Уральские горы. Конспект комплексного занятия «О чем рассказывают горы Что можно рассказать детям о горах

22.04.2022

Виктория Попова
Конспект комплексного занятия «О чем рассказывают горы»

Тема : О чем рассказывают горы .

Образовательная- продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах : какие бывают горы , кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы ; Познакомить со словами –магма,жерло, лава.

Развивающая

Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта.

Воспитывающая :поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов.

-Отгадайте загадку :На ноге стоит одной, крутит вертит головой, нам показывает страны, горы , реки, океаны.

Что это? (Это глобус)

-Рассмотрим глобус . Почему глобус раскрашен разными цветами (коричневый цвет горы , зеленый –равнины и леса, синий- моря,желтый цвет- пустыни)

Покажите на глобусе горы . Включается видео сообщение в котором хозяйка гор приглашает детей открыть секреты, которые она спрятала в конверты.

Как вы думаете, что горы могут рассказать о себе ?

Дети подходят к столу, на котором лежит конверт, из него воспитатель достает задание.

Перед нами на столе лежат камни разной формы и величины. разложить их так, чтобы старые камни оказались в одной корзинке. А молодые в другой. (Дети рассматривают камни , распределяют по корзинкам)

Объясните свой выбор. (дети объясняют : остроконечные камни –молодые, а гладкие старые. Они такими стали от времени благодаря ветру и воде)

Ребята, а мы можем определить какие горы старые , а какие молодые (дети рассматривают фото с изображением гор, объясняя где старые горы , где молодые)

Теперь мы переходим к следующему конверту.

Посмотрите на эту схему. Что мы видим? Горы это гигантские складки земной коры, то есть кожи. Они состоят из пластов различных пород. Одни породы твердые, а другие мягкие. Мягкие породы легко поддаются воздействию дождя и ветра. Из – за этого в горах случаются обвалы, образуются ущелья, обрывы, каньоны.

-Твердые : гранит, каменный уголь, алмазы, кремний, малахит.

-Мягкие : мел, гипс, азбест.

Полезные ископаемые добывают по разному. Одни в открытых карьерах, другие глубоко под землей в шахтах.

Ребята, а можно ли в горах найти ракушки? Оказывается можно. Горы когда-то были коралловыми рифами, а теперь находятся далеко от моря. С тех времен в горных породах сохранились ракушки. Самая высокая гора в мире –Эверест, она находится в Гималайских горах. А названия каких гор России вы знаете? (Кавказские горы ,Уральские) .

Вот и еще один секрет о полезных ископаемых открыт.

Переходим к следующему конверту.

Внимательно посмотрите на эти картинки. (на них изображены животные и птицы, деревья и кустарники находящиеся в горах) Скажите пожалуйста как эти картинки связаны с горами? (дети высказывают свои мнения.) Ответ очевиден – в горах есть не только камни но и растительность, животные и птицы.

Я вижу, вы немного устали. Предлагаю сделать разминку.

Дети выполняют характерные движения.

А сейчас на нашем пути следующий конверт. Открываем.

Посмотрите здесь предметы которыми пользовались кузнецы в древности. Я расскажу вам об огнедышащих горах. Эти горы называются вулканами. А назвали их вулканами потому что существовала легенда : (дети присаживаются на палас) Жил на свете бог по имени ВУЛКАН и был он кузнецом. Построил он себе кузнецу внутри высочайшей горы . Бил он тяжелым молотом по железу, раздувал огонь. А гора стояла посередине моря. Когда Вулкан работал молотом гора дрожала, грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. Вулкан работает- со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. Вот с тех пор и стали называть огнедышащие горы «вулканами» .

Сейчас на земле есть три вида вулканов : Спящие – которые могут проснуться взорваться огненной лавой в любой момент.

Действующие – постоянно извергающие фонтаны кипящей лавы.

Потухшие - те которые извергались очень давно,а сейчас потухли.

Подойдем к столу. На нем макет вулкана. Вулканы как мы с вами видим, это горы в форме конуса . Если посмотреть сверху,то можно увидеть яму- это кратер, большая чаша с крутыми склонами, а на дне ярко оранжевое – это жерло-дыра уходящая глубоко в землю. А огненная жидкость выходящая из вулкана - лава.

Вот и открылся нам исторический секрет гор.

Следующий секрет – конверт.

Хозяйка гор предлагает нам самостоятельно сделать вулкан.

Внутри макета пластиковый стаканчик из под йогурта. 1 чайная ложечка соды, немного краски гуашевой, лимонная кислота, 3 капли моющего средства. Последовательно смешали и наблюдаем. (Произойдет имитация извержения вулкана)

А вот на дне океана, когда происходит извержение застывшая лава может образовать конус такой высоты, что если вершина окажется над водой, то после того как вулкан потухнет останется остров. Многие острова в Тихом океане вулканического происхождения.

Как хорошо, что у всех получился вулкан. Понравился вам секрет горы ?

Включается видеосюжет в котором хозяйка гор говорит о том, что все справились с заданиями. Теперь их ждет награда за работу. Только в обмен надо вспомнить те секреты которые она нам открыла.

Я всех вас благодарю за сегодняшнюю работу.

Сообщение на тему «Что такое горы» для детей кратко поможет Вам подготовиться к занятию по географии и углубить свои познания об этих крупных формах рельефа.

Сообщение о горах

Вы уже знаете, что поверхность планеты не идеально ровная. На ней есть возвышенности, каньоны, равнины и горы.Данные «неровности» все вместе именуются рельефом. И каждая местность характеризуется своим уникальным рельефом.

Горы – это большое возвышение рельефа Земли, которое можно увидеть за километры. Даже самая маленькая гора будет видна издалека. Кстати, со временем возвышения могут уменьшаться, так как ветра, обдувающие гору, уносят год за годом отколовшиеся от нее песчинки.

Горы состоят с:

  • Вершины – верхней части горы.
  • Склона – той части горы, по которой спускаются с вершины к подножию.
  • Подножия – нижней части горы. Здесь заканчивается склон и начинается обычная местность.

Форма гор может быть самой разной. Некоторые имеют острые пики, другие плоские вершины или похожи на овальные купола.

Чем выше гора, тем на ее вершине климат суровее и холоднее. И что самое интересное, у подножия может быть невероятная жара, а в тот же момент вершина горы покрыта огромной шапкой из снега и льда. Тогда с вершины начинают собираться маленькие ручейки и ближе к склону они превращаются в настоящую реку. Да, реки также размывают поверхность возвышения и уменьшают высоту горы.

Когда появились горы?

Они появились очень давно, миллионы лет назад, когда происходили страшные землетрясения на планете. Из земли сильно били фонтаны раскаленной лавы и застывали, превращаясь в горы. Сегодня такие горы еще существуют. Под ними все также кипит лава, которая в любой момент может вырваться наружу. Данный процесс называется извержением вулкана, а такие горы – действующим или спящим вулканом. А вот горы, под которыми лава не проявляет активности, именуются потухшим вулканом. Стоит отметить, что застывшая лава является источником полезных ископаемых, поэтому в горах ведутся работы по добыче металлов, руды или драгоценных камней.

Редко можно повстречать и подводные горы. Под водой из заметить нельзя, но из вод иногда торчит вершина подобной горы и напоминает скалистый остров.

Интересные факты о горах для детей:

  • Самая высокая в мире гора стоит на границе между Непалом и Китаем. Она называется Эверест. Высота ее вершины 8848 м.
  • Некоторые горы образовались на месте, где когда-то было море или океан. Произошло это в процессе сдвижения складок морского дна. К таким горам относятсяКарпатские горы, Гималаи и Альпы. В них можно найти останки морских организмов.
  • Африканская гора Килиманджаро сформировалась вследствие извержения лавы из-под земли.
  • Процесс старения, уменьшения или роста гор незаметен для человеческого глаза. Ведь данные процессы занимают миллионы лет.
  • В древние времена горы считались жилищем богов. Поэтому к священным горам даже подходить строго запрещалось.
  • Самые высокие вершины в мире это Эверест, Монблан и Эльбрус.

Надеемся, что сообщение о горах 4 класс смог использовать при подготовке к занятию. А краткий рассказ о горах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Наша планета Земля некогда была раскаленным шаром, который отдавал свое тепло в межпланетное пространство и постепенно охлаждался. В состав Земли входили различные химические элементы, и при ее охлаждении более тяжелые из них опустились вниз. Более легкие элементы всплыли на поверхность, они в первую очередь подверглись охлаждению, быстрее затвердели. В результате этого процесса образовались три основные оболочки Земли: застывшая оболочка из гранитов и базальтов; рудная оболочка из легких металлов и, наконец, ядро Земли, образованное тяжелыми металлами. Не сразу образовалась кора Земли. Во время застывания происходили бурные процессы, сквозь застывающую кору прорывались целые моря расплавленной массы. Эта масса в дальнейшем также застывала, образовавшиеся углубления заполнялись водой, возникали континенты и океаны.

Земля продолжала остывать. Ее внутренняя часть уменьшалась в объеме, и наружная каменная оболочка под действием силы тяжести опускалась и сморщивалась. На земной поверхности образовывались большие складки. Эти складки, порой достигающие громадных высот, и являются горными хребтами складчатого происхождения. Во время такого образования складок кора земли трескалась, и в отдельных местах опять извергались расплавленные массы. В таких местах нагромождались громадные конусы выброшенных материалов, образовывались горы вулканического происхождения.

Горообразовательные процессы происходили не везде и не всегда одинаково интенсивно и в одно время. Горы имеют свой возраст. Наиболее молодыми горными хребтами являются Альпы, Кавказ и Гималаи. Урал возник раньше этих гор, а Донецкий кряж является еще более древним.

И в наши дни земная кора не находится в состоянии покоя. Одни части ее медленно поднимаются, другие опускаются.

Наряду с горообразовательными процессами происходили и происходят процессы разрушения гор. Разрушающими факторами являются: ветер, изменения температуры и вода.

Изучение внешней оболочки Земли показало, что составляющие ее горные породы можно разбить на три основные группы: осадочные горные породы, изверженные горные породы, метаморфические (измененные) горные породы.

Продукты разрушения горных пород, сбрасываемые в море, и остатки организмов морских животных в течение многих тысяч лет отлагаются на дне океанов и морей, образуя мощные пласты осадков. Благодаря движению земной коры эти пласты поднимаются из морских глубин, осадки уплотняются, образуются осадочные горные породы. Основной характеристикой осадочных пород является их слоистость и однородность; все осадочные породы сравнительно мало прочны. Примером таких осадочных пород являются песчаники, известняки, галечники и глины.

Изверженные породы образовались при застывании расплавленной массы. Это очень прочные, монолитные породы, в которых отсутствуют всякие признаки слоистости. К ним относятся граниты, порфиры и базальты.

Метаморфические, или измененные породы образуются при изменении осадочных пород под действием большого давления и высокой температуры. Из этой группы можно назвать: сланцы (видоизмененные глины), мраморы (видоизмененные известняки). В них еще видны признаки слоистости. Прочность их меньше, чем прочность изверженных пород. Многие из этих пород весьма легко расслаиваются.

Процессы горообразования и разрушения создают рельеф гор. Во всяком горном хребте или в отдельной горе мы различаем: подножие, склон, гребень и вершину. Иногда в вершине сходятся несколько гребней. Часть гребня, заключенная между двумя вершинами, называется седловиной; если же через седловину идет тропа или вообще проходит путь с одного склона на другой, такая седловина называется перевалом.

Гребни очень часто используются как путь для восхождения на вершину, поскольку они наиболее безопасны от лавин и камнепадов. Крутой склон горы называется стеной. Отдельные скальные башни, преграждающие путь по гребню, называются жандармами.

На склонах гор могут встречаться различной глубины выемки и жолобы. Широкие выемки называются кулуарами и нередко бывают заполнены снегом или маленькими ледничками. Узкие кулуары называются жолобами. Широкая вертикальная трещина в скальном или ледяном склоне называется камином. Узкая наклонная или вертикальная трещина называется расщелиной. Со склонов гор и из широких кулуаров иногда стекают целые “реки” из больших и малых обломков горных пород, откалывающихся от склонов гор; эти каменные реки называются осыпями.

Горные хребты отделяются друг от друга ущельями или долинами. Если в этих долинах находились ледники, дно долин сравнительно плоское, долины заполнены моренами - высокими гребнями из крупных и мелких обломков, сцементированных песком или глиной.

Карта

Картой называется искаженное изображение на бумаге всей земной поверхности или части ее. Искажение происходит вследствие того, что сферическую выпуклую поверхность, образцом которой является поверхность Земли, нельзя без разрыва развернуть на плоскости, как например, нельзя растянуть на плоскости поверхность мяча, не порвав ее. Исключением является тот случай, когда на карте изображается очень небольшая часть земной поверхности, которую мы можем считать почти плоской.

Карты различаются по своему содержанию и по масштабам. По содержанию карты могут быть: экономические, физические, топографические, морские и специальные. Масштабом карты называется отношение, указывающее, скольким единицам длины на земной поверхности соответствует единица длины на карте. Так например, масштаб 1: 100 000 указывает, что 1 см карты соответствует 1 км на земной поверхности. По принятым масштабам различают карты (1: 500 000, 1: 250 000, 1: 100 000, 1: 50 000) и планы (1:25000, 1:20000, 1:15000 и 1: 10000).

Топографическая карта дает нам представление и о рельефе местности, который условно изображается отмывкой или горизонталями. В первом случае места, имеющие разные высоты, окрашиваются в различные оттенки зеленого и коричневого цвета. Более удобным способом являются горизонтали, которые дают возможность точно определить угол наклона земной поверхности. Горизонталями называется проекция на плоскость линий, соединяющих точки, имеющие одинаковую высоту над уровнем моря.

Для того чтобы отличить на карте впадину от вершины, пользуются условными черточками - бергштрихами, которые указывают направление склона. У каждой горизонтали ставится ее относительная или абсолютная отметка (высота над уровнем моря). Это дает возможность и без бергштрихов разобраться в рельефе. Зная расстояние между двумя горизонталями и превышение одной из них над другой, можно графически определить угол наклона поверхности.

Пользуясь картой, мы можем судить о рельефе местности, можем определить свое местоположение и выбрать правильный путь. Для этого надо ориентировать карту по странам света и определить направление на интересующие нас вершины или другую цель пути. Ориентирование по странам света производится с помощью компаса. Как известно, магнитная стрелка располагается примерно в плоскости меридиана, указывая одним концом на север, другим-на юг. Когда стрелка остановится, надо повернуть карту таким образом, чтобы северная часть карты совпадала с северным концом магнитной стрелки. (Обычно на карте север находится наверху, юг - внизу, восток - справа и запад-слева.) Любое направление на карте или на земной поверхности определяется азимутом. Так называется угол между каким-либо направлением и северным концом меридиана; угол этот отсчитывается по часовой стрелке, изменяясь в пределах от 0 до 360°.

На карте азимут определяется отсчетом угла от нанесенной сетки координат, а на местности по компасу. Как же теперь определить свое местонахождение на карте? Для этого необходимо видеть по крайней мере две известные вам вершины, которые нанесены и на карте. Определив направление на эти вершины, вы можете вычислить азимуты от этих вершин на вас. Проложив эти азимуты карандашом на карте, вы найдете свое место на пересечении двух прочерченных направлений. Если вам необходимо нанести какую-нибудь вершину на карту, для этого надо решить задачу, обратную той, которая изложена выше. Для этого надо наблюдать вершину с двух точек, отложив определенные с двух точек азимуты от соответствующих вершин на карте, в точке пересечения вы получите искомую вершину. Этим же способом можно определить расстояние до недоступного по каким-либо причинам пункта. Умея решать две описанные задачи, легко составить примерный набросок (кроки) местности.

Альпинисту необходимо уметь пользоваться компасом и картой в тумане. Нередко ему приходится итти в таких условиях, когда цель пути закрыта и приходится ориентироваться по компасу. Выше мы уже говорили о том, что одна точка не определяет направления в пространстве, поэтому при движении в тумане группу альпинистов следует выстроить по заданному курсу и компас передать последнему. Замыкающий, наблюдая по компасу за всей цепочкой, обеспечит продвижение по заданному направлению. Таким же образом следует пользоваться компасом и ночью.

Краткие сведения по метеорологии

Вследствие того, что ось вращения Земли не перпендикулярна к плоскости вращения Земли вокруг Солнца, средняя высота Солнца над горизонтом не одинакова для различных точек земного шара. Так например, в полярных районах Солнце совершает свой видимый путь сравнительно низко над горизонтом по сравнению с районами близ экватора. Количество тепла, поступающего от Солнца, тем больше, чем выше стоит Солнце. Поэтому полярные районы получают меньше тепла за год, чем районы экваториальные. Солнечные лучи, проникая сквозь атмосферу, почти не нагревают ее, но сильно нагревают поверхность Земли. В результате этого прогревание атмосферы идет снизу. Как показывают многочисленные наблюдения, температура с высотой понижается примерно на 5-6° на 1 км. На некоторой высоте над уровнем моря создаются такие условия, что приходящего в течение лета тепла не хватает для того, чтобы растопить выпавший за зиму снег. В результате этого и скапливаются снежные массы, образующие полосу вечных снегов. Высота, на которой тепловой баланс равен нулю, называется снеговой линией. Чем ближе горный район к полюсу, тем ниже лежит снеговая линия.

Климат в любой местности определяется совокупностью погод в течение года; в свою очередь погода определяется совокупностью таких метеорологических элементов, как облачность, ветер, дождь, снег, град, метель, гроза.

Над земной поверхностью двигаются различные по своей температуре и влажности массы воздуха. На стыках этих масс особенно сильно развиты все метеорологические элементы. Такой раздел воздушных масс называется метеорологическим фронтом. Фронт всегда несет с собой изменение погоды.

Для того чтобы примерно сказать, какую надо ожидать погоду в ближайшие дни, необходимо иметь в виду, что всякое интенсивное перемещение в атмосфере указывает на неустойчивость данной массы воздуха, что, следовательно, надо ждать смены этих масс, прихода фронта, а с ним-изменения погоды.

При определении характера происходящих явлений очень важно установить, являются ли эти явления местными, указывающими на устойчивость погоды, или же они носят общий характер и связаны с общим движением воздушных масс. В сущности говоря, все признаки погоды являются показателями местных или общих процессов.

Если в горных районах наблюдается горный бриз, утром и вечером легкий ветер дует с гор в долины, а днем дует из долин в горы, - это является признаком устойчивой погоды. На устойчивую погоду указывает также появление вечерами в долинах тумана и выпадение росы. В устойчивой массе воздуха при ясном небе атмосфера выхолаживается снизу благодаря ночным излучениям с земной поверхности, и температура начинает с высотой в некоторых случаях повышаться. Подметить этот признак и тем самым определить устойчивую погоду можно, поднимаясь по склонам и непосредственно наблюдая за изменениями температуры. На такое же распределение температуры указывает появление по вечерам дымки в ущельях, а также плавающие днем на одной высоте кучевые облака со слегка сглаженными верхушками.

Всякое надвижение фронта указывает на смену и на ухудшение погоды. Плавное уменьшение атмосферного давления является признаком приближения фронта, несущего с собой облачность, осадки и усиление ветра. Надвижение гряды высоких облаков также является признаком приближения непогоды. Ночью приближение фронта можно определить по венцу вокруг луны. В горах приближение непогоды часто определяется появлением стоячих облаков над вершинами.

Всякое сильное движение в высоких слоях атмосферы указывает на неустойчивость воздушной массы. Эти ветры в высоких слоях можно определить по появлению кучевых облаков (барашков), а ночью - по усиленному мерцанию звезд. Мощные кучевые столпообразные облака с размытыми верхушками, как правило, предвещают грозу.

Ледники

Мы уже говорили о том, что выше снеговой линии происходит беспрерывное накапливание снега. Одновременно с этим происходит разгрузка вершин от снега и льда. Разгрузку эту производят падающие лавины и ледниковые стоки.

Лавины и снежные обвалы, срывающиеся с гребней и вершин, обычно скапливаются в цирках и впадинах, окруженных рядом гребней. Эти цирки являются истоками ледников. Накапливающийся в цирках снег постепенно превращается под действием метеорологических факторов и под влиянием собственной тяжести в фирн-зернистый плотный снег. Дальнейшее уплотнение приводит к образованию фирнового льда, состоящего из отдельных кристаллов. Отдельные кристаллы спаиваются между собой, образуя сплошной глетчерный лед, уже лишенный признаков кристаллов. Под давлением снежных масс лед стекает в ущелья, образуя ледниковую реку. Скорость движения ледника зависит от количества снега и льда в цирке и колеблется от 25 мм до 1,25 м в час. Спускаясь по ущелью, ледник разрушает скалы, сглаживает дно ущелья, несет с собой камни, падающие на него с гребней и с окружающих вершин. Все продукты разрушения ледник несет вниз и, достигнув полосы таяния, отлагает их в виде боковых и концевой морен.

Неровности ложа, по которому движется ледник, заставляют ледниковую массу растрескиваться. В тех местах, где ледниковая масса течет через гребни, идущие поперек ложа, образуются трещины, расширяющиеся кверху, а над впадинами расширяющиеся книзу. Эти трещины располагаются поперек течения ледника и называются поперечными. Если ледник вытекает в более широкую часть своего ложа, в этих местах благодаря растеканию массы льда образуются продольные трещины. Разная скорость движения льда в середине течения и у берегов морен является причиной возникновения краевых трещин, направленных под углом к берегам. В горах альпинисту приходится преодолевать еще два вида трещин: бергшрунды и рантклуфты. Бергшрунд - это большая трещина, отделяющая собственно-текущий ледник от его цирка. Рантклуфты образуются у берегов ледника вследствие различного нагревания солнечными лучами береговых скал и самого льда. В тех местах, где уклон ледника особенно крут, ледяные массы, разрываясь, нагромождаются глыбами и образуют ледопады.

Верхняя часть ледника, выше снеговой линии, обычно бывает засыпана снегом. Снег заметает трещины, образуя под ними снежные мосты. Ниже.снеговой линии ледник оголяется, и по нему текут многочисленные ручьи. Эти ручейки собираются затем в один поток и, вытекая из грота, обычно расположенного у языка (конца) ледника, образуют горную реку. Ледники делятся на три основные группы: долинные, висячие и переметные, имеющие разрыв в своем течении.

Ребята! Сегодня мы узнаем еще об одном объекте, который можно встретить в природе.

Отгадайте загадку.

Она высокая, крутая,

На вершине снег лежит,

Словно шапка меховая,

И орел над ней кружит. (Гора.)

♦ Видели ли вы горы?

Горы представляют собой большие участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами. Они производят на людей впечатление, запоминающееся на всю жизнь. Каждая вершина неповторима, каждый поворот ущелья кажется интересным и притягивает к себе. Хочется подниматься в горы все выше и выше, туда, где на вершинах сверкают снега, переливаются на солнце ледники, воздух хрустально чист и прозрачен, и оттуда, с высоты птичьего полета, посмотреть на окружающий мир.

Горы редко стоят поодиночке, чаще они идут в ряд одна за другой, образуя хребты. Между ними лежат горные долины, где и поселяются люди. На земном шаре горы занимают около 40% суши.

Послушайте стихотворение.

Горные хребты

Горы, выстроившись в ряд,

Как богатыри, стоят.

На них шлемы ледяные,

Горы мощные, седые

Тайну вечности хранят.

Ветры шквальные лютуют,

Сходят снежные лавины,

Все же смельчаки штурмуют

Неприступные вершины!

Как верно подмечено в стихотворении — альпинисты покоряют самые высокие вершины гор.

♦ Что им помогает в этом?

Прежде всего извечное стремление человека к новым, ярким впечатлениям, смелость, соответствующее снаряжение и бесконечные тренировки!

Новички обычно начинают покорять горные вершины под руководством опытного инструктора и выбирают невысокие вершины, с хорошо известными маршрутами.

♦ Хотели бы вы стать альпинистами? Почему?

Самый гористый материк — Евразия. Здесь находятся высочайшие горы — Гималаи, Памир, Тянь-Шань. Кстати, Тянь-Шань в переводе с китайского означает «небесные горы».

Горы отличаются внешне. Есть горы молодые, а есть и старые. У старых гор скругленные вершины, пологие склоны, поросшие зеленью; у молодых — вершины острые, скалистые, крутые, склоны — обрывистые. На вершинах лежат снега и льды.

Пример молодых гор — Альпы, Кавказ, Памир, Гималаи. На склонах гор можно видеть гигантские каменные глыбы. Под воздействием ветра, воды, разности температур — дневных и ночных — скалы разрушаются, выветриваются. Выветривание горных пород идет очень медленно — миллионы лет. В результате разрушения верхний слой горы измельчается и постепенно становится основой для образования почвы и появления растений.

Ученые установили, что современный Донбасс, сейчас представляющий каменистую равнину, более 300 миллионов лет назад был горной страной с вершинами, достигающими пяти километров!

У подножия гор или в долинах между горными хребтами и живут люди. Близость величественных гор, чистейший воздух и талая вода горных рек и ручьев, чудесная красота зеленых гористых лугов придает их жизни особый смысл! Горы молчаливы и торжественны, они словно думают свою вековую таинственную думу. Здесь нет спешки, суеты. Жизнь протекает ровно и спокойно, в согласии с природой.

Может быть, именно поэтому долгожители чаще всего обитают в горных районах. Они мудры и спокойны, как мудры сами горы.

Послушайте стихотворение.

Как мудрая природа молчалива!

В молчании на солнце зреют нивы.

Молчат лесные черные озера,

Молчат, объятые глубокой думой, горы.

Но в тишине природы вековой

Все думою пронизано живой.

Ответьте на вопросы

1. Что такое горы?

2. Как они выглядят?

3. Что такое горный хребет?

4. Где располагаются горные долины?

5. Живут ли в горах люди? Где они строят свои дома?

6. Какой самый гористый материк на Земле?

7. Какие горы называют молодыми, а какие старыми? Чем они отличаются?

8. Назовите высочайшие горы мира.

9. Почему горы выветриваются?

10. К чему это приводит?

Горы Урала протянулись на 2000 км с севера на юг, разделяя нашу страну на 2 части: европейскую и азиатскую. Начинаются они у Северного Ледовитого океана, пересекают Россию и заканчиваются в Казахстане. Это наглядно видно на карте. Самая высокая на Урале гора Народная. Она находится на севере, её высота 1894 метра. Ширина гор на всем протяжении колеблется от 40 до 150 км.

О существовании Уральских гор знали еще древние греки. Они считали, что именно за горами находится легендарная страна Гиперборея.

Геология Урала

Уральские горы не всегда были такими низкими. Их образование началось около 350 млн. лет назад. В период своей молодости горы достигали высоты примерно 6000 метров. Было время, когда здесь действовали вулканы, случались сильные землетрясения, изливалась магма, образовывались новые горные породы, закладывались будущие месторождения полезных ископаемых. С тех пор прошли сотни миллионов лет. Вулканы состарились, горы разрушились. Но изредка Урал вспоминает о своей бурной молодости, и тогда . Последнее из них случилось осенью 2015 года.

Природа

На протяжении 2000 км горы проходят несколько природных зон, начинаясь тундрой на севере, продолжаясь тайгой в середине и заканчиваясь степью на юге. Естественно, что и природа и животный мир везде разный. Если на севере можно встретить , то на юге распространены сурки и суслики. Когда на юге уже цветут тюльпаны, на севере ещё провожают зиму.

Горные склоны хоть и не крутые, но создают помеху ветрам, поэтому климат европейской части отличается от климата азиатской части.

Полезные ископаемые

В недрах Урала находится и добывается . Некоторые из них очень редкие и встречаются только здесь. Из самых известных можно назвать:

  • серебро;
  • медная руда;
  • поделочные камни;

Все знают поделки и украшения из красивого зелёного уральского камня - малахита. Изделия из него можно увидеть в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Много народных сказов о добыче ископаемых богатств обработал сказочник Бажов П. П.

Население

Большинство населения проживает в крупных промышленных городах. По национальному составу это в основном русские. Дальше идут татары, башкиры, украинцы, казахи и другие национальности.

Промышленность

В Уральском регионе самыми распространенными отраслями являются металлургия и машиностроение. Ещё 5 тысяч лет назад здесь добывали медную руду. Современный период развития металлургии начался при Петре I. Cамый известный промышленный город - Челябинск. Если Екатеринбург называют столицей Урала, то Челябинск - столицей Южного Урала. Между всеми городами региона хорошо налажено железнодорожное, автомобильное и авиационное сообщение. Высокоразвитая промышленность имеет и отрицательные стороны: в городах региона очень грязная атмосфера.

О зарождении и развитии промышленности Урала написаны книги и сняты художественные фильмы. В годы Великой Отечественной войны Урал принял предприятия с западной части Советского Союза. Здесь трудились и стар и мал, снабжая фронт боеприпасами. В городах были созданы военные госпитали, в которых лечили раненых бойцов.

Уральские горы хранят ещё много нераскрытых загадок, которые смогут открыть будущие историки, натуралисты, геологи, зоологи.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя