Теракт шарм эль шейхе самолет. Последние фото пассажиров, погибших в авиакатастрофе в египте

31.01.2024

Пёстрая толпа туристов, яркий подводный мир, манящий дайверов со всего света, - все это привлекает путешественников. Россияне рвались туда, как на вторую дачу: хотя бы недельку отдохнуть от работы и пожариться на солнце. Летали целыми семьями, пока авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 не вынудила содрогнуться всю страну.

Трагическое происшествие

Туристическая группа фирмы «Бриско» возвращалась чартерным рейсом из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Несмотря на раннее утро (вылет в 5.50 местного времени), пассажиры пребывали в отличном настроении. Они выкладывали снимки удавшегося отдыха в социальные сети. Была суббота, а в понедельник многим предстояло окунуться в кого-то ждала работа, кого-то - учёба.

Авиалайнер Airbus A321-231 EI-ETJ, прибывший из Самары, принял на борт 217 пассажиров. Им и семерым членам экипажа к 12 часам дня предстояло оказаться в Северной столице, где многих ожидали в аэропорту родные и близкие. Набрав за 23 минуты заданную высоту в 9400 метров, на скорости 520 км/час воздушное судно внезапно пропало с радаров. В 6.15 (7.15 Москвы) самолёт рухнул в районе Синайского полуострова близ аэропорта Эль-Ариш - самой горячей точки Египта, где правительственным войскам противостояли исламисты Аль-Каиды.

Версии трагедии

Встречающие рейс 9268 в аэропорту Пулково с тревогой следили за табло, на котором высвечивалась информация: «Прибытие задерживается». А к вечеру уже вся страна знала, что обломки пропавшего с радаров воздушного судна обнаружены египетскими властями. Разбросанные на протяжённости 13 километров, с оторвавшейся хвостовой частью, они были показаны по телевидению, что вызвало множество версий специалистов о возможных причинах катастрофы. Наиболее достоверными считались три:

  • Технические неполадки, связанные либо с отказом двигателя, либо с "усталостью" металла. В хвостовой части обнаружили следы ремонта обшивки после того, как в 2001 году воздушное судно при приземлении в аэропорту Каира задело хвостом асфальт. Образовавшаяся микротрещина могла с набором высоты вызвать разрушение самолёта.
  • Авиакатастрофа в Египте - это ошибки экипажа.
  • Террористический акт.

На месте трагедии начала работать комиссия МАК, возглавляемая представителем Египта Айманом аль-Муккадамом. В неё вошли представители России, Франции, Германии, США и Ирландии. После изучения доказательств и расшифровки две первые версии были признаны несостоятельными.

Воздушное судно

Катастрофа A321 над Синайским полуостровом стала самой крупной в истории Египта и современной России. Аэробус принадлежал компании «Когалымавиа», которая подверглась тщательной проверке. Было выяснено, что после аварийной ситуации 2001 года ремонт воздушного судна проводился во Франции на заводе-изготовителе, после чего были проведены все необходимые испытания. За 18 лет эксплуатации лайнер налетал менее 50% своего ресурса (57428 часов) и находился в исправном состоянии. Об этом свидетельствуют еженедельные технические проверки, последняя из которых была осуществлена 26.10.2015. Бортовые самописцы не обнаружили сбоя в работе систем. До 23-й минуты полёт проходил вполне штатно.

Экипаж

Сорокавосьмилетний командир экипажа Валерий Немов - выпускник СВААУЛШ (ставропольского военного училища). Он один из немногих, кто в сложные 90-е годы переучился на На «Аэробусах» летал с 2008 года, имея 12 тысяч часов налёта, что свидетельствует о его колоссальном опыте. Второй пилот также пришёл из военной авиации, будучи ветераном Чеченской кампании. После ухода на пенсию, Сергей Трухачёв переучился на А321, пройдя подготовку в Чехии. Летал на них более 2 лет. Общий налёт составил 6 тысяч часов. Оба пилота были на хорошем счету в своей авиакомпании. Немова даже преждевременно вызвали из отпуска, чтобы отправить в печально известный рейс 9268.

Официальная версия

Спустя две недели после трагедии версию о теракте официально озвучил руководитель ФСБ во время встречи с президентом РФ. В подтверждение своих слов он привёл следующие доказательства:

  1. Американские спутники зафиксировали тепловую вспышку над Синаем во время катастрофы, что говорит о произошедшем взрыве на борту самолёта.
  2. Фрагмент фюзеляжа имеет пробоину диаметром около одного метра. Её края выгнуты наружу. Это свидетельствует о том, что источник взрыва находился внутри.
  3. При расшифровке самописца, фиксирующего переговоры, перед прерыванием записи слышен посторонний шум, характер которого может быть отнесён к взрывной волне.
  4. Авиакатастрофа в Египте вызвала большой общественный резонанс. Спустя время не только признали ответственность за совершение теракта, но и на страницах журнала Dabig выложили фото самодельного взрывного устройства (СВУ).
  5. У части погибших обнаружены травмы, свидетельствующие о гибели от последствий взрыва (ожоги, разрывы тканей).
  6. Во фрагментах осколков, багаже и на теле жертв найдены следы взрывчатых веществ - молекулы тротила.

Мощность взрыва оценивалась в 1 килограмм Предположительное местонахождение СВУ - хвостовая часть самолёта. Ибо взрывная волна продвигалась вперёд, но разлом фюзеляжа воспрепятствовал её дальнейшему продвижению.

Авиакатастрофа в Египте: кто виноват?

После появления российской версии стало известно, что в аэропорту Египта задержано 17 служащих. Главным вопросом стал один: "Как СВУ попало на борт лайнера?" ФСБ начало изучать биографии 34-х пассажиров (11-ти мужчин и 23-х женщин), на теле которых оказались молекулы тротила. Но официальный Египет вскоре заявил, что нет доказательств для однозначного утверждения о теракте на борту самолёта. Никто из служащих не был реально арестован. Российские власти объявили о вознаграждении в 50 миллионов долларов за любые сведения о террористах.

Лишь в феврале 2016-го от президента Египта прозвучало официальное признание теракта. Было выяснено, что бомба была изготовлена из пластита, используемого для создания боевых снарядов. Она приведена в действие часовым механизмом. Авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 показала, что система безопасности в аэропорту не отвечает международным стандартам. СВУ могло попасть на борт с фирмой, поставляющей продукты, через сотрудников, имеющих доступ на взлётную полосу, а также через ручную кладь во время проверки багажа. Последние данные таковы, что находилось в салоне в непосредственной близости от места 31А. Все эти факты привели к запрету продажи туров на отдых в Египте.

Пассажиры рейса

EI-ETJ - последние цифры номера аэробуса. По ним авиаторы называли между собой борт «Джульеттой», ласково - «Джулькой». В то трагичное утро она разбила три авиационных брака и погубила молоденького стюарда, вышедшего на замену вместо уволившегося из-за страшного сна коллегу. А ещё унесла с собой жизни 217-ти пассажиров, 25 из которых - дети. Погибшие в авиакатастрофе в Египте - это целые семьи, десятки разрушенных любовных историй, младенцы, которым никогда не суждено стать взрослыми. Этим рейсом с родителями летела десятимесячная Дарина Громова. Её фотографию мама выложила в социальную сеть перед вылетом. Девочка стоит в аэропорту лицом к взлётной полосе, а внизу подпись: «Главный пассажир». Эта картинка стала символом трагического рейса, из которого никто не сумел вернуться.

Почти все пассажиры - россияне, 4 человека - граждане Украины, 1 - Белоруссии. Большинство - жители Санкт-Петербурга, хотя есть и представители других областей: Псковской, Новгородской, Ульяновской. Погибшие в авиакатастрофе в Египте - люди различных профессий. Ещё пока родственники занимались опознанием тел, неравнодушные люди формировали коллективный портрет пассажиров, по крупицам собирая сведения о них. Была создана замечательная галерея, где о каждом нашлось много хороших слов.

Почти год спустя

31 июля Москва и Петербург провели акцию в память о погибших над Синаем. Прошло 9 месяцев: многие родственники получили компенсации, опознали и похоронили своих близких, но не утихла боль. 5.08.2016 пришло сообщение, что сорок пять боевиков во главе с Абу Дуа аль-Ансари, по чьей вине произошла авиакатастрофа в Египте, уничтожены в ходе боевой операции под Эль-Ариш. Так хочется верить, что подобное больше не повторится никогда!

Последняя информация:

25.12.2015г. Теракт на борту А321 был совершен с применением самодельного взрывного устройства на основе пластиковой взрывчатки С-4. Как сообщает в пятницу газета "Коммерсант" со ссылкой на собственный источник, близкий к следствию, этот факт значительно расширяет список потенциальных преступников.

Источник рассказал, что российские спецслужбы установили возможный характер взрывного устройства. Пластиковая взрывчатка С-4 была разработана в США, а сейчас ее производят во многих странах. Таким образом, список подозреваемых в участии в подготовке теракта будет значительно расширен, а значит, поиск их усложнен.

17.11.2015г. ФСБ подтвердило версию о взрыве на борту Airbus A321 .

Информация об этом поступила ресурсу сайт после состоявшейся встречи директора ФСБ и Владимира Путина. Как стало известно, по всей вероятности мощность взрывного устройства приведённого в действие на борту российского пассажирского авиалайнера потерпевшего крушение на Синайском полуострове, составляла около 1 килограмма в тротиловом эквиваленте, однако, в действительности, речь может идти и о гораздо меньшем количестве взрывчатке, которая могла послужить лишь инициатором дальнейшего разрушения воздушного судна в воздухе.

Причиной взрыва на борту российского А321 над Синаем стал неизвестный чемодан, который один из грузчиков получил от сотрудника аэропорта Шарм-эль-Шейха. Как сообщили источники в египетских силовых службах, аппарат для сканирования багажа на некоторое время оставался без присмотра.

Ужасная трагедия, произошедшая 31 октября 2015 года, и унесшая с собой жизни 224 человек таит в себе массу вопросов, при этом, несмотря на тот факт, что бортовые самописцы, обнаруженные на месте крушения авиалайнера Airbus A321, ещё на расшифрованы, специалисты уже выдвинули далеко не одну версию того, почему могла произойти авиакатастрофа.

Террористический акт

Практически сразу же после появления информации о крушении пассажирского авиалайнера авиакомпании «Когалымавиа» («Метроджет»), появились версии о произошедшем на борту самолёта террористическом акте. Кто мог его осуществить, предположить крайне сложно, поскольку радикально настроенных группировок во всём мире не так уж и мало, однако эксперты придерживающиеся данной версии считают, что это могут быть боевики «Исламского государства», позиции которых так нещадно в течении месяца уничтожали в Сирии ВКС Российской Федерации.

Практически сразу же после изложения этой версии, появились и скептики, отметившие, что версия террористического акта на борту воздушного является маловероятной по той причине, что в случае взрыва на борту, а стоит вероятней всего рассматривать именно эти обстоятельства, непременно обнаружились бы весьма крупные повреждения, в том числе коснувшиеся и пассажиров, и внутренней отделки салона. Тем не менее, стоит отметить тот факт, что даже небольшого взрыва внутри салона воздушного судна вполне хватило бы для его разгерметизации, а учитывая тот факт, что самолёт находился на большой высоте, с 99% вероятностью можно сказать, что самолёт бы был уничтожен.

Уничтожение самолёта с земли

Одной из первых появилась также версия и о том, что пассажирский авиалайнер отечественной авиакомпании «Когалымавиа» мог быть уничтожен и с земли. Подобная версия весьма подробно обсуждалась до того момента, пока не были обнародованы фотографии и видеозаписи с места крушения пассажирского авиалайнера. На представленных фото и видеоматериалах прекрасно видно, что каких-либо внешних, во всяком случае, видимых повреждений фюзеляжа от попадания реактивного снаряда нет, что минимизирует вероятность возникновения подобных обстоятельств, но в тоже время не исключает их полностью.

Техническая неисправность авиалайнера

Наиболее частой причиной практически любой авиакатастрофы является техническая неисправность, и на текущий момент, данной версии придерживается большинство специалистов занимающихся расследованием авиакатастрофы. Какого именно характера была неисправность, специалисты в настоящий момент говорить не берутся, поскольку возможны самые различные версии, однако, стоит предположить, что возникла она, весьма скоротечна.

Изначально предполагалось, что виной всему мог стать вышедший из строя авиадвигатель, однако, справедливо отметить тот факт, что современные авиалайнеры весьма хорошо застрахованы от падения в случае отказа одного из двигателей, так как даже при использовании лишь одной силовой установки воздушное судно может преодолеть никак не менее 200-300 километров.

Кроме того, учитывая официальные данные, перед вылетом из египетского аэропорта, пассажирский авиалайнер компании «Когалымавиа» был полностью исправен, да и ранее с ним не наблюдалось каких-либо технических проблем вызывающих беспокойство.

Стоит также уточнить, что в случае возникновения любой технической неисправности, экипаж воздушного судна в первую очередь сообщает об этом авиадиспетчеру, однако, по официальным данным, пилот пассажирского самолёта не делал никаких запросов либо извещений относительно технических проблем возникших на борту самолёта.

Резкая разгерметизация самолёта

Последней, весьма правдоподобной озвученной версией, стала так называемая взрывная разгерметизация. Учитывая достаточно большой разброс обломков пассажирского авиалайнера, а также всю скоротечность процесса, эта версия является вполне оправданной, однако, остаются неизвестными обстоятельства произошедшего, поскольку для инициации процесса мгновенной разгерметизации требуется либо большая дыра в фюзеляже пассажирского авиалайнера, либо же резкий рост давления внутри пассажирского самолёта, который может быть вызван именно детонацией взрывчатых веществ на борту лайнера, что опять таки наталкивает на версию либо о террористическом акте, либо на версию о целенаправленном уничтожении самолёта с земли.

Специалисты отмечают, что вероятней всего основная причина катастрофы будет названа только после расшифровки бортовых самописцев воздушного судна, которые хоть и получили некоторые повреждения, но вполне пригодны для извлечения из них информации и данных. Ожидается, что первые сведения из бортовых самописцев будут получены экспертами уже к середине текущей недели.

30 октября Airbus 321-231 авиакомпании "Когалымавиа" благополучно выполнил два рейса по маршруту Шарм-эль-Шейх - Самара - Шарм-эль-Шейх. Сдающий экипаж КВС Дмитрий Жигалкович и второй пилот Юрий Юшко не высказывают по лайнеру никаких замечаний. Уже ранним утром 31 октября самолёту предстоит ещё два рядовых рейса: Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург - Шарм-эль-Шейх. Борт принимает уже следующий экипаж: опытный 48-летний Валерий Немов, налетавший свыше 12 000 часов, и 45-летний второй пилот Сергей Трухачёв, в прошлом военный пилот, прошедший чеченскую кампанию.

На борту их будут ждать 217 пассажиров, большинство из них - петербуржцы, многие возвращаются домой целыми семьями с долгожданного отдыха в Египте. В 03:50:06 по местному времени (06:50 мск) рейс 7К-9268 вылетает из Шарм-эль-Шейха, после чего, следуя по воздушному коридору вдоль побережья залива Акаба, начинает набор высоты.

В Петербург самолёт, минуя Синайский полуостров, должен будет прибыть в 12:10 по местному времени, в обычный субботний октябрьский полдень в числе других десятков внутренних и международных рейсов, значащихся на табло Пулково. Но ни тогда, ни после нескольких задержек, высветившихся на табло, долгожданный рейс 9268 так и не вернулся на родину.

Спустя несколько дней после катастрофы в небе над Египтом Flightradar обнародует данные по последнему полёту борта А321 над Синаем. Согласно сводке, опубликованной на сайте, самолёт благополучно взлетел и начал набирать высоту, двигаясь параллельно побережью. Через считаные минуты после того как лайнер свернул вглубь полуострова, его высота начинает резко падать на 6000 футов. Связь с самолётом теряется. Первые сообщения в СМИ о том, что самолёт Airbus авиакомпании "Когалымавиа" пропал с радаров, начинают появляться лишь в 10:18 по Москве. В коротких новостных заметках существенно разнятся данные: по содержащейся в них информации, на борту находилось от 207 до 224 человек. В некоторых сообщениях говорится, что самолёт пропал в районе Ларнаки на Кипре.

Рейс 9268 Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург, выполнявшийся на Airbus 321 "Когалымавиа", вылетел в 6:21 мск и пропал с экранов радаров через 23 минуты, на борту находилось 217 пассажиров и семеро членов экипажа, - сообщают в Росавиации.

Счёт идёт на мгновения - спустя две минуты появляются новости от арабских СМИ, сообщивших, что российский самолёт упал в центральной части Синайского полуострова. Но данные пока скудны и не подкреплены официальными подтверждениями. Надежда сохраняется. В 10:42 Reuters и Sky News публикуют первые сообщения, опровергающие крушение самолёта. Источники изданий утверждают, что экипаж пропавшего самолёта вышел на связь в Турции. Не подтверждает падение и Flightradar, уточняя, что лайнер резко снизил высоту, перед тем как пропал с радаров.

В Росавиации сообщают, что пытаются связаться с пропавшим с радаров рейсом. В 11:44 на онлайн-табло Пулково ещё значится информация, что прилёт борта из Шарм-эль-Шейха задерживается (с 12:10 до 12:20). Но уже ближе к 12 со ссылкой на источники в Росавиации большинство СМИ публикуют информацию о крушении авиалайнера над Синайским полуостровом. В Пулково, где к тому времени информация о прилёте пропадает с табло, начинает оперативную работу штаб по чрезвычайным ситуациям, МЧС РФ готовит два борта для отправки в Египет. Позже ведомство принимает решение отправить в Египет пять спецбортов.

Поисковые отряды обнаружили место катастрофы среди гор Синайского полуострова. Обломки лайнера оказались разбросаны на протяжении 13 километров.

Операция по поиску проходила в непростых условиях: Северный Синай является закрытой зоной, уже год армия Египта проводит там масштабную операцию против боевиков экстремистской группировки, связанной с ИГИЛ (деятельность группировки запрещена на территории России по решению Верховного суда. - Прим . ред. ). Именно египетские военные, патрулировавшие территорию, первыми обнаружили обломки лайнера. Самолёт упал в горном массиве Эн-Нахаль, пустынном, безводном и безлюдном месте. По уточнённой и подтверждённой официально информации, на борту самолёта находилось 224 человека, в том числе семеро членов экипажа. По данным Росавиации, среди пассажиров лайнера было 192 взрослых и 25 детей. Все они погибли.

Дорогая Амалия, 28 лет назад Вы подарили миру замечательного мальчика. Каждая мама мечтает о таком сыне и девушка мечтает о таком надёжном и любящем мужчине рядом. Год назад опубликовали фотографии всех погибших, я сразу запомнила лицо Армена, оно притягивает взгляд своей доброй и чистой улыбкой, это лицо целеустрёмленного и очень порядочного молодого человека. Я его не знала, но мне безумно жаль Армена. Такие мальчишки обязаны были жить и подарить миру прекрасных детей. Но, к сожалению, другой мир, чёрный и злой, отнял у него жизнь. Сил Вам и здоровья. Спасибо Вам за такого сына. Безумно жаль... Светлая память Армену и с небесным днём рождения. (Татьяна Светлова, Санкт-Петербург), - такие письма спустя год после трагедии продолжают получать родные погибших в страшной авиакатастрофе над Синаем.

26 октября, за несколько дней до авиакатастрофы, Армену Вишнёву, уроженцу города Пушкина, служившему в Федеральной таможенной службе, исполнилось 27 лет. Армен полетел в Египет отдохнуть, в одном из последних сообщений просил маму не скучать, ведь разлука будет недолгой, обещал привезти магнитик или - в шутку - даже целого верблюда.

Спустя год после трагедии Амалия бережно хранит все фотографии и сообщения сына. Почтить память и пережить горе утраты ей помогают неравнодушные жители других регионов России и десятки других близких жертв авиакатастрофы. Трагедия объединила в Сети более 36 тысяч человек. Усилием петербуржцев был создан благотворительный фонд "Рейс 9268 ", который сейчас оказывает поддержку людям, потерявшим близких в катастрофе над Синаем.

Главная цель, ради которой мы объединились, - это увековечивание памяти о наших родных в тех делах, которые мы в силах совершить: создание мемориала и храма, сохранение воспоминаний о наших близких, помощь семьям погибших, которые нуждаются в финансовой, юридической и психологической поддержке. Наш фонд - это не просто попытка сплотиться вокруг общего дела. Это протест против терроризма, убийств, жестокости и несправедливости. Большой путь начинается с маленького шага. И этот шаг мы делаем все вместе, - именно такую цель ставят перед собой люди, жизнь которых трагедия разделила на до и после катастрофы.

Группа фонда в соцсетях уже давно стала своеобразной стихийной книгой памяти, где можно узнать последнюю информацию о ходе расследования трагедии, вновь увидеть фото всех тех, кто не вернулся домой из злополучного рейса, а также оказать посильную помощь родным и близким.

И речь не только о деньгах: ценна любая поддержка, ведь даже спустя год практика показывает: время не лечит, а долгое следствие и тяжёлые бюрократические процедуры, связанные с выплатой компенсаций, лишь усугубляют и без того не утихающую боль утраты.

Трагедия оборвала жизнь целых семей: в катастрофе погибли Ольга и Юрий Шеины и трое их детей. До глубины души всю страну от Петербурга до Владивостока потрясла история любви находившихся на борту А321 Александры Черновой и Евгения Явсина: Евгений специально копил деньги, чтобы свозить Сашу в Египет и там сделать ей предложение.
И десятки других историй длиною в жизнь, так несправедливо и внезапно оборвавшуюся в то злополучное октябрьское утро. Большинство пассажиров разбившегося А321 были жителями Северо-Запада России, в основном из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Также на борту находилось четверо граждан Украины и один гражданин Белоруссии. Рейс 9268" Ирины Захаровой, останки, которые сейчас хранятся в крематории на Шафировском проспекте, не подлежат экспертизе. Однако у семей ещё остаётся надежда получить фрагменты тел своих погибших родных: в Египте после завершения основного этапа следствия были обнаружены новые останки, их сейчас изучают.

Не обнародован пока и доклад международной комиссии по расследованию катастрофы российского А321 над Синаем: о предварительных результатах своей работы (и это спустя год после расследования), по данным источника в Министерстве гражданской авиации Египта, специалисты расскажут "в течение 60 дней".

Сейчас проводятся определённые технические анализы, после которых будет обнародован предварительный доклад, - рассказал 26 октября СМИ представитель Министерства авиации Египта.

Напомним, в расследовании причин катастрофы принимают участие представители шести стран: Египта, России, а также специалисты из Франции, Германии, Ирландии и США. Его ходом в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) руководят авиационные власти Египта.
Одной из первых версий катастрофы стало предположение, что российский самолёт мог быть сбит ракетой, выпущенной боевиками, действующими в районе Северного Синая. Однако это предположение было практически сразу опровергнуто специалистами как несостоятельное. Долгое время специалисты отрабатывали другую вероятную причину крушения авиалайнера "Когалымавиа" - версию о технических неполадках. Об этом в день крушения заявили в оперативных службах Египта по итогам предварительного осмотра обломков самолёта. К этой же версии на начальном этапе расследования склонялись и российские специалисты.

Первыми её опровергли представители "Когалымавиа" (торговая марка Metrojet): уже 2 ноября пресс-секретарь авиакомпании Александр Смирнов исключил техническую неисправность и ошибку пилотов в качестве причин катастрофы и заявил о "внешнем воздействии" на лайнер. Он подчеркнул, что самолёт, которым авиакомпания владела на условиях лизинга, был готов к полёту на 100% и что его экипаж был "весьма опытным". Свою речь представитель компании подкрепил сертификатами, полученными авиакомпанией в начале 2015 года. Также он заявил, что двигатель самолёта был проверен 26 октября, за пять дней до катастрофы.

7 ноября МАК сообщил, что до момента прекращения записи на регистраторах полёт проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолёта зафиксировано не было.

На совещании в Кремле 16 ноября глава ФСБ Александр Бортников впервые официально заявил, что причиной крушения стал теракт. Версии о стороннем вмешательстве со ссылками на разные источники публиковались ранее в зарубежных и российских СМИ. - Можно однозначно сказать, что это террористический акт, - заявил Бортников, добавив, что на обломках и вещах были обнаружены следы взрывчатого вещества иностранного производства. - По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полёте сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло разваливание самолёта в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолёта на большом расстоянии.

Бортников пояснил, что выводы были сделаны специалистами после тщательного исследования личных вещей, багажа пассажиров и частей потерпевшего крушение лайнера.

Сначала предполагалось, что взрывное устройство было заложено под пассажирским сиденьем 30А или 31А. Однако в сентябре 2016 года были обнародованы данные комиссии, согласно которым взрыв прогремел в хвостовой части, в отделении для негабаритного багажа. Бомба с таймером была спрятана среди детских колясок. Эксперты пришли к такому выводу после того, как проанализировали выкладку собранных фрагментов А321 в ангаре аэропорта Каира. Из-за взрыва самолёт лишился хвостовой части, после чего перешёл в неуправляемое пикирование.

Расследование трагедии продвигается очень медленно, и все обстоятельства случившегося неизвестны до сих пор. Ответственность за крушение российского самолёта почти сразу взяла на себя египетская ячейка запрещённой в России группировки "Исламское государство". Пронести взрывное устройство на борт могли сотрудники аэропорта - многочисленные свидетельства о слабом уровне безопасности в воздушной гавани сразу же после трагедии наводнили Интернет: многие туристы рассказывали, что за небольшую взятку спокойно проносили через все кордоны безопасности сумки с вещами, а их самих никто не досматривал. Однако египетская сторона долгое время настаивала именно на версии о технической неисправности, отказываясь признавать возможность теракта на борту лайнера. В декабре 2015 года комитет по техническому расследованию опубликовал заявление, в котором сообщалось, что Каир не обнаружил признаков причастности террористов к крушению Airbus 321. Лишь в феврале 2016 года президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси впервые признал, что причиной крушения российского самолёта в небе над Синаем был теракт. Об этом глава государства заявил на презентации доклада, посвящённого развитию страны до 2030 года.

30 августа 2016 года было объявлено, что в сирийском Алеппо уничтожен Абу Мухаммад Аль-Аднани, который, предположительно, и являлся организатором теракта.

Авиасообщение с Египтом, которое было прекращено сразу же после крушения А321, пока не восстановлено. В соответствии с официальным комментарием Министерства транспорта России, ситуация не изменится до тех пор, пока не будут устранены все замечания в сфере авиационной безопасности.

Принятие решения о возобновлении авиасообщения между Россией и Египтом возможно только после устранения всех замечаний в сфере авиационной и транспортной безопасности. Стоит отметить, что египетская сторона значительно продвинулась в решении этих вопросов и взаимодействие двух стран носит вполне конструктивный характер, - отметили в ведомстве 25 октября.

Сад памяти", который расположится на Румболовской горе во Всеволожске, будет достроен и здесь зацветут живые цветы. Коридор из плит, на которых в соответствии с проектом памятника будут имена всех погибших в авиакатастрофе А321, а также конструкции из металла в виде труб, на которых будет играть ветер, увидит любой, кто будет проезжать по Дороге жизни.

В понедельник, 31 октября, в Исаакиевском соборе пройдёт панихида по жертвам крушения А321 в небе над Синайским полуостровом. В память о тех, кто так и не вернулся домой к родным и близким, колокол собора пробьёт 224 раза.

Новости Египта. Трагедия, унесшая 224 жизни. На борту самолета находились 200 взрослых, 17 детей и 7 членов экипажа. Тела погибших в катастрофе в субботу вечером начали доставлять в морг Зенхом в Каире.

На месте крушения российского авиалайнера в Египте продолжается поисково-спасательная операция.

Напомним, пассажирский самолет, следовавший из курортного города Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, . Авиалайнер пропал с экранов радаров менее чем через полчаса после вылета. Перед этим машина резко начала терять высоту.

По последним данным, в катастрофе погибли 220 россиян, три украинца и .

Уже известно, что большинство пассажиров злополучного рейса были родом из Петербурга. За каждой строчкой в списке погибших – своя история. Кто-то проводил в Египте отпуск, кто-то – годовщину свадьбы, кто-то праздновал день рождения. По большому счету, многие приехали в жаркую страну в качестве туристов.

Буквально за полчаса до трагедии на странице жительницы Петербурга появилось это фото.

Любимый муж держит на руках любимую дочурку. Их семье 27 октября исполнилось четыре года. Ольга и Юрий, по словам друзей, были невероятно счастливой парой, ценили друг друга и уважали. В любви родились трое славных ребятишек (все трое отдыхали с мамой и папой в Египте). Они обожали путешествовать, предпочитали пляжный активный отдых.


Ольга Шеина с дочерью

В июле отдыхали на Кипре, на октябрь давно запланировали поездку в Египет.


Татьяна и Алексей Громовы

Как написала Татьяна на своей странице в социальной сети, «полетели греться ». Это было их первое путешествие всей семьей. Перед вылетом из Санкт-Петербурга счастливая мама сделала вот эту фотографию.

Дарина ручками упирается в стекло и внимательно рассматривает самолет.

Бабушка «главного пассажира» не хотела отпускать внучку в Египет, мол, совсем еще малютка, пусть подрастет немножко. Родители Дарины настаивали: «мама, ничего не случится. Ножки в море помочим и вернемся ».


Дарина Громова

Накануне Алексей звонил домой, рассказывал, что этот отпуск самый лучший и знаменательный, потому что первое путешествие «полным составом ».

Его отец был военным летчиком. Алексей хотел пойти по стопам папы, но передумал. В итоге строил карьеру в IT-компании.


Татьяна и Алексей Громовы

«Они казались самыми счастливыми на свете. Глаза у обоих сияли от счастья », – так отзываются коллеги

о 62-летнем Александре Копылове, заместителе главы Пскова, и его супруге Елене.

27 октября женщина отпраздновала 53-й день рождения. Путевки в Египет стали подарком мужа в честь дня рождения жены.

Дочь Елены, как и десятки дочерей и сыновей, чьи жизни навсегда унес злополучный рейс из курортного Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, отказывается верить в случившееся.

Среди пассажиров самолета Airbus A321 оказалась участница популярного телешоу «Топ-модель по-русски» Елена Домашняя.


Коллега Елены Домашней по проекту «Топ-модель по-русски». Запись в соцсети

После телешоу Лена не забросила модельный бизнес, продолжала принимать участие в фотопроектах, получила диплом журналиста.


Елена Домашняя

Через две недели красавице исполнилось бы 25 лет. Девушка планировала устроить большой праздник.

В Египет Елена полетела в отпуск. Компанию ей составила подруга и коллега Ксения Огородова.


Ксения Огородова

Ксения называла осень, проведенную в райском уголке, «идеальной». Пальмы, море и солнце. Несколько дней назад девушка хвасталась тем, что впервые в Египте застала дождь.

На одной из египетских фотографий Ксении Огородовой запечатлено, как четверо молодых парней сбрасывают девушку, вероятно, саму Ксению, в бассейн, а двое падают за ней. «Спасение утопающего. Очень весёлые польские семьи, не дающие обгореть », – так девушка подписала это фото.

Этот кадр стал последним.

32-летняя Катя Мурашова была участницей конкурса красоты среди замужних женщин – «Миссис Псков-2014».


Екатерина Мурашова

Как рассказывают друзья Екатерины, путешествия были в прямом смысле смыслом ее жизни. Она работала в госуправлении социальной защиты Псковской области, а свободное время посвящала поездкам с семьей в разные страны и города. «Очень коммуникабельный, открытый и добрый человечек », – так характеризуют Катю сослуживцы.

Николай Королёв, организатор конкурса красоты (Псковскому агентству информации):
Она была любящей матерью и оптимистичным человеком. Екатерина всегда делала всё хорошо. Она была упорной, трудолюбивой, доброй и отзывчивой женщиной. Даже не победив в конкурсе, она не расстроилась, потому что для неё важен был сам процесс роста, саморазвития. Я запомнил её любящей матерью – у них с дочкой были очень тёплые отношения. Это была оптимистичная, жизнерадостная женщина, любящая жизнь.

По иронии судьбы, одна из последних записей, оставленных Екатериной Мурашовой на странице в социальной сети, значок самолета и песня с грустным, и, как оказалось, пророческим названием «Я знаю, что я уже не вернусь».

На 27-ом году оборвалась жизнь Алины Гайдамак из Петербурга.


Алина Гайдамак

Финляндия, Эстония, Кипр, Таиланд. Девушка посетила десяток стран и мечтала посетить еще столько же, точно не меньше. Поездка в Египет появилась в ее планах спонтанно.

Алина поехала в путешествие в Израиль. На обратном пути приняла решение лететь через Египет.


Елена и Александр

В Египте отмечали годовщину. Домой семья планировала вернуться 31 октября, чтобы успеть закончить приготовления к еще одной знаменательной дате. 1 ноября, Елене исполнилось бы 35 лет.

Отчаянной надеждой «а вдруг ошибка?» живут родственники и друзья белоруса Романа Серединского.

Путевкой в Египет 28-летнего молодого человека наградили за хорошую работу. То, что отдых закончится такой трагедией, никто и подумать не мог.


Роман Серединский

С Ромой Наталья Мельниченко знакома со школьной скамьи. Учились вместе с первого класса. Вспоминает, как ездили на экскурсии по памятным местам Беларуси, ходили в походы и на речку. Лет 10 назад друг детства уехал в Санкт-Петербург. Всё это время .

Наталья Мельниченок, одноклассница Романа Серединского:
Рома был и навсегда останется для нас хорошим, веселым человеком.

Сын декана Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента отдыхал на курорте со своей возлюбленной Александрой.

На своей странице в Instagram Саша Илларионова делилась впечатлениями и размещала фотографии подводного мира. Лёня и Саша в последнее время всерьез увлеклись дайвингом.

Неделю назад Ольга Кириллова с воодушевлением рассказывала друзьям, что нет ничего лучше на свете, чем проведенный отпуск на море.


Ольга Кириллова

Она спокойно переносила жару и не раз отмечала, как ее обожает солнце. Домой девушка всегда приезжала с роскошным загаром.

На многочисленных фото она улыбается. Ольга любила, когда и люди вокруг улыбаются, тогда и работа в удовольствие. Она делала великолепные букеты из цветов, покупатели оставляли на страницах в социальных сетях восторженные комментарии.


Одна из последних работ Ольги

В Египте Ольга Кириллова отдыхала с лучшей подругой, 25-летней Женей Сологубовой.

О них говорили, «не разлей вода». И вправду, дружба между девчонками была самая, что ни на есть, крепкая. «В любом отдыхе самое главное – хорошая компания », – утверждали подружки.


Евгения Сологубова

В последний день, проведенный на курорте, Евгения на своей странице в сети оставила запись со словами «вне зоны доступа » и несколько графических смайликов. Девушка, конечно же, говорила о том, что вне зоны она на время полета.

21-летний тренер по настольному теннису Евгений Явсин в Египте отдыхал со своей девушкой Александрой Черновой.


Евгений Явсин и Александра Чернова


Евгений Явсин

Для подопечных, друзей и близких новость о том, что жизнерадостных и целеустремленных Жени и Саши больше нет, стала настоящим потрясением.

Как информируют российские издания, ссылаясь на друзей пары, Евгений позвал Александру отдохнуть в Египте, чтобы сделать ей предложение.

«Прекрасная дружная семья », – такой запомнили семью Голенковых из Санкт-Петербурга.

Владимир и Виктория Голенковы с собой на теплое море взяли внучку Диану. В сентябре малютке исполнилось четыре годика.

Олеся Косорукова из Новгорода уверена, что время не сможет примирить с болью. На борту Airbus A321 находилась ее мама Наталья Ростенко.

В августе женщина вышла на пенсию и обещала родным, что передохнет немного, и по возвращении будет помогать с внуками. Их у Натальи пятеро.


Наталья Ростенко во время одной из поездок

В Шарм-эш-Шейхе она отдыхала семь раз, была в восторге от курорта и планировала вернуться сюда в январе – праздновать день рождения.

«Никогда не думала, что Египет вызовет у меня столько положительных эмоций. Хочу ли я тут жить? Нет. Вернусь ли я сюда? Обязательно », – написала в четверг вечером

24-летняя жительница Петербурга на своей странице в соцсети.

Виктория Севрюкова делилась со своими виртуальными друзьями фотографиями с поездки. Девушка радовалась жизни и буквально каждый снимок сопровождала хэштегами «счастье тут» и «не хочу уезжать».

Друзья вспоминают: Вика всегда путешествовала со своим любимым розовым чемоданчиком.


Виктория Севрюкова

Эта вещь словно подтверждала: у хозяйки никогда не бывает плохого настроения.

Алексей и Оксана Семаковы – еще одна супружеская пара, которая прошла регистрацию на борт.


Супруги Семаковы

Оба при погонах: он – инспектор пожарного надзора МЧС, она – дознаватель отдела полиции. Из холодного Беломорска в теплые края они вырвались всего-то на семь дней. Счастливые и отдохнувшие, Оксана и Алексей планировали с новыми силами вот уже на днях заступить на службу.

Их ждали домой с массой новых впечатлений и подарков. Но никого из пассажиров рейса 9268 родным и близким не суждено было встретить в аэропорту «Пулково».

31 октября 2015 года, рейс Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Кто-то пересматривает в телефоне фотографии, представляя, как будет рассказывать родным и близким об отдыхе. Семейные пары успокаивают малышей, которые с утра ведут себя слишком бурно, - да лететь небось боятся. Вылет по расписанию, погнали прямо в небо. Уже на следующий день СМИ растиражируют фото "главного пассажира" - десятимесячной Дарины Громовой. Этот снимок станет своеобразным символом рокового рейса Airbus 321, с которого уже никто из 224 человек не вернулся живым.

"Полёт в штатном режиме"

Самолёт благополучно взлетел и начал набирать высоту в 6:50 мск. Всё проходит в штатном режиме, как вдруг через 23 минуты диспетчеры теряют связь с экипажем.

Тем временем в петербургском аэропорту Пулково сообщают, что рейс задерживается "по техническим причинам". Время переносят раз, переносят два… В России стараются не думать о самом страшном и нервно ждут сообщений от родственников: об экстренной посадке, да о чём угодно, только бы написали. Когда цветы уже начали увядать, а на табло светилась запись об очередном переносе рейса, нервы у родственников не выдержали: посыпались звонки в авиакомпанию "Когалымавиа" и туроператору Brisco. "Всё выясняем", "Не переживайте", - слышали люди в разных инстанциях.

А потом пришло известие, которое мелькало в голове у каждого, но верить отказывались. О том, что погибли все, стало известно не сразу. Один из спасателей, которые сразу после крушения выдвинулись к месту, сообщил, что слышал голоса пассажиров, которые доносились из-под обломков лайнера. Уже через минуты выяснилось: не слышал, показалось.

Главный пассажир

Фотография десятимесячной Дарины Громовой из Гатчины, сделанная в аэропорту Пулково, обошла, кажется, все российские известные СМИ и была растиражирована в соцсетях. Снимок стал одним из символов той страшной трагедии.

Сын, Алексей, хотел быть летчиком. Только я не разрешила, - позже рассказывала Лайфу бабушка Дарины Елена.

Отец Алексея 30 лет был военным лётчиком. Сам молодой человек отучился по технической специальности и пошёл работать в IT-компанию. Здесь он и познакомился с Татьяной. Молодые люди поженились чуть больше чем за год до трагедии. На до сих пор доступной странице молодого человека в соцсети размещено много фото влюблённой пары, сделанных в день свадьбы.

"Главным пассажиром" дочку назвала Татьяна. Перед вылетом из Пулково она сфотографировала девочку, которая прижималась ручками к стеклу, и выложила снимок в соцсети.

Бабушка Дарины предлагала родителям не брать в полёт ребёнка: испугается, плохо перенесёт. Но те и слушать не стали: ребёнок должен погреться на солнышке.

"Я без неё жить не буду"

31 октября стало трагедией для тысяч людей. Муж Светланы Дудочкиной, Анатолий, не смог полететь вместе с супругой в отпуск в тот раз. В Египте супруги были уже не раз, поэтому женщина неплохо знала, как вести себя на курорте. Тем более странным казалось его предупреждение.

Она первый раз поехала в отпуск без меня. Я ей сказал, что, если что-то произойдёт, я без неё не выживу. Я больше не хочу жить, мне неинтересно, - говорил после крушения Анатолий.

Женщина отправилась отдыхать в компании дочери и двух малолетних внуков. Но дочь решила задержаться ещё на день-другой, так как появилась возможность отдохнуть подольше. В результате из всей семьи на роковой рейс поднялась только Светлана.

Подарок на день рождения

27 октября отмечала день рождения гражданская супруга тогда замглавы Пскова Александра Копылова. Он купил себе и возлюбленной, Елене Мельниковой, путёвки. С работы отпускать не хотели, но замглавы города уговорил это сделать. Аргументировал тем, что повод уж больно весомый.

Мужчина познакомился с будущей гражданской женой на работе. Дело в том, что Елена - начальник отдела кадров в Псковской городской думе. У Александра за несколько лет до этого умерла жена, Елена - в разводе. Они были вместе около года к тому моменту.

Всё время на отдыхе Елена рассказывала в соцсетях о том, что они очень хорошо отдыхают - купаются, загорают и вообще "отрываются". В последний раз вышла в сети за три часа до рокового вылета.

"Ещё немного - и уйду из авиации"

Старший бортпроводник, 38-летняя Валентина Марцевич, которая 12 лет посвятила небу, планировала уйти из авиации в ближайшее время. Хотела спокойствия, строила планы на спокойную семейную жизнь. Муж Валентины, Максим, - командир воздушного судна. В тот момент он находился в рейсе Китайских авиалиний.

Валентина сама из Анапы, работала в краснодарском аэропорту, когда познакомилась с будущим супругом. Вскоре вместе перебрались в Москву. Он всё время на рейсе, она - на очередном вылете. Надоело видеться с мужем и родными урывками.

5 октября, в свой день рождения, она прилетала домой, чтобы обнять маму. Знакомые позже вспоминали, что она себя вела довольно странно: странно говорила, странно улыбалась, делала много снимков.

Во время возвращения в Москву, незадолго до рокового рейса, женщина впервые в жизни испугалась во время посадки. Она рассказывала подругам, как лайнер трясло и она боялась, что пилоты не посадят удачно борт.

"Пушистик, жду"

Бортпроводница Марина Охотникова должна была встретиться с мужем -стюардом Андреем Беломестновым в Домодедово 1 ноября. План выглядел следующим образом: Андрей приземляется в Пулково, отдыхает, а после отправляется в Москву в качестве пассажира. Через 20 минут после прибытия его борта в столицу приземляется она. Молодые люди планировали незабываемые выходные.

У пары была традиция: все четыре года, что они были вместе, Андрей присылал возлюбленной СМС во время таких "пересечений" с одним и тем же текстом: "Пушистик, я тебя уже жду". На этот раз сообщения не было. В ноябре Андрею должно было исполниться 30 лет…

Версии

Специалисты рассматривали четыре основные версии авиакатастрофы: техническую неисправность, ошибку пилотов, что самолёт сбили и взрыв.

Техническая неисправность

Первая версия, которую стали рассматривать следователи, - техническая неисправность. Якобы лайнер имел дефекты. Например, ещё за 14 лет до трагедии, в ноябре 2001 года, в аэропорту Каира лайнер неудачно приземлился и задел землю хвостовой частью. Тогда он ещё принадлежал Middle East Airlines. После произошедшего воздушное судно отремонтировали и продали. После этого его фрахтовали различные авиакомпании, пока, наконец, оно не "осело" в "Когалымавиа" в 2012 году.

Говорить об этой авиакомпании можно что угодно, но любой самолёт любого перевозчика проходит проверку перед новым рейсом. Кроме того, бортам устраивают технические проверки. Так, двигатели лайнера осмотрели за пять дней до трагедии. И вряд ли бы эксперты пропустили настолько значительную неисправность, из-за которой самолёт мог потерпеть крушение. Данную точку зрения подтверждали и в авиакомпании. Кроме того, пилоты с большим стажем не раз говорили, что ни один из членов экипажа не будет рисковать собственной жизнью, а попросту откажется лететь в случае сомнений.

Против версии о неисправности говорит ещё один факт: накануне крушения "Аэробус" летал из Шарм-эль-Шейха в Самару и обратно. После этого в египетском аэропорту он прошёл техобслуживание, никаких критичных неполадок зафиксировано не было.

Через неделю после трагедии представители МАК рассказывали, что до момента прекращения записи регистраторов полёт проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолёта на параметрическом регистраторе не фиксировали.

Ошибка экипажа

Эта версия стала второй. Якобы пилоты могли запаниковать, неверно повести себя в критической ситуации. Такую версию опровергли в Росавиации в тот же день. КВС Валерий Немов изначально был военным пилотом, а после выхода на пенсию (мужчине было 48 лет) переучился на лётчика гражданской авиации в учебном центре AmurAir в Турции. Его общий стаж налета - 3682 часа, из которых 1100 часов - командиром воздушного судна.

Второй пилот, 45-летний Сергей Трухачёв, имел за плечами 5641 лётный час - больше, чем у КВС. Он проходил специальное обучение в Чехии по управлению А321.

Версию ошибки исключили и сами пилоты "Когалымавиа": они разместили в Сети письмо уже через несколько часов после трагедии, где утверждали, что никакой ошибки быть не может.

Сбили

Вскоре после крушение боевики ИГИЛ* взяли на себя ответственность за авиакатастрофу. Они даже опубликовали видео, где воздушное судно якобы сбивают. Вскоре оказалось, что ролик - не более чем подделка, а российский лайнер никто не сбивал.

Уже после предварительного осмотра обломков самолёта экспертам стало понятно, что никто по нему не стрелял.

Самолёт разломился в воздухе. Изначально оторвало хвостовую часть, а после начал распадаться весь лайнер. Обломки воздушного судна оказались на расстоянии порядка 40 км друг от друга, хвост и нос находились на расстоянии 5 км.

Теракт

Эта версия является приоритетной. О том, что на борту была бомба, СМИ стали писать через несколько часов после трагедии. В течение месяца факт взрыва подтверждали российские эксперты. Так, 16 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников на совещании в Кремле впервые официально заявил, что произошедшее - теракт.

Изначально предполагалось, что бомбу заложили между пассажирскими креслами в 30-м ряду. Однако позже эксперты пришли к выводу, что самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте находилось в хвостовой части, рядом с детскими колясками. Таймер, установленный в бомбе, отсчитывал, сколько ещё минут проживут 224 человека. После взрыва у лайнера оторвало хвостовую часть, и он перешёл в неуправляемое пикирование.

Египетские чиновники долгое время официально не признавали произошедшее терактом (по одной из версий, опасаясь многомиллионных исков со стороны родственников погибших). Каир призывал дождаться официальных результатов расследования, которых, кстати, нет до сих пор. Однако в феврале 2017 года представитель египетского МИД Ахмед Абу Зейд в некотором роде признал, что на борту произошёл теракт.

Жертвами террористических операций стали десятки, а то и сотни человек, в том числе в результате падения российского лайнера на Синае, - заявил он.

* Организация запрещена в России по решению Верховного суда.