, построенная в 1936 году, считается эталоном инженерного мастерства.

Из истории.
С 16 века в Румсдалене функционировала ярмарка. Она же вследствие и послужила толчком в постройке пути в Валльдален. Уже в 1891 г. от Веблунгснеса проложили первые восемь километров дорожного полотна. В это же время уездные власти Грюттен и Нордаль составили обращение к амтману, где говорилось о помощи в разработке плана постройки дороги через горный массив. Обращение было принято, и в 1894 году инженер Нильсон Ховденаку обследовал окрестности предполагаемой дороги и сообщил о том, что путь необходимо прокладывать до Стигфьелльрёр от Эвстестёля. Связывал он это с потенциалом трансформации дороги в автомобильное шоссе. Тем не менее, данный дорожный участок Стиген обходился весьма затратно, но он был пригоден для тропки, где свободно могли передвигаться лошади и люди. Директор Крагского ведомства не верил в вероятность постройки дороги для автомобилей, но в году 1896 другие исследователи подтвердили это. В дальнейшее время инженер сделал многое для воплощения своей задумки в реальность. Его упорство принесло свои результаты, и бюджет государства выделил внушительную сумму на строительство.

Уже с 1905 года началось строительство дорожного полотна и в 1913 году было полностью завершено. Но Ховденак не мог остановиться на достигнутом, и продолжал грезить о прокладке дороги для автомобилей, начиная с Валльдалена до самого Румсдалена. Он также упоминал о том, что данная дорога станет туристическим маршрутом, поскольку местный пейзаж поражает своей красотой. Он составил новый план, а также смету на строительство и в 1916 году власти дали на это добро. Укладка знаменитой дороги закончилась в 1936 году.

Примечательно, что серпантин дороги видно полностью снизу доверху. Петли серпантина насчитывают 11, а перепад высот достигает 12%. При подъеме, на середине пути, располагается мост, проложенный над водопадом Стигфоссен . Высота водопада составляет 180 метров.

На вершине располагается парковка, весьма внушительная по размерам, а также обилие сувенирных магазинов. Всего в паре минут пешего хода от парковки находится обзорная площадка, откуда открывается впечатляющий вид на водопад и дорожный серпантин.

Стоит отметить, что ширина дороги в самой широкой части не более 3,3 метров, что делает невозможным проезд машин, у которых длина более 12,4 метров.

Осенью и зимой здесь запрещен проезд, открытие данного участка зачастую приходится на конец весны. В 2005 году норвежскими властями были осуществлены починочные работы. Направлены данные работы, прежде всего, на защиту автомобилистов от камнепадов.

Выше дороги проложен туристический маршрут для пеших туристов. На более опасных участках установлены крепкие цепочные дорожки. Наверху тропы есть небольшая и своеобразная смотровая площадка. Если пройти в самый угол этой площадки, то можно очутиться у края сказочного пейзажа, а также насладиться самым полным и живописным видом на Лестницу троллей.