Ландшафтные парки мира. Знаменитые сады и парки Дворцово-парковый комплекс Царского Села

30.03.2024

Самый знаменитый парк мира

Комплекс дворцово-парковых ансамблей, окаймляющих южный берег Финского залива формировался на протяжении XVIII-XIX века. Центральным - и самым известным из них - является регулярный Нижний парк с роскошными фонтанами. Парк с «водной феерией» занимает площадь в 102 га. Он был разбит по инициативе Петра I как часть парадной императорской резиденции, которая должна была превзойти знаменитый Версаль и является одной из «жемчужин» Санкт-Петербурга, привлекая туристов со всего мира.

Национальный парк Чжанцзяцзe был открыт в 1982 году - и вскоре внесен в Список объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Территория парка - около 13 000 км2, где обитает около 500 видов животных и растут редкие виды растений. Парк считается одним из самых впечатляющих мест Земли - в первую очередь благодаря кварцитовым скалам средней высотой в 800 метров (а самые высокие пики массива достигают высоты в 3 километра). Именно здесь создатели фильма «Аватар» снимали пейзажи Пандоры. Одна из достопримечательностей парка - самый высокий в мире комплекс лифтов, поднимающих туристов на смотровую площадку в 360 метрах над землей.


Сады Боболи считаются одним из лучших парковых ансамблей эпохи Ренессанса. Территория главной резиденции герцогов Медичи (призванной продемонстировать все могущество, величие и роскошь знаменитого рода) была открыта для публики в 1766 году, а сейчас парк площадью в 4.5 га имеет статус музея садовой скульптуры под открытым небом. Строгая планировка парка, роскошные фонтаны и статуи, открытые храмы и колоннады, гроты, а также великолепные виды, открывающиеся на город, неизменно привлекают сюда посетителей.


«Зеленые легкие Манхэттена» - так называют Центральный парк Нью-Йорка - правильный прямоугольник шириной в 800 метров и длиной в 4 километра (341 га) с озерами, прогулочными тропами, детскими лужайками, катками и бассейнами. Несмотря на кажущуюся естественность ландшафта, парк, основанный в 1859 году, является полностью рукотворным. Это самый посещаемый парк США: ежегодно здесь бывает около 25 миллионов человек. В число достопримечательностей Центрального парка входят историческая карусель, замок Бельведер, театр Delacorte, зоопарк, заповедник живой природы.


Великолепный парк, заложенный в 1689 году, считается одной из главных достопримечательностей Зальцбурга. Несмотря на относительно небольшие размеры (около 10 га), он считается одним из самых красивых барочных садов Европы и является признанным шедевром ландшафтного дизайна. Сложные цветники, шпалеры, смотровые площадки с прекрасными видами на Зальцбург, зеленые лабиринты, фонтаны и скульптуры, «сад карликов» - все это ежегодно привлекает сюда от 3 до 5 миллионов человек.


Королевский парк цветов в Нидерландах также известен под названием «Сад Европы». Парк площадью в 32 га был разбит в 1840 году и знаменит в первую очередь своими тюльпановыми полянами: здесь растет и цветет около 4.5 миллионов тюльпанов множества разновидностей (более 100). Кроме цветочных полян и оранжерей украшением парка служат пруды, каналы, фонтаны и скульптуры. Кейкенхоф открывается для посетителей весной - с конца марта по май. В конце апреля здесь проходит ежегодный парад цветов Bloemencorso Bollenstreek.


Кирстенбош - один из самых масштабных ботанических садов на земле и первый, включенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Территория парка, основанного в 1913 году, составляет 528 га, и здесь можно увидеть более 7 тысяч видов растений, среди которых много редких и исчезающих. Особая достопримечательность парке - подвесная аллея длиной в 427 метров, находящаяся в 12 метрах над землей, оборудованная смотровыми площадками, позволяющими любоваться окрестностями с высоты.


Королевский парк находится в самом центре Лондона. Земли, занятые Гайд-парком, до XVI века принадлежали Вестминстерскому Аббатству, затем Генрих VIII превратил их в королевские охотничьи угодья, а в XVII века Карл I открыл парк для публики. Сейчас это самый популярный парк в Лондоне. Среди достопримечательностей Гайд-парка, площадь которого составляет 14 га - статуя Ахилла, музей Веллингтона, мемориал в честь принцессы Дианы, искусственное озеро Серпентайн. Но самое известное место - это «уголок ораторов», сделавший Гайд-парк синонимом свободы слова. С 1872 года и по настоящее время все желающие могут публично выступить здесь на любую тему, в том числе и с критикой «первых лиц» государства.


Юйюань (что в переводе означает «Сад радости» или «Сад неторопливого отдыха») - классический сад в стиле эпохи правления династии Мин. Парк площадью около 4 га был разбит около 400 лет назад и сейчас считается одним из образцов китайского садово-паркового дизайна. Живописные пейзажи, извилистые мосты, изысканные постройки, обилие достопримечательностей (их здесь более 40) делают парк украшением Шанхая.


Дословный перевод названия парка, разбитого в 1695 году - «сад шести поэм». Рикуген - островок умиротворенности, один из самых красивых парков Японии, и считается ярким образцом национального стиля в ландшафтном дизайне. На площади около 9 га располагаются рукотворные пруды и горы, обустроены живописные прогулочные тропы, здесь растут более 35 тысяч деревьев и цветущие кустарники. До 1938 года сад являлся частным владением, но потом перешел в собственность города и сейчас является значимой достопримечательностью Токио.


Парк Бэйхай (в переводе - «Северное море») - признанный шедевр ландшафтного дизайна, созданный еще в X веке. Долгое время он был любимым местом отдыха китайских императоров. Парк площадью в 68 га (больше половины площади занимает красивейшее озеро) был открыт для посетителей с 1925 года. Бэкхай считается образцом традиционного китайского сада, где изысканные постройки сочетаются с не менее изысканными пейзажами.


Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg), Париж

Бывший королевский (а сейчас - государственный) дворцовый парк площадью 26 га расположен в Латинском квартале и входит в число главных достопримечательностей Парижа. Люксембургский сад был разбит в 1611 году, когда у вдовствующей королевы Марии Медичи появилось желание обустроить в пригородах французской столицы дворцово-парковый ансамбль, напоминающий о ее родине - Флоренции. Роскошный парк знаменит своими цветниками и террасами, фонтанами и оранжереями, скульптурами и павильонами. В нем находится Люксембургский дворец, где проходят заседания французского Сената.

Искусством создавать вокруг себя пространство, которое соперничает с самой Природой, в котором все гармонично и спокойно, владеют конечно немногие. Это настоящий талант – создавать экстерьер, в котором рука художника как будто и не видна. Как будто каждый цветочек и каждая травинка выросла на своем месте по желанию матушки Природы.

Величайший философ Платон, однажды любуясь закатом, сказал: «Выше всех красот – природы красота». Гений талантливых создателей ландшафтных парков мира в том, что их парки не красивее самой Природы. Они красивы как сама Природа! Действительно, существуют на нашей планете места, которые радуют и вдохновляют людей многие годы и даже столетия. В этой статье вы узнаете лишь о некоторых прекрасных уголках на нашей Земле, где люди творили, восхищались и заставляли восхищаться других.

Этот раздел будет регулярно пополняться. Если вы предложите новую тему для восхищения нашей планетой – команда «Divo-dacha» с благодарностью постарается её осветить.

Ландшафтный парк , как направление, возникло в Англии в 18 веке. Он представляет из себя комплекс, где планировка объектов максимально приближена к природной. Такие парки часто имеют эстетическую, экологическую и историческую ценность. В отличие от городских парков, где вся растительность посажена в соответствие с законами композиции, ландшафтный парк выглядит более естественно. Дороги, аллеи, поляны, водоемы здесь располагаются более свободно. Задача современных ландшафтных комплексов – дать возможность современному жителю почувствовать себя как бы в дикой природе, но без чувства опасности.

Формирование ландшафтных парков в разных странах имеет большую историю. Как правило, оно сопровождалось зарождением стилей. Сейчас каждый знает, что есть французский, итальянский, восточный и др. стили. А ведь когда-то в самом истоке зарождения стилей определяющим фактором были климат и рельеф конкретной страны.

Например, висячие сады Семирамиды. Сейчас являются одним из семи чудес Света. Несмотря на то, что это удивительное архитектурное сооружение не дожило до наших дней, память о нем жива до сих пор. История хранит упоминание о том, что это было сооружение из четырех террас, расположенных друг над другом каскадом. На нижних террасах росли деревья. Верхние были засажены кустарниками и вьющимися цветами.

Французский стиль ассоциируется с ровными садами и ароматными цветами. Регулярные парки, с правильными геометрическими формами, расположенные на холмах принято называть итальянскими. Сады эпохи Возрождения стали некой вершиной в формировании ландшафтных парков и ландшафтного дизайна. Искусственные водоемы, фонтаны и обилие скульптур кричали о роскоши дворцовых садов.

В 17 веке в Европе начинают различать понятия парк и сад. Если сады больше ассоциируются с и уединения, то парк становится местом проведения баллов и различных торжеств. Регулярный стиль постепенно сменяется пейзажным. По дорожкам, ведущим к красивым архитектурным или растительным объектам, гуляет много нарядных людей и устраиваются концерты с вечерней иллюминацией.

Свою историю ландшафтные парки имеют и в России. В 17 веке у нас появляются ботанические оранжереи, а затем приходит мода из Голландии на клумбы с нарциссами и тюльпанами. 20 век приносит миру не только техническую революцию. В связи с новыми технологиями меняется архитектура зданий, а с ней и парковый дизайн.

Если обобщить историю садово-паркового искусства, то можно сказать, что оно развивалось в двух направлениях: геометрическом и живописном. Геометрическими называются композиции, в основе которых лежит симметрия. Живописное, или пейзажное, означает подражание природе с ее естественными формами.

В последние годы парковое строительство получило новый размах и преподносит обществу все новые и новые решения организации пространства для отдыха в естественном «природном» исполнении. Десятки талантливых ландшафтных дизайнеров подключились к этому направлению и дали мощный толчок строительству ландшафтных парков .

Современные ландшафтные парки мира являют собой пример осознанного взаимодействия человека с Природой. Подсознательно тягу к природе человек чувствовал всегда. Но если в наше время не каждый городской житель отважится пойти в дикий лес, то прогулка по ландшафтному парку будет для него максимально комфортной и безопасной.

Искусственные зеленые насаждения в таких парках призваны выполнять особые дизайнерские решения. Ведь это ландшафтно-архитектурное пространство не должно напоминать городской парк культуры. Исторические архитектурные объекты, находящиеся на территории подобных комплексов, имеют большое просветительское значение и положительно влияют на формирование нового сознания современного жителя мегаполиса.

Прогулки по ландшафтным паркам становятся все популярнее и привлекают много туристов. Появилось даже понятие «ландшафтные путешествия» . Любители истории и всего прекрасного путешествуют по миру в поисках живописных мест и новых вдохновляющих идей. Здесь можно лишь коротко указать некоторые красивые места, которые являются образчиком ландшафтной архитектуры:

Парк Петергоф

Петергоф – величайшее творение Петра 1, задумавшего превзойти французский Версаль. Представляет из себя блестящий ансамбль дворцов и парков. Расположен на южном берегу Финского залива и считается грандиозным историческим памятником, прославляющем мощь и величие нашей страны. Датой создания принято считать период с 1714 по 1723 гг. Он был посвящен победе в Северной войне и выходу к Балтийскому морю. Над созданием Петергофа трудились знаменитые архитекторы и садовые мастера того времени.

Ландшафтный ансамбль Петергофа включает:

  • Большой Петергофский дворец, являющий собой вершину композиции, и объединяющий Верхний сад и Нижний парк.
  • Большой каскад, представляющий из себя грандиозное сооружение из каскада фонтанов.
  • Верхний сад, который является парадным въездом в Петергоф.
  • Нижний парк, который объединяет с помощью аллей Большой дворец и дворец Марли.

Весь комплекс Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, которые формировались на протяжении двух веков. В него также входят музей «Екатерининский корпус», павильон «Эрмитаж», дворец «Монплезир», дворец «Марли» и музей «Банный корпус». Ландшафтный парк Петергоф является историческим достоянием России, и во многом действительно превосходит французский Версаль.

Выборгский скальный ландшафтный парк Монрепо

Парк Монрепо был заложен в 19 веке. Это единственный в России скальный пейзажный парк. Он находится на берегу Выборгского залива. Перед посетителями возникают удивительные пейзажи из вековых сосен и нагромождений валунов ледникового периода. Территория парка занимает более сотни гектаров. Когда-то это было поместье коменданта выборгской крепости. Позже на территории парка был построен особняк, и с тех пор здесь бережно хранят историю. К счастью, сохранились многие элементы парка, имеющие отпечаток той или иной модной на тот момент архитектуры. Например, некоторые части парка спланированы в китайском стиле. Сохранилась и деревянная готика. Туристам будет интересно побывать и в Пещере ведьм. Считается, что мужчины пройдя через нее, обретают силу и смелость, а женщины избавляются от депрессии и нервных расстройств.


Парк Во-ле-Виконт (Vaux le Vicomte), Мелён, Франция

Ландшафтный парк Во-ле-Виконт расположен на 46 км от Парижа. Этот архитектурно-парковый ансамбль был спроектирован и построен для министра финансов Людовика XIV Никола Фуке в 17 веке. На его территории находится одноименный замок.

Этот великолепный парк воплотили в жизнь дизайнер Ленотр, архитектор того времени Лево и художник Лебрен. У замка богатая история. Он знал времена упадка и расцвета. Современный вид замок приобрел после реставрации французским промышленником Альфредом Соммье. Сейчас ландшафтный парк Во-ле-Виконт имеет несколько геометрических садов, в которых расположены скульптуры и фонтаны. Парк был создан для проведения крупных праздников и по сути был ареной для театральных представлений.




Ландшафтный Императорский парк Киото, Япония

Императорский парк и дворец Госё были созданы более 1000 лет назад в старой части города Киото. И парк, и замок были свидетелями войн и пожаров, неоднократно были разграблены. Парк славится своими соснами и прекрасным пейзажным садом. На северо-западе парка расположены виллы Сюгакуин и Кацура, которые являются ярчайшим образцом ландшафтной архитектуры Японии. Они были построены в 17 веке принцем Хатидзоно Мия Тосихито. Виллы спроектированы таким образом, что перед посетителями открываются поочередно все новые и новые удивительные пейзажи.




Национальный австралийский парк «Дейнтри» (Daintree)

Парк «Дейнтри» был основан в 1981 году. Он раскинулся на территории более 1000 кв. км. и является объектом Всемирного наследия Юнеско. Это уникальный ландшафтный парк, где можно встретить рептилий, кенгуру, летучих мышей. Парк является естественной средой обитания для редких птиц. И все это на фоне удивительной природы, где потоки воды хлещут сквозь тропические леса. Возможно, тропический лес Дейнтри является самым древним на земле. В парке есть много интересных географических объектов – например, мыс Несчастья (Cape Tribulation), ущелье Моссман (Mossman Gorge), знаменитые «Прыгающие камни» на пляже Торнтон Бич (Thornton Beach). Говорят, что этот пляж особо почитали местные аборигены и проводили на нем свои обряды.

Сохранившаяся уникальная флора и фауна является наглядным примером того, как может человек жить в гармонии с природой.






Австралийский парк скульптур Бруно Торфса

Был создан в окрестностях австралийского городка Мэрисвилл в конце прошлого века скульптором Бруно Торфс. Парк сразу стал популярен благодаря скульптурам из терракоты, идеи для которых Бруно Торфс подсматривал у разных народов мира. На фоне экзотической природы посетителей парка встречают самые разнообразные сказочные существа – ведьмы, принцессы, русалки. На сегодняшний день в парке имеется уже более сотни экспонатов.

Несмотря на то, что в 2009 г. парк настигла трагедия – в пожаре сгорела почти вся растительность – к счастью терракотовые скульптуры удалось спасти. Команда Бруно Торфс усердно трудится над восстановлением парка.





Эти места планеты обязательно стоит увидеть: настолько они изобильные, яркие и интересные.

Кекенхоф парк, Нидерланды . Считается одним из самых роскошных парков в мире. Расположен между Амстердамом и Гаагой, в городке Лисс.




Каждый год парк открывается только на два месяца, а затем закрывается для проведения многочисленных работ по восстановлению и уходу за растениями и арборетумом. Весной, обычно 13-15 апреля, проходит ярмарка цветов, где все желающие могут купить уникальную рассаду и готовые букеты. В парке торгует всего пять компаний-поставщиков, которые также предлагают сувенирную продукцию и открытки с шикарными видами парка.



Кекенхоф – кухонный парк, таков дословный перевод названия. Однако маленьким его не назовешь, площадь парка 32 Га. Он буквально утопает во всевозможных цветах, каналах, водопадах, озерах. Здесь выращивают тюльпаны, розы, гиацинты, нарциссы. Парк был основан в 1949 году и является одной из самых известных европейских, а не только голландских достопримечательностей.



Парк Суан Нонг Нуч Сад открыт в 1980 году. Это место в Таиланде считается одним из самых популярных. Огромная плантация усажена множеством декоративных крупномеров и цветов, кроме того, здесь самый большой выбор орхидей в стране. В парке регулярно проводятся величественные шоу, которые захватывают дух.







В 1954 году мистер Писит и миссис Нонг Нуч купили примерно 243 Га земли в провинции Чонбури. Сперва они мечтали выращивать здесь фрукты и цветы, использовать сады для себя, но когда валом повалили туристы, цветущие земли были роскошны, возникла идея создавать декоративные элементы. Постепенно сад разрастался и в 1980 году открылся для посетителей. Миссис Нонг Нуч передала управление садом своему сыну, а сама посвятила свою жизнь исследованию тропических растений. В саду благодаря ее изысканиям, размещено множество редчайших экземпляров.





Сады и парк Версаля во Франции . Основан королем Людовиком XIV в 1661 году. Он нанял лучших архитекторов и художников, которые воплотили в жизнь его мечту - Версальский дворец и прекрасные сады.





Сады и парк Версаля считаются частью национального достояния Франции. Версаль — это селение в 24 километрах от Парижа. Сады раскинулись на 900 Га. Здесь расположено 1400 фонтанов.





Сады Бучартов в Канаде — это группа цветочных садов в Канаде (провинция Британская Колумбия, рядом с городом Викторией на острове Ванкувер). Более миллиона людей посещают ежегодно это место.





Роберт Пим Бутчарт, основатель садов, хотел производить на этих землях цемент. Но в 1907 году познакомился с ландшафтным дизайнером Исабуро Кишида из Йокогамы, который хотел построить сады для своего сына. Роберт Бутчарт так проникся идеей, что не отпускал дизайнера из Канады вплоть до 1912 года. В итоге родился изумительный по своей красоте парк.

Надо отметить, что известняк семейная пара добывала до 1909 года, но потом они окончательно пришли к выводу, что дальнейшие разработки бесперспективны, и начали заниматься садом. Постройка была завершена в 1921 году, тогда же чета начала принимать первых гостей. Парк - фамильное наследие, сейчас владелицей является правнучка четы Бутчартов, Робин ли Кларк.



Тропический ботанический сад Fairchild раскинулся на 34 Га. Здесь произрастают сотни видов растений. Расположен сад неподалеку от Майами в штате Флорида. Дата создания парка - 1938 год. Сегодня это и парк, и НИИ, и плантация, которая поддерживается 45000 добровольцами, которые заинтересованы в сохранении редких видов растений. В 2012 парк стал штабом американского сообщества «Орхидея».

Парк в Богородицке под Тулой занимает особое место в истории русского садово-паркового искусства. Во-первых, из-за того, что создавался в тот переломный период, когда новый пейзажный стиль паркостроения только начинал свое победное шествие по многочисленным усадьбам, разбросанным по центральным и отдаленным провинциям России. В этот момент решался вопрос о том, будут ли они следовать зарубежным образцам или пойдут своими собственными путями, исходя прежде всего из местных природно-климатических условий, сложившихся национальных культурных традиций, богатого отечественного опыта садового зодчества.

Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде. Никольский A.С.

«Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде». Никольский A.С. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. История ленинградского Центрального парка культуры и отдыха начинается с 3 декабря 1931 г., когда ЦК ВКП(б) и СНК СССР в своем историческом решении о социалистической реконструкции Ленинграда решили создать на Елагином и Крестовском островах парк культуры и отдыха с большим спортивным стадионом. В 1932 г. ленинградский ЦПКиО развернул свою работу только на Елагином острове с его чудесным, хорошо сохранившимся парком. Крестовский же остров, эта голая, заболоченная, обдуваемая ветрами низменность, должен был еще получить свой парк.

Парк им. Кирова в Баку. Ильин Л.А.

«Парк им. Кирова в Баку». Ильин Л.А. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. Резко выраженные особенности географического положения Баку, сухие припустынные условия, трудные для паркового строительства, делают этот опыт не только интересным с точки зрения преодоления природы и одновременного ее использования, но и поучительным для практики парковой композиции в аналогичных и близких условиях. Парк расположен на склонах холмов и плато - наиболее высоких в пределах города отрогах Кавказского хребта при его выходе к Каспию. На всем побережьи к югу от Махач-Кала нет ни одной точки, где горы так близко и так рельефно подошли бы к морю.

Ансамбль Екатерининского парка Царского Села

Ансамбль Екатерининского парка: Регулярная часть Екатерининского парка (Старый сад). Садовая скульптура. Эрмитаж. Грот. Зал на острове Большого пруда. Гранитная терраса. Верхняя ванна. Нижняя ванна. Эрмитажная кухня. Адмиралтейство. Садовая набережная и Нижние пруды. Пейзажная часть Екатерининского парка. Башня-руина. Чесменская колонна. Кагульскнй обелиск. Морейская колонна. Крымская колонна. Турецкая баня. Палладиев мост. Горка из «дикого камня», «Пудостский мост» и Красный каскад. Гатчинские ворота. Пирамида. Памятник А.Д. Ланскому. Концертный зал. Кухня-руина. Малый каприз. Вечерний зал. Чугунная беседка. Готические ворота. Ворота «Любезным моим сослуживцам». Кадетские ворота. Фонтан «Молочница».

Ансамбль Александровского парка Царского Села

Ансамбль Александровского парка: Регулярная часть Александровского парка (Новый сад). Китайская деревня. Большой каприз. Китайский театр. Крестовый мост. Скрипучая беседка. Китайские мосты. Александровский дворец. Пейзажная часть Александровского парка. Шапель. Белая башня. Ферма. Пенсионерские конюшни. Ламский павильон. Арсенал. Федоровский городок. Египетские ворота. Баболовский дворец и парк. Александровский парк, в силу различия природных ресурсов и исторических особенностей формирования, значительно отличается по своему характеру от Екатерининского парка. Старейшая часть Александровского парка - Новый сад - распланирована в регулярном стиле. Разбивка пейзажной части парка осуществлена лишь в начале XIX столетия.

Летний сад в Санкт-Петербурге

Место для своей летней резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы, в устье р. Ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Сад был заложен в 1704-1706 гг. и занял поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определились основные контуры той системы прямых перпендикулярных друг к другу аллей, которая в общих чертах дошла до нашего времени. Некоторые исследователи полагают, что владелец сада сам наметил направление аллей, положение первых цветников и фонтанов, но первый известный нам план Летнего сада составлен Я. Роозеном. На этом плане уже показан только что выстроенный по проекту Д. Трезини дворец, занявший не центральное положение на участке, а его северо-восточный угол рядом с маленькой гаванью на Фонтанке...

Исторический очерк развития дворцово-парковых ансамблей Царского Села

Ансамбли дворцов и парков Царского Села складывались на протяжении полутора столетий. В их формировании прослеживаются четыре этапа. Первый из них - 1710-1720 гг. Это время возникновения загородной царской резиденции - Сарской мызы, с небольшим каменным дворцом Екатерины I и регулярным садом. В середине XVIII в., после перестройки дворца, перепланировки и расширения парков, Сарская мыза превратилась в грандиозный ансамбль, превзошедший по своим размерам все другие дворцовые резиденции в России. Следующий период начался в 1760-1770-х гг., одновременно с возникновением в русской архитектуре нового стиля - классицизма. Осуществлявшиеся на этом этапе работы по созданию пейзажных парков на территории, прилегающей к старым регулярным садам, не были полностью закончены в конце XVIII столетия. Они продолжались и в первой половине XIX века.

Фонтаны Петергофа

Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца, расположенный в 29 км от Ленинграда и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов - все это выражает идею торжества России, «пирующей на морском просторе». Начало строительства Петергофа датируется 1714-м годом. Замысел создания ансамбля (основная схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота с каскадом и канала) принадлежит Петру I. Нередко, упоминая о желании Петра I видеть здесь в Петергофе резиденцию, которая «первейшим государям приличествует»...

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково является одним из замечательных памятников русского искусства. Созданный в XVIII в., он в полной мере вобрал в себя достижения усадебного строительства эпохи. Своеобразные архитектурные ансамбли под Москвой получают распространение в конце первой трети XVIII в., когда в древние родовые вотчины возвращается знатное дворянство. Из уцелевших подмосковных усадеб Кусково наиболее ранняя, дающая представление о типе елизаветинских усадеб. Она находилась в 7 верстах от Москвы, между Владимирской и Рязанской дорогами. С 1715 г. эти земли принадлежали сподвижнику Петра I - видному военачальнику, герою Полтавской битвы фельдмаршалу Б.П. Шереметеву. Ансамбль Кусково создавался на протяжении нескольких десятилетий. В 1755 г. здесь был вырыт большой пруд, который позволил осушить низменное и болотистое место...

Усадьба Останкино

Древняя подмосковная усадьба Останкино представляет для нас особый интерес тем, что ее ансамбль сложился в основном за очень короткий срок - 10 лет, хотя существует она с XVI в. Другая особенность - это ее «увеселительное» назначение, что отразилось на специфическом характере садовых композиций. Останкино - уникальный памятник русской культуры XVIII в., удивительный по своему совершенству пример творческого синтеза архитектуры, садово-паркового искусства, театра, живописи, скульптуры, произведений декоративно-прикладных ремесел, которые слились в единое художественное целое. Усадьба, дворец, парк и все, что в них находится, созданы талантом и трудом сотен крестьян, ремесленников и умельцев. Сады Останкина являются неотъемлемой составной частью этого единственного в своем роде ансамбля...

Павловский парк

Когда в Царском Селе уже сиял своим великолепием Большой Екатерининский дворец, на месте будущего Павловска еще стояли глухие леса, тишину которых изредка нарушали лишь придворные охоты. Павловский парк моложе царскосельского и других императорских резиденций в окрестностях Петербурга, он лучше сохранился. В нем в наиболее чистом виде отразился период расцвета русского классицизма, он был создан за довольно короткий срок - 50 лет - и отличается особой художественной цельностью своего ансамбля - садов, архитектуры, скульптуры. Это единственный в своем роде образец русского пейзажного зодчества, прославленный шедевр, в котором нашли самое полное выражение новые направления в садово-парковом искусстве...

Дворцово-парковый комплекс Царского Села

Загородная резиденция жены Петра I Екатерины Алексеевны Царское Село была основана в 1708 г., через 6 лет после освобождения Копорья от шведских войск. Она располагалась на месте бывшей шведской «Сарской мызы» в живописной и обширной местности, на пологом холме, у небольшой речки Вангази. Старые деревянные постройки, плодовый сад, пруд стали на первых порах ядром будущей усадьбы. После 1716 г., когда здесь была построена деревянная Успенская церковь, Сарская мыза («Остров-мыза») получила наименование Царского Села. К этому времени относится и создание здесь первых каменных палат, расширение хозяйственных построек. В отличие от дворцово-парковых комплексов Петра I имение Екатерины долго сохраняло вид русской усадьбы и отражало в своем облике традиционный и простой уклад жизни...

Мемориальный комплекс «Курган Славы» в Минске

Курган Славы увековечил ратный подвиг Советской Армии и партизан. Заложен он 30 сентября 1966 года. Земля Белоруссии смешалась в нем с землей городов-героев, других мест, прославивших себя боевыми и трудовыми свершениями. Воздвигнут мемориал к 25-летию освобождения Белоруссии от гитлеровцев. Торжественное открытие состоялось 5 июля 1969 года. Его авторы - скульпторы А. Бембель, А. Артимович, архитекторы О. Стахович, Л. Мицкевич и инженер В. Лапцевич. Курган высотой 70 метров 60 сантиметров венчают четыре штыка, символизирующие четыре фронта, освобождавшие Белоруссию. У основания штыков, которые скрепляет лента-пояс двухметровой высоты,- мозаичные ордена Славы и Отечественной войны.

Сады Гранады. Альгамбра и Генералиф. Alhambra & Generalife

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200 м²) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом. Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650 X 200 м) и Генералифе (площадь 80X100 м). В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47 Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом.

Версаль. Parc de Versailles

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк - 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории - осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить.

Во-ле-Виконт. Château de Vaux-le-Vicomte

Во-ле-Виконт - (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) - классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и художником Лебреном. При закладке (1656-1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки. Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов.

Парк Стоу. Stowe Landscape Gardens

Парк Стоу (Stowe Landscape Gardens) находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.- У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд - его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма, стилистически связанными с архитектурой дворца.

Вилла Ланте. Villa Lante

Строительство виллы Ланте (Villa Lante) осуществлялось также по проекту арх. Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяйя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто, Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75X75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль.

Вилла д"Эсте. Вилла Тиволи. Villa d"Este

Вилла д"Эсте, Вилла Тиволи (итал. “villa d"Este”) находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д"Эсте. Построена в 40-х годах XVI в. Автор - арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты.

Сефтон-парк в Ливерпуле. Sefton Park. Liverpool

Сефтон-парк в Ливерпуле (Sefton Park. Liverpool). Автор - арх. Э. Андре. Строительство парка начато в 1867 г. на площади 156 га. Местность ранее использовалась под хозяйственные угодья и была окружена частной застройкой. С севера на юг она пересекалась протокой, превращенной затем в серию искусственных прудов и ручьев. Парк имеет четкое функциональное зонирование и включает лужайки для спорта, сад, Парк оленей, ресторан, музыкальный павильон и ботанический сад, выделенный в отдельный участок со своей планировкой. Сеть дорог образует в плане эллипсы, круги и плавные кривые, ограничивая контуры открытых пространств. Благодаря крупному масштабу линии дорог не воспринимаются в натуре как геометрические кривые. По периферии проложена дорога для верховой езды и устроены домики-приюты для отдыха.

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

Вилла Фарнезе (итал. Villa Farnese), известная также как замок Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов.

Ансамбль императорской виллы Сюгакуин в Киото

На северо-восточной окраине Киото удалившимся от дел императором Гомицуно был распланирован ансамбль Сюгакуин с обширным садом-парком. Первая часть работ была закончена между 1656 и 1659 годами, но затем с перерывом работы продолжались еще несколько лет. Уникальность композиции Сюгакуин среди японских садовых ансамблей связана с его расположением на трех уровнях - террасах, поднимающихся друг над другом по склону горы. Именно это определило общее пространственное построение ансамбля и конкретное решение каждой его части. В отличие от Кацура основной масштаб и основной эмоциональный тонус Сюгакуин был задан дальним планом - видом далеких силуэтов гор и деревьев (что носит название «саккэи»), а все искусственно построенные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

Мемориальный парк Мира в Хиросиме

Один из первых общественных ансамблей послевоенной Японии - Парк Мира в Хиросиме (архитектор Кэндзо Тангэ, 1949-1956), задуманный и осуществленный как синтез национальных и современных пространственных и конструктивно-пластических идей. Парк расположен на территории бывшего округа Накадзима, целиком уничтоженного в результате атомной бомбардировки японского города Хиросимы в 1945 году. На территории в 12,2 гектара находятся Мемориальный музей Мира, множество памятников, ритуальный колокол и кенотаф. Ансамбль состоит из обширной площади для манифестаций (она засыпана белой галькой) с лаконичным и скорбным памятником-аркой (Монумент «Пламя Мира»), легких, поднятых на столбах зданий музея, административного корпуса и библиотеки. Виднеющийся на заднем плане остов одного из немногих строений, уцелевших во время атомной бомбардировки, также визуально включается в ансамбль.

о Сады монастыря Мёсиндзи в Киото

Сады Боболи. Giardino di Boboli

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) - знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город.

Сад монастыря Дзёруридзи в Киото

Сад монастыря Дзёруридзи в предместьях Киото относится к редчайшему типу садов хэйаньской эпохи амидийского типа. Здание храма было построено в 1107 году, на нынешнее место было установлено в 1157 году. Оно считается одним из лучших образцов архитектуры буддистских храмов позднего периода Хэйана. На восточном берегу пруда среди деревьев высится изящная пагода, первоначально возведенная в Киото, и перемещенная сюда в 1178 году. Храм и пагода расположены друг напротив друга, символизируя восточный и западный буддистский рай. Планировка сада у храма - попытка найти и выразить в компонентах живой природы символическое выражение миропорядка, высшая точка которого - «Западный рай Будды Амиды». Подобно тому как не было принципиального различия религиозной и светской архитектуры, так близки по своим особенностям амидийские храмовые сады и сады дворцовые.

Сад храма Кинкакудзи (Золотой павильон) в Киото

Довольно значительные по размеру дзэнские пейзажные сады нередко возникали из дворцовых садов типа синдэн. Так, дворец Китаяма, построенный сегуном Асикага Ёсимицу в 1397 году, был затем переделан в храм Рокуондзи (Храм оленьего сада), или Кинкакудзи (Золотой павильон), а сад реконструирован в соответствии с эстетическими канонами дзэн школы риндзай. В отличие от более ранней японской архитектуры смысл такого произведения, как Золотой павильон, его содержательность раскрываются лишь в сопоставлении с природой, единстве с ней. Архитектура и природа становятся равнозначными частями художественного образа. Но природа естественная, художественно не организованная не могла войти в это единство, она должна была быть преобразована в соответствии с теми же принципами, которыми руководствовался и архитектор-строитель.

Сад храма Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото

Серебряный павильон - Гинкакудзи (или Хигасияма-дэн, официальное название храма - Дзисё-дзи), построенный в 1489 году сёгуном Асикагой Ёсимасой под впечатлением Золотого павильона Кинкаку-дзи, который построил его дед Асикага Ёсимицу и позже ставший буддийским храмом. В истории японской архитектуры Серебряный павильон - явление переходное, он соединяет в себе черты стиля синдэн с новыми элементами жилой архитектуры так называемого стиля сёин. Как и Золотой павильон, он стоит на берегу озера, и раздвигающиеся стены (новая деталь стиля сёин) непосредственно отделяют интерьер от пространства сада. Когда стены раздвинуты, это разделение исчезает и природа как бы входит внутрь дома. Такое слияние с природным окружением отразилось на пространственном решении интерьера и более того - на всей концепции архитектуры, ее новой связи с окружающей средой.

Сады монастыря Тофукудзи в Киото

Тофукудзи - буддийский храмовый комплекс на юго-востоке Киото. Ворота храма саммон - самые древние из ворот дзэнских храмов в Японии и являются национальным достоянием. Высота сооружения составляет 22 метра. На территории храмового комплекса расположены множество садов, самые крупные из которых Северный, Южный, Западный, Восточный и сад Ходзё. Мирэи Сигэмори, автор одного из самых известных современных храмовых ансамблей Комё-ин в монастыре Тофукудзи в Киото (1939). Вся «лексика» искусства Мирэи Сигэмори восходит еще к дзэнским символическим садам (типа карэ сан-суй), но само применение общеизвестных символов, их сочетание и контраст в одной композиции отмечают мастера с новым видением и ощущением. Сигэмори, прежде чем стать садовым дизайнером, старательно изучил историю садового дела, провел обмеры и сделал планы более 500 садов.