Название авиакомпаний. Самые надежные авиакомпании мира и россии

25.01.2022

Большинство летающих в России самолетов не старше аналогов, используемых за границей. Однако 17,7% авиапарка - старые машины, многие из которых исчерпали свой ресурс и имеют проблемы с деталями. Другой минус отечественного рынка - проблемы с сервисом и надзором, из-за чего почти весь российский флот зарегистрирован в третьих странах

Фото: Transport-Photo Images

Стало крупнейшей катастрофой в истории российской авиации. На следующий день после трагедии принадлежащего «Когалымавиа» (Metrojet) Airbus 321, в результате чего погибли 224 человека, российское следствие возбудило два уголовных дела по статьям «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «нарушение правил безопасности полетов или подготовки к ним». Обыски прошли в офисе перевозчика, Домодедово, самарском аэропорту, где заправлялся борт. Депутаты Госдумы немедленно выступили за запрет эксплуатации самолетов старше 15 лет (Airbus «Когалымавиа» было 18 лет) и лишение лицензии компаний-перевозчиков с небольшим количеством самолетов. Руководитель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков заявил, что к авиакатастрофам приводит . Аналогичные инициативы депутаты выдвигали и после катастрофы 23-летнего Boeing 737 в Казани 17 октября 2013 года. Тогда, как и сейчас, общественность игнорировала заявления авиакомпаний и отраслевых экспертов, доказывавших, что самолет не машина и 20 лет эксплуатации для него — не такой большой срок.

Оба самолета — Boeing в Казани и Airbus над Синаем — по последним данным, были исправны. Казанская катастрофа, как решила комиссия по расследованию, египетская — спустя три недели признана терактом. Подозрения в плохом состоянии летающих в России самолетов, однако, не испарились. РБК проанализировал авиапарк российских компаний, выполняющих регулярные и чартерные пассажирские перевозки, и выяснил, насколько обоснованы подозрения в его износе.

Как мы считали

За основу был взят список действующих сертификатов летной годности Росавиации на 22 октября 2015 года (то есть самолетов, которым разрешено летать на территории России), данных официальных сайтов перевозчиков и интернет-ресурсов airfleets.com, russianplanes.net и flightradar24.com. Мы исключили из полного списка малую авиацию (частные самолеты), самолеты местных авиалиний (практическая дальность менее 1000 км, главным образом Ан-2), вертолеты, бизнес-джеты, а также все самолеты, не использующиеся для перевозок пассажиров — например, грузовые и сельскохозяйственные. В выборку не попали и самолеты, которые не используются для перевозки пассажиров в коммерческих целях: например, авиапарк ВВС, МЧС и спецотряда для перевозок первых лиц (СЛО «Россия»), а также самолеты, принадлежащие авиастроительным заводам. Полученные нами списки с детальной информацией о каждом борте были разосланы всем авиакомпаниям-эксплуатантам с просьбой подтвердить правильность собранных нами данных. Все ответы были учтены в результатах анализа.

В нашу статистику попали и самолеты второй по размеру российской авиакомпании «Трансаэро». было принято 1 октября, а 26 октября компания лишилась сертификата эксплуатанта и прекратила операционную деятельность. Парк «Трансаэро» находится в процессе возвращения лизингодателям: несколько десятков машин может получить «Аэрофлот», которому досталась часть маршрутов авиакомпании, остальные будут проданы на рынке или списаны. Учитывая в выборке весь парк «Трансаэро» (по открытым данным на октябрь, это 122 самолета), мы руководствовались тем, что большая его часть может перейти другим российским эксплуатантам, а состав парка отражает экономическую модель крупнейшего частного российского перевозчика.


Что будет с огромным флотом «Трансаэро», второго после «Аэрофлота» перевозчика по количеству самолетов (один из них — на фото), пока неясно (Фото: ТАСС)

Какие модели выбирают

Самое популярное в России семейство — среднемагистральные Airbus 320 (A320, A319 и А321): в стране разрешено летать 249 таким самолетам. На втором месте с 203 бортами семейство среднемагистральных Boeing 737, полеты которых недавно просил приостановить Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Дальнемагистральных самолетов, согласно нашим данным, в России всего 130 штук, из них 76,6% — модели Boeing 747, 767 и 777.

Определения среднемагистрального самолета в российском законодательстве нет. В мире к этой категории принято относить машины с дальностью полета свыше 2,5 тыс. км. Дальнемагистральными в России считаются машины с дальностью полета больше 8 тыс. км.

Лидером среди самолетов, летающих по маршрутам средней протяженности, в России Airbus стал не так давно. Компании «большой четверки» — «Аэрофлот», S7, UTair, «Трансаэро» — в 2013 году поделились надвое в своих предпочтениях, объясняет научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Первые две выбрали Airbus, вторые — Boeing. Теперь «Трансаэро» прекратила полеты, а UTair значительно сократила парк.

Два конкурирующих авиастроителя обеспечивают большую часть самолетных парков мира. По данным международной организации Centre for Aviation (CAPA, Австралия) за апрель 2013 года, из всех эксплуатируемых в мире судов 39,7% — это самолеты Boeing и 28,7% — Airbus. Россия не исключение. Самолеты двух компаний занимают 61,7% российского парка,14,3% — другие зарубежные самолеты (Embraer, Bombardier, De Havilland Canada, Let, ATR).

На самолеты отечественного производства приходится всего 24% совокупного парка российских перевозчиков. Причем на современные образцы — Ан-148, Ту-204, Ту-214 и Sukhoi Superjet — только 6,3%. Остальные 17,7% — старые модификации «Ан», «Ту» и «Як», большинство которых летали еще в СССР. «Но в объеме пассажирских перевозок доля этих машин менее 5%», — добавляет профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации Александр Фридлянд.

По количеству среди современных российских моделей лидирует Sukhoi Superjet: таких бортов у отечественных авиакомпаний 39. «У Sukhoi Superjet есть ниша, но она очень узкая из-за его размеров (вместимость — до 100 мест. — РБК )», — говорит Фридлянд. По его словам, для местных и региональных маршрутов он велик, а на магистральных с хорошим пассажиропотоком уступает экономным машинам на 150-200 мест. «Его ниша — магистральные, но слабые по потокам направления», — считает собеседник.


Ан-24 не выпускается с 1979 года, но в авиапарке российских компаний еще 67 таких машин (Фото: Transport-Photo Images)

Из советских самолетов больше всего в парке авиакомпаний Ан-24 — 67 машин. Турбовинтовой пассажирский самолет для линий малой и средней протяженности был разработан Конструкторским бюро (КБ) Антонова в конце 1950-х годов. Максимальная вместимость — до 52 пассажиров. Эксплуатируется в основном российскими региональными компаниями (РБК считает такими не совершающие дальнемагистральные полеты, полеты через столичный авиаузел и базирующиеся не в Москве и Санкт-Петербурге). «Ан-24 — единственный самолет в мире такого класса, который садится на грунт, на укатанный снег или на лед, — напоминает заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов. — Он летал по всему воздушному пространству СССР и в нынешних условиях на Крайнем Севере практически незаменим».

Сейчас Ан-24 продолжают пользоваться базирующиеся на севере компании: «Полярные авиалинии», «Якутия», «Чукотавиа». Пока заменить его массово на иностранные модели невозможно. Во-первых, в самолетах иностранных марок, которые могли бы приземляться на аэродромах этих регионов, помещается меньше пассажиров, объясняет Крамаренко. Кроме того, техническая документация к ним — на английском языке, которым владеют не все пилоты и персонал Ан-24. Впрочем, «Якутия» в течение 2012-2013 годов взяла в лизинг пять самолетов Bombardier Dash 8 вместимостью от 70 до 80 мест. В «дочке» «Аэрофлота» дальневосточной авиакомпании «Аврора» кроме Bombardier летают канадские De Havilland Canada 6 Twin Otter. Скорее всего, в ближайшие годы все Ан-24 будут заменены иностранными машинами, «поскольку выработают свой ресурс и станет чрезвычайно сложно и дорого поддерживать их летную годность», прогнозирует партнер консультационной компании Concuros, бывший вице-президент «Гражданских самолетов Сухого» Дмитрий Миргородский. Замены их отечественными аналогами нет.

Второй по популярности среди советских машин — Як-42: в парке российских авиакомпаний 33 таких самолета. Впрочем, несколько из них стоят на хранении: какие-то ждут замены деталей, какие-то в воздух уже не поднимутся. Машины входят в парки «Газпромавиа», «Грозный Авиа», «Ижавиа», «Саратовских авиалиний». Последняя компания два года назад стала летать и на бразильских Embraer 190.

Сколько лет самолетам в России​

Как показало исследование, в среднем в России возраст зарубежных моделей меньше их ресурса, наших самолетов — нередко больше. По словам Андрея Шарыпова, начальника отдела сертификации судов гражданской авиации ГосНИИ ГА, для зарубежных машин он составляет около 40-60 тыс. часов, то есть 30 лет. Для советских был меньше — порядка 20 лет. Производитель может продлить ресурс индивидуально для каждого судна.

Например, средний возраст поколения Boeing 737 Classic (модификации 300, 400, 500) в России — 20,2 года. Поколения Boeing 737 Next Generation (модификации 600, 700, 800, 900) — 9,1 года. Модификации Airbus 320 — 7,5 года, A319 — 11,9 года (см. инфографику). Эти цифры несильно отличаются от среднемирового показателя. У голландской авиакомпании KLM, согласно данным planespotters.net, Boeing New Generation в среднем летают в возрасте 9,3 года. У американского лоукостера Southwest Airlines, по данным USA Today и портала airfleets.net, в возрасте 9,7 года. Машинам Boeing 737 Classic (модификации 300, 400 и 500) этой авиакомпании в среднем больше 22 лет.

Что касается Airbus, то флоту А320 у немецкой Germanwings 23 года. У американской Delta, летающей вместе с «Аэрофлотом» в альянсе Skyteam, — 20,7 года. Самолетам А319 у Delta — 13,8 года.

Самая возрастная модель самолетов, летающих в России, — Ан-24. В среднем им 42,1 года. Средний возраст другого советского, еще эксплуатирующегося самолета Як-42 — 24,7 года.

У советских самолетов и современных российских (за исключением Sukhoi Superjet) в отличие от зарубежных есть проблемы с деталями. Массовое производство таких машин остановлено, поэтому приходится заказывать комплектующие поштучно, что стоит в разы дороже, говорит Сергей Коваль, замначальника отдела мониторинга и проверки аутентичности НИИ гражданской авиации. В итоге на советские машины иногда ставят детали с подделанными документами. По оценкам Коваля, на рынке сейчас до 8% нелегальных деталей, а с 2001 по 2015 год из-за проблем с деталями произошло 50 серьезных инцидентов (учтены инциденты с самолетами и вертолетами).

Что стало с советскими конструкторскими бюро

Саратовский авиационный завод, на котором производились самолеты «Як», обанкрочен и полностью ликвидирован. Конструкторские бюро, разрабатывавшие советские самолеты — КБ Туполева и КБ Яковлева (сейчас находящиеся в составе Объединенной авиастроительной корпорации,) — продолжают существовать в основном за счет сопровождения оставшихся в эксплуатации судов, говорит Коваль. КБ Антонова (теперь государственное предприятие «Антонов») находится на Украине.

Возраст самолета, по мнению профессионалов, не отражается на его техническом состоянии и летной годности. «Я как командир корабля не спрашиваю: вы мне дадите старый самолет или я полечу на новом, — это абсолютно меня не интересует», — поясняет Смирнов. Главное, проходил ли вовремя на протяжении жизни самолет техническое обслуживание и ремонты. Кроме того, свои ресурсы имеет и каждая деталь самолета. К тому времени, говорит Смирнов, «как самолету исполняется 17 лет, эти детали могут быть заменены по несколько раз».

Исследование показало, что у 58,7% самолетов российского парка был всего один или два эксплуатанта. А более десяти сменивших друг друга авиаперевозчиков — в багаже только 3% бортов. Причем во многих случаях две одни и те же компании использовали самолеты по очереди. Так, например, было у самолета авиакомпании «Ижавиа» Як-42: согласно данным airfleets.net, если учитывать чередующихся одних и тех же перевозчиков, за 28 с половиной лет он сменил 20 эксплуатантов. По словам Смирнова, профессионалы с недоверием относятся к самолету, летавшему ранее «в странах с высокой влажностью, например в Африке». Впрочем, и такую машину лизингодатель и собственник обязаны привести в порядок. В этом плане для технического состояния самолета важен его лизингодатель, а не предыдущий эксплуатант, считает эксперт.

Как правило, перевозчики отказываются от самолетов по экономическим причинам, а не из-за конца его ресурса, говорится в исследовании лизинговой компании Avalon (офисы в США, Ирландии, Дубае, Сингапуре и Китае). В России зарубежные и новые отечественные модели самолетов перестают эксплуатироваться в 20-23 года, говорит научный сотрудник ВШЭ Крамаренко. Мировые показатели, согласно исследованию Avalon, аналогичны.

Возрастные предпочтения авиакомпаний

Российские авиакомпании с самым возрастным парком используют как раз советские самолеты. Среди перевозчиков с десятью и более бортами самый возрастной парк — 41,2 года — у компании «Турухан», входящей в группу UTair. В основном она выполняет заказные рейсы, в том числе для добывающих компаний. Но у «Турухана» есть и регулярные перевозки, поэтому его самолеты были включены в наше исследование.

Всего в России 16 компаний, эксплуатирующих для регулярных и чартерных перевозок самолеты старше 25 лет (см. таблицу).

Самый молодой парк — у «Победы», начавшей недавно работать «дочки» «Аэрофлота». Ее бортам всего год. У «Аэрофлота» же средний возраст парка, по расчетам РБК, — 4,6 года. Самолетам прекратившей полеты «Трансаэро» в среднем было 18,6 года (флоту S7 — 9,2 года, а UTair — 14 лет). В 2005-2008 годах многие российские авиакомпании, включая перевозчиков «большой четверки», когда цены на топливо пошли вверх, массово обновили парк, предпочтя самолеты с меньшим расходом горючего. В частности, и этим объясняется довольно молодой флот зарубежных самолетов в России, отмечает Фридлянд.

С 1 апреля 2001 года вступили в силу нормы Международной организации гражданской авиации (ICAO), установившие пониженные уровни шума двигателей самолетов, летающих в Европе. Под новые критерии не попали почти все советские и российские самолеты того времени: Ту-134, Ту-154Б, Ту-154М, Ил-62, Ил-86. Таким образом, авиакомпании, активно летавшие в Европу и следовавшие транзитом над европейскими странами, были вынуждены сменить старые шумные машины на новые импортные.


Лоукостер «Победа» — самый молодой российский авиаперевозчик с самым молодым парком. Их Boeing в среднем всего год (Фото: ТАСС)

Существенная вилка между средним возрастом самолетов разных компаний есть и за рубежом. Согласно рейтингу агентства Bloomberg , составленному в январе 2013 года, у американской Delta средний возраст — 15,8 года, Southwest Airlines — 14,7, Aeromexico — 15,2, Lufthansa — 12,4, Air France — 11,5, Ryanair — пять лет.

Каждая компания сама выбирает, что для нее экономически более эффективно: новый или возрастной самолет, подчеркивает Миргородский. Например, покупка нового Boeing 737-800 обойдется примерно в $48-55 млн. Такая же десятилетняя модель уже будет стоить $16-18 млн, говорит глава лизинговой компании Gold"nsky Leasing Александр Кочетков. Но старые самолеты требуют и затрат на техобслуживание. Не все компании могут позволить себе заплатить такие суммы единовременно — приходится брать машины в лизинг. В России, по оценкам компании «Ильюшин Финанс Ко.», в лизинге не менее 80% эксплуатирующихся самолетов.

Именно так поступает и крупнейший игрок рынка — «Аэрофлот», собравшийся к 2025 году войти в топ-20 глобальных авиаперевозчиков по выручке и пассажиропотоку. Ради этой цели авиакомпания вот уже несколько лет не только увеличивает, но и освежает свой парк, неоднократно говорил в своих интервью гендиректор Виталий Савельев. «На старом самолете сложно конкурировать на мировом рынке», — поясняет стратегию Миргородский. Более старые модели «Аэрофлот» отдает и своим «дочкам» — авиакомпаниям «Аврора», «Оренбургские авиалинии», «Донавиа», «Россия».

Но у многих компаний даже на лизинг новых самолетов денег не хватает. «Трансаэро», например, мечтавшая потеснить государственного конкурента, из-за дорогого заемного финансирования, как сама признавалась в своей финансовой отчетности, наращивала флот дешевыми зарубежными и неновыми машинами, писали «Ведомости» . После девальвации рубля в конце прошлого года лизинг для российских компаний существенно подорожал даже на старые самолеты (лизинговые платежи осуществляются в валюте. — РБК ), добавляет Миргородский. По оценкам Кочеткова, лизинг нового Boeing 737-800 в год обходится в среднем в $4,2 млн, десятилетнего — в сумму около $2 млн.

Подбирая себе ту или иную авиакомпанию для перелета, практически каждый основывается на понятии надежности и безопасности. Это касается самой конструкции лайнера, а также предстоящего перелета. По данным сайтов, проводящих исследования в сфере полётов среди российских авиакомпаний по безопасности, лучшие авиакомпании России по-прежнему удерживают свои позиции.

Рынок авиаперевозчиков постоянно находится в стадии развития, и пассажиропоток растет с каждым днем.

На что необходимо обратить внимание, выбирая авиаперевозчика?

Во многих авиакомпаниях с целью увеличения пассажирского потока проводятся различные акции, способствующие предоставлению скидок при повторном использовании или снижению цен на авиабилеты. С чем это может быть связано и на чем может отразиться?

  • Уровень обслуживания клиентов.

Приобретая авиабилеты, обязательно необходимо обратить внимание на то, в какую категорию вы попадаете. В зависимости от класса обслуживания в дальнейшем проявляется разница в сервисном обслуживании и, соответственно, в стоимости билетов. Даже у лучших авиакомпаний России цены на авиабилеты распределены в зависимости от выбранного клиентом класса: эконом, бизнес и первый.

  • Периодичность задержки рейсов.

Иногда случается так, что у некоторых авиаперевозчиков случаются частые задержки вылета. Как правило, это бывает у чартерных рейсов. Но порой вылеты задерживаются и у регулярных рейсов. Причины могут быть различными. Например, много вылетов в одном направлении, ожидание своей очереди, дополнительные проверки борта или экстренный ремонт. Развитые компании строго следят за техническим состоянием воздушного транспорта и оборудования, а также просчитывают время полетов таким образом, чтобы не создавать задержек рейсов, заботясь о том, чтобы клиенты были доставлены до места назначения вовремя и в срок.

  • Сервис на борту.

Каждый день совершаются тысячи рейсов, часто маршруты их пересекаются. За счет этого возникает большая конкуренция. Для того чтобы привлечь клиентов именно к себе, перевозчики стараются разнообразить дополнительные услуги, предлагаемые на борту. В наше время многим людям по работе необходим постоянный выход в интернет, в том числе и на высоте. Такая услуга теперь стала доступной и среди лучших авиакомпаний России. За дополнительную плату можно в процессе перелета находиться в режиме онлайн и работать в Сети.

В случае, когда путешествие длится более 6 часов, пассажирам выдаются подушки и одеяла. Но даже если перелет занимает совсем небольшое время, все равно всегда есть возможность попросить подушку и плед.

  • Питание на борту.

Перелеты свыше 3 часов уже считаются длительными и, как правило, предусматривают питание на борту. В зависимости от класса обслуживания и авиакомпании меню для пассажиров различается по своему набору. Обычно, если перелет совершается ночью или рано утром, подается на выбор сок, чай, кофе и легкая закуска, днем и вечером подают горячее блюдо, чай, кофе или сок с закусками.

  • Техническое состояние лайнеров.

Не все авиакомпании регулярно обновляют парк своих самолётов. Многие клиенты перед полетом всё-таки изучают информацию о состоянии и количестве самолетов в парке выбранного авиаперевозчика. Как правило, среди лучших авиакомпаний России происходит регулярное обновление авиапарка. Новый самолёт подсознательно вызывает ощущение большей надежности, чем лайнер с потрескавшейся обшивкой. У новых самолетов имеется современное оборудование, они оснащены новейшими разработками в области технологий, специализирующихся в сфере авиации. Они могут развивать большие скорости, при этом меньше расходуя топливо. Известно, что в парке компаний-лоукостеров, как правило, большинство лайнеров совершенно новые, ведь на их обслуживание тратится меньшее количество денег. Это дает возможность снизить цены на билеты.

  • Стоимость авиабилетов.

Для большинства клиентов решающую роль при выборе рейса играет цена билета. Авиаперевозчики устраивают различные акции либо временно удешевляют стоимость на определенное направление в несезонный период. Чтобы привлечь больше внимания клиентов, многие авиакомпании прибегают к такому маркетинговому ходу, как указание рядом с ценой информации о том, что осталось всего несколько мест по этой стоимости.

Маркетинговые уловки авиакомпаний

Замечено также, что если запрашивать одну и ту же дату на одном и том же сайте, то первоначально низкая цена уже не отображается. Для того чтобы снова увидеть дешевые билеты, необходимо зайти с другого ip-адреса. Можно попробовать просто сменить браузер. Билеты, купленные за несколько месяцев до вылета, как правило, на 25 % дешевле тех, что продаются за несколько дней до предстоящего рейса.

Среди 10 лучших авиакомпаний России можно выделить самые основные по рейтингу, безопасности и количеству совершаемых перелетов.

"Аэрофлот"

Лидирующие позиции по-прежнему занимает «Аэрофлот», за предыдущий год осуществившая перевозку более 20 млн человек. Являясь одной из самых старых и крупных авиакомпаний в мире, она регулярно перевозит пассажиров начиная с середины 20-х годов XX столетия.

По данным исследований, проводимых в 2016 году, она считается одной из самых безопасных авиакомпаний в мире. За предыдущий год зафиксирован рост пассажиропотока на 12 % по сравнению с 2015 годом. На сегодняшний день компания занимает первое место в рейтинге лучших авиакомпаний России.

S7

Сибирский авиаперевозчик вот уже много лет проявляет себе как надежная компания и вызывает доверие все у большего количества клиентов. Осуществляя сообщение с крупнейшими городами России, она часто проводит акции и размещает на своем сайте спецпредложения. Благодаря этому много людей летают рейсами S7 по России в бизнес-классе по достаточно демократичным ценам.

Согласно исследованию по выявлению, какая же авиакомпания самая лучшая в России за 2016 год, проведенному на основе анонимного анкетирования, количество забронированных мест в классах с повышенным комфортом было сделано людьми, совершающими перелеты по рабочим и командировочным вопросам. Осуществляя рейсы по 80 направлениям по России и за рубежом, компания сотрудничает с авиакомпаниями-партнерами, среди которых есть даже всемирно известный British Airways.

Продавая комбинированные билеты, S7 удается удешевить перелеты за счёт совершения пересадок и выполнения стыковочных рейсов. За предыдущий год рейсами авиакомпании воспользовались около 10 млн человек.

"Россия"

Являясь дочерней компанией «Аэрофлота», «Россия» также входит в топ лучших авиакомпаний России. За прошлый год услугами этого перевозчика воспользовались более 7 млн человек по различным направлениям по стране и за рубеж.

Динамика роста продаваемых авиабилетов составила более чем 40 % по сравнению с предыдущими годами. Авиаперевозчик базируется в Санкт-Петербурге и осуществляет большую часть своих перелетов из Пулково. Рейсы под номерами с 6 выполняются от имени «Аэрофлота», а те, которые начинаются на 5, под именем «России».

Utair

Российская авиакомпания Utair совершает свои полёты с середины XX века и также считается одной из самых лучших авиакомпаний России. Помимо парка авиалайнеров, насчитывающего более 60 лайнеров, ещё имеет парк вертолетов.

За прошлый год авиакомпания перевезла более 5 млн человек, чем увеличила свой оборот примерно на 19 %. Базируется в московском аэропорту Внуково.

"Уральские авиалинии"

Авиаперевозчик осуществляет регулярные и чартерные рейсы на авиационном рынке России уже более 20 лет. Выполняя рейсы внутри страны и за её пределы, компания в прошлом году перевезла более 5 млн человек. Она имеет широкий парк лайнеров, представляющих собой в основном аэробусы, и входит в пятёрку лучших авиакомпаний России.

Компания базируется в Кольцово в Екатеринбурге и московском аэропорту Домодедово и выполняет полёты более чем по 200 направлениям. Несколько лет назад она открыла собственный тренажерный симулятор для подготовки и обучения пилотов.

Подводя итог

В этом случае ответить на вопрос о том, какая авиакомпания самая лучшая в России, сложно. Ответ может оказаться субъективным. Ведь у каждого человека свои предпочтения и вкусы. Какому авиаперевозчику отдать предпочтение, решать придется самостоятельно на основании личных пожеланий и опыта.

Что, в первую очередь, хочет получить пассажир от авиаперевозчика? Это комфорт, надежность и безопасность. Также он не откажется от приемлемого уровня сервиса и, конечно, же не будет против пунктуальности сотрудников компании: вряд ли кому-нибудь из нас понравятся длительные задержки рейсов.

Руководствуясь этими запросами клиентов авиалиний, мы составили рейтинг лучших российских авиакомпаний , который основан на экспертной оценке нескольких независимых консалтинговых агентств и мнении пассажиров, уже использовавших услуги перевозчиков.

ТОП-10: Лучшие авиакомпании России рейтинг на 2020

Чтобы рейтинг был наиболее правдивым и разносторонним, мы использовали в статье смешанную статистику. Во-первых, это прямой опрос клиентов, во-вторых, оценка экспертов. Сотрудники некоторых консалтинговых агентств, под видом «тайных пассажиров», на личном опыте проверяли уровень сервиса: стоимость билетов, качество питания на борту самолета, общий уровень обслуживания и время задержек при вылетах (если они были). Суммарная оценка была сведена нами в графу «Общий рейтинг» нашей таблицы.

Место Название Общий рейтинг Положительные рекомендации клиентов
🏆 10 ✈ Нордавиа ⭐ 3,21 из 5 👍 40 %
🏆 9 ✈ Red Wings Airlines ⭐ 3,40 из 5 👍 37 %
🏆 8 Nordwind Airlines ⭐ 3,42 из 5 👍 45 %
🏆 7 ✈ Utair ⭐ 3,48 из 5 👍 44 %
🏆 6 ✈ Метроджет ⭐ 3,64 из 5 👍 67 %
🏆 5 ✈ Аэрофлот ⭐ 3,79 из 5 👍 55 %
🏆 4 ✈ S7 Airlines ⭐ 3,84 из 5 👍 58 %
🏆 3 ✈ Россия ⭐ 3,86 из 5 👍 62 %
🏆 2 ✈ Ямал ⭐ 4,14 из 5 👍 72 %
🏆 1 ✈ I-Fly ⭐ 3,97 из 5 👍 76 %

10 место. «Нордавиа»

Региональный перевозчик, с основной точкой базирования в Архангельске. Специализируется на перевозках внутри Российской Федерации, но есть и зарубежные рейсы – в Норвегию. Из-за погодной специфики, зимой количество рейсов значительно меньше, чем летом. Самолетный парк достаточно «пожилой», для обслуживания близких региональных рейсов используются отечественные самолеты: АН-24

🛫 Куда проложены маршруты?

В 14 крупнейших российских областных центра, также в Трёмсе (Норвегия).

Вылет без задержек: 2,63

Качество питания: 3,16

Уровень сервиса на борту: 3,53

9 место. «Red Wings Airlines»

Компания входит в число пятнадцати крупнейших авиаперевозчиков России. На рынке уже восемнадцать лет, в 2009 прошла через ребрендинг, после чего и известна под нынешним названием. Считается одним из основных туристических чартерных перевозчиков. Большая часть авиационного парка – отечественные самолеты.

🛫 Куда проложены маршруты?

Заграничные чартерные рейсы по самым популярным туристическим маршрутам из Москвы, Санкт-Петербурга и еще нескольких областных центров.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3, 08

Качество питания: 3,2

Уровень сервиса на борту: 3,5

8 место. «Nordwind Airlines»

Еще один чартерный пассажирский перевозчик, предлагающий чартерные рейсы в Европу, в средиземноморские страны, а также в страны Азии. Самолетный парк базируется в Москве и состоит из 24 самолетов Airbus, Boeing. Активно обновляет и докупает новые самолеты, некоторые из них были приобретены в этом году.

🛫 Куда проложены маршруты?

По туристическим маршрутам из Москвы: Европа, Индия, Таиланд, страны Аравийского полуострова, Египет.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,46

Качество питания: 2,97

Уровень сервиса на борту: 3,65

7 место. «Utair»

Компания с частичным зарубежным капиталом, специализирующаяся на авиационных и вертолетных перевозках. Основные порты приписки находятся в Тюмени и в Москве. Осуществляет не только чартерные, но и регулярные рейсы: каждый день лайнеры компании делают около трехсот вылетов. За прошедшие два года на ее самолетах было перевезено более 17 миллионов пассажиров.

🛫 Куда проложены маршруты?

Внутренние региональные рейсы, зарубежные рейсы по туристическим маршрутам в страны Европы, Африки, Азии.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,32

Качество питания: 3,18

Уровень сервиса на борту: 3,83

6 место. «Метроджет»

Основная деятельность авиаперевозчика – это чартерные рейсы по большинству туристических маршрутов стран Европы. С 2012 года тесно сотрудничает с крупной немецкой туристической компанией, поэтому часть полетов лайнеры осуществляют под брендом фирмы «TUI».

🛫 Куда проложены маршруты?

Страны Евросоюза (Испания, Франция, Италия, Болгария, Австрия), также в Египет и Турцию.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,88

Качество питания: 3,69

Уровень сервиса на борту: 4,07

5 место. «Аэрофлот»

Самый крупный авиаперевозчик России. Авиапарк начитывает практически 200 лайнеров, в который входят самолеты как отечественного, так и зарубежного производства. Он регулярно обновляется, средний возраст самолетов составляет 4,3 года. Маршруты проложены в 51 страну мира. Отношение клиентов достаточно негативное, хотя, по мнению многих консалтинговых компаний, уровень обслуживания на приемлемом уровне.

🛫 Куда проложены маршруты?

Внутренние региональные маршруты ко всем областным центрам, все страны Европы, большинство стран Азии, в часть стран Африки и Америки.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Четыре звезды – это очень хороший показатель

Вылет без задержек: 3,72

Качество питания: 3,83

Уровень сервиса на борту: 3,89

Рейтинг «SKYTRAX» — это объективная оценка услуг авиакомпаний от частной независимой британской компании. Оценка пятибалльная – от одной до пяти звезд. Среди сотен мировых компаний, на текущий момент 5 звезд получили единицы.

4 место. «S7 Airlines»

Бывшее название компании — Сибирь, занимается регулярными и чартерными перевозками внутри России, также ее лайнеры осуществляют регулярные международные перелеты: маршруты проложены в 26 стран мира. Последние несколько лет ежегодно перевозит больше 10 миллионов пассажиров. Авиапарк состоит из 70 самолетов, средний возраст лайнеров – 10 лет.

🛫 Куда проложены маршруты?

Страны Европы, ближнего зарубежья, Египет, Турция, страны Азии (Китай, Япония, Южная Корея)

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,89

Качество питания: 3,64

Уровень сервиса на борту: 3,92

3 место. «Россия»

Дочернее предприятие компании «Аэрофлот», базирующееся в Санкт-Петербурге, откуда и осуществляется большая часть вылетов самолетов перевозчика. Ежегодно перевозит около 5 миллионов пассажиров. Организованы внутренние рейсы по стране, также есть регулярные рейсы в страны Европы. Авиапарк состоит из 62 лайнеров, средний возраст – 13 лет.

🛫 Куда проложены маршруты?

Страны Европы (Франция, Германия), внутренние рейсы к большинству областных центров страны.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 4,02

Качество питания: 3,46

Уровень сервиса на борту: 4,01

2 место. «Ямал»

Западносибирский авиаперевозчик с достаточно большим парком авиалайнеров, в количестве 60 единиц. Основное место приписки – Салехард, средний возраст самолетов – 11 лет. Работает на 42 маршрутах, большинство из которых – внутренние. Также занимается чартерными рейсами в страны Европы и средиземноморья.

🛫 Куда проложены маршруты?

Областные центры России, страны ближнего зарубежья, Европа, ОАЭ, Бангкок.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,88

Качество питания: 4,02

Уровень сервиса на борту: 4,16

1 место. «I-Fly»

Лучший чартерный перевозчик на сегодняшний день по мнению пассажиров и экспертов. Порт приписка авиапарка – Москва. Основная сфера деятельности – чартерные перевозки по туристическим зарубежным маршрутам. Сотрудничает с туристической компанией «TEZ-Tour».

🛫 Куда проложены маршруты?

Средиземноморские страны, Испания, ОАЭ, страны Азии (Китай, Таиланд)

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 4,19

Качество питания: 3,81

Уровень сервиса на борту: 4,06

Услугами какой авиакомпании лучше всего воспользоваться?

Окончательный выбор зависит от Ваших предпочтений. Например, если Вам в первую очередь важна безопасность, то старайтесь выбирать компании использующие новые авиалайнеры. Такими, условно, можно считать любые самолеты с возрастом до 12 лет (после этого срока они должны проходить обязательный кап. ремонт). Также не стоит забывать о том, что чем меньше компания, тем меньше ее финансовый оборот, следовательно, на обслуживание воздушных средств они тратят меньше средств. Дополнительно, перед окончательным выбором, не поленитесь и посмотрите статистику аварий и происшествий по авиакомпании: эти данные можно найти на многих общедоступных интернет ресурсах.

Вопрос безопасности перелётов - один из самых актуальных вопросов, которым, так или иначе, задаются все путешественники. Вне зависимости от дальности, любой турист хочет, чтобы часы и минуты, проведённые в небе, были максимально спокойными и комфортными.

Зачастую выбор авиакомпании, которая и осуществляет перелёт, полностью влияет на все эти факторы. Ежегодно международными компаниями составляются рейтинги авиакомпаний, отражающие всю работу перевозчика и его главный показатель для пассажира - безопасность.

Портал Vipgeo представляет самые безопасные авиакомпании России и мира, согласно международным рейтингам и авторитетным изданиям.

Важно: Список авиакомпаний составлялся на основе рейтинга Европейского агентства по авиационной безопасности - EASA. В мире существует ещё несколько подобных агентств, и их данные могут незначительно отличаться.

Безопасные авиакомпании России

Согласно данным европейских агентств, на 2019 год авиакомпания «» признана самым безопасным перевозчиком, зарегистрированным на территории России. Ей был присвоен самый высокий рейтинг в 0,24 балла, из расчёта - чем ближе к единице, тем опаснее полёты этим перевозчиком.

Рейтинг составляется на основе проверки общего состояния лайнеров, пунктуальности и соответствии стандартам по документам и международным законом. Что касается авиакатастроф, то с 1993-го года у уральцев не было ни одного инцидента с человеческими жертвами.

«S7»

На втором месте по безопасности находится крупнейший уже за Уралом авиаперевозчик «S7 », ранее известный, как компания «Сибирь». У «сибиряков» парк самолётов старше, чаще всего в компании на регулярных рейсах работают 15-20-летние Аэробусы и Боинги. Впрочем, техническое состояние самолётов у международных комиссий нареканий не вызывало никогда.

Крупнейшие авиакатастрофы этой компании произошли в начале 2000-х годов, когда в общей сложности погибло более 300 человек. С тех пор уровень безопасности перевозок «S7» отвечает всем международным стандартам, а прецедентов, кроме двух аварийных посадок, зафиксировано не было.

Насчёт крупнейшей и старейшей авиакомпании России - «» - на сегодняшний день больше всего споров. С одной стороны, они имеют самый внушительный бюджет и позволяют регулярно обновлять свой парк самолётов. А вот с другой, серия катастроф в 90-х годах серьёзно подпортила репутацию, некогда гиганта перевозок. Поэтому сейчас - только третье место и 0,38 балла.

Но главное, что стоит сказать об «Аэрофлоте», это то, что компания - единственный из российских перевозчиков, стабильно попадающий в международные рейтинги. Правда, то же агентство JACDECв 2019-м году поместило «Аэрофлот» лишь на 36-е место в списке самых безопасных авиакомпаний мира.

Зарегистрированная в Ханты-Мансийске компания «» сегодня - один из самых востребованных перевозчиков в стране, имеющий десятки внутренних и международных направлений.

Что интересно, основу парка компании составляют новые самолёты средней вместимости марки ATR, что делает перевозчика своеобразным лидером в коротких региональных рейсах.

Авиакатастрофы у «ЮТейр» случались, но последний крупный инцидент случился в 2014-м году с грузовым вертолётом МИ-8. Пассажирские самолёты летают без происшествий.

Безопасные авиакомпании мира

Рейтинг самых безопасных авиаперевозчиков в мире в 2019-м году заслуженно возглавила компания «», зарегистрированная в Гонконге. Она на рынке с 1946-го года, и за последние три десятилетия единственным происшествием, связанным с её самолётами стала жёсткая посадка пассажирского лайнера, летевшего из Индонезии.

На сегодняшний день «CathayPacificAirways» обслуживает десятки стран, включая всю Юго-Восточную Азию, Европу, США и Россию. С недавнего времени компания запустила даже русскоязычный сайт, с возможностью бронирования билетов.

Несмотря на инциденты 2017-го года, перевозчики Арабских Эмиратов продолжают занимать второе место в рейтинге самых безопасных авиакомпаний мира. И лучшей из лучших считается компания «». Они ежегодно обновляют парк судов, а также регулярно улучшают качество обслуживания пассажиров - от эконом-класса, до первого класса.

Для российских туристов компания «Emirates»важна хотя бы тем, что она сотрудничает с «S7» организуя в Дубае и Абу-Даби стыковочные рейсы на Индонезию, Малайзию, Вьетнам и Мальдивские острова. Кроме того, в 10-ти российских городах есть возможность прямого чартерного вылета самолётами этой компании.

«EVAAir»

Третье место в рейтинге самых безопасных авиакомпаний занимает ещё один китайский перевозчик - «EVAAir ». Он начал работу в 1989-м году, и за годы существования не допустил ни одной авиакатастрофы с человеческими жертвами. Единственные прецеденты были связаны с жёсткой посадкой в США.

К сожалению, российские путешественники могут воспользоваться услугами этой авиакомпании только в азиатских аэропортах.

«QatarAirways»

И четвёртое место, согласно рейтингам безопасности авиакомпаний 2019-го года прочно заняли ближневосточные самолёты от компании «». Базируется перевозчик в Дохе и обслуживает 160 направлений по всему миру. С 1993-го года у компании было всего два происшествия, но оба обошлись без человеческих жертв.

Перевозчик имеет огромный парк судов из Боингов и Аэробусов. Что привлекательно для российских туристов - катарские самолёты регулярно совершают перелёты через Москву, Санкт-Петербург и Воронеж.

Так ли опасны лоукостеры, как о них говорят?

В последнее время из-за участившихся сообщений об авиакатастрофах лоукостеров многие туристы начали отказываться от дешёвых перевозчиков, искренне веря в то, что компании намерено экономят на безопасности ради количества проданных билетов. Но насколько это правда?

Туристы с большим опытом полётов на лоукостеров утверждают, что слухи и домыслы - не более чем преувеличения. Да, проблемы с лоукостерами есть, но ключевой причиной катастроф, как и везде, становится человеческий фактор. Ссылки на якобы старые самолёты нашей «Победы» и других дешёвых компаний - фальсификация. Сомневающихся участники обсуждений отправляют на официальные сайты перевозчика.

Если серьёзно подходить к вопросу, то главная проблема лоукостеров - это отсутствие должного комфорта при перелёте, но никак не безопасности пассажиров. Если вы выбираете дешёвый рейс, нужно знать, на чём вы экономите. Если же боитесь - вам прямая дорога в кассы крупных авиакомпаний.

14.01.2016 в 22:48 · Pavlofox · 68 570

Рейтинг авиакомпаний России по надежности и безопасности полетов на 2018-2019 год

Безопасность при воздушных перелётах – один из самых важных факторов. Надёжность авиаперевозчика определяется по отсутствию катастроф за последние годы, пассажирообороту, наличию сертификации EASA (Европейское агентство авиационной безопасности) и членству в международных организациях IOSA и ICAO.

Отечественный авиаперевозчик Трансаэро входил в 20-ку мировых авиалидеров по надёжности и безопасности, а в росийском рейтинге занимал первую позицию. Но с октября 2015 года компания прекратила свою деятельность из-за банкротства. По этой причине Трансаэро не входит в ТОП-10.

России по надежности и безопасности полетов составлен по данным EASA на 2018-2019 год .

10. Россия | 63 самолета

“” (ROSSIYA Airlines ) – отечественный авиаперевозчик открывает десятку самых безопасных авиакомпаний нашей страны по итогам прошлого года. “Россия” входит в группу компаний “Аэрофлот”. В 2018 году “Россия” заняла пятую позицию в рейтинге самых крупных российских авиакомпаний. В 2013 году на церемонии “Крылья России” была удостоена награды “Лучший пассажирский перевозчик по региональным направлениям”. Размер авиапарка включает 63 воздушных судна. Средний возраст самолётов составляет 13 лет.

9. Северный ветер | 30 самолетов


“” (Nordwind Airlines) – чартерная авиакомпания, созданная крупнейшим туроператором PegasTouristik. Она занимается осуществлением рейсов в страны отдыха. В 2019 году вошла в 10 крупнейших российских авиаперевозчиков. По безопасности и надёжности Nordwind Airlines не вошла в сотню мирового рейтинга, но смогла удержать позиции в десятке отечественного рейтинга. Воздушный флот состоит из 30 самолётов. Средний возраст авиатранспорта составляет 10,9 лет.

8. Оренбургские авиалинии | 19 самолетов


“” (ORENAIR Airlines ) – дочернее предприятие “Аэрофлота”. В конце 2018 года авиаперевозчик был удостоен наград ” Чартерный пассажирский перевозчик”, «Авиакомпания года – пассажирские симпатии» – 1 место, «Авиакомпания года – пассажирский перевозчик на внутренних авиалиниях» – 3 место. Воздушный флот состоит из 19 самолётов Boening 737-800 и Boening 777-200. Средний возраст транспорта 11 лет.

7. Ред Вингс | 14 самолетов


“” (Red Wings Airlines ) – отечественный авиаперевозчик в эксплуатации которого находятся самолёты иностранного производства. Воздушный парк включает современные самолеты Airbus A320 и A321. Средний возраст воздушного транспорта 11,3 лет.

6. Ямал | 37 самолетов


Авиационная транспортная компания (YAMAL Airlines) – основной авиаперевозчик в Ямало-Ненецком автономном округе и Тюменской области. YAMAL Airlines в 2013 году прошла сертификацию IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), подтвердив свою надёжность и безопасность перелётов. В 2018 году компания стала обладательницей трёх наград: “Лучшая авиакомпания года –пассажирский перевозчик на внутренних авиалиниях”, “Авиакомпания года –оператор вертолетных работ” и “Лучший пассажирский перевозчик на региональных маршрутах”. Авиаперевозчик не вошёл в первую сотню мирового рейтинга по безопасности, но занял 6 место в российском рейтинге. Авиапарк включает в себя 37 судов, средний возраст которых составляет 11 лет.

5. Глобус | 23 самолета


“” (Globus ) – одна из самых молодых авиакомпаний, образованная на базе судов “Сибирь” (S7 Airlines). Особый акцент компания делает на безопасности перелётов и надёжности. Для этого система безопасности проходит регулярную проверку и постоянно совершенствуется. Глобус сотрудничает со многими турагентствами. Совершение рейсов по туристическим маршрутам – основная деятельность авиаперевозчика. Флот “Глобуса” состоит из самолётов S7 Airlines и включает 23 судна Boeing 737 -800 и Boeing 737 MAX 8 – которые поступили с осени 2018 и в 2019 году также продолжают поступать. Средний возраст воздушных машин составляет 8,9 лет.

4. ЮТэйр | 65 самолетов


“” (UTair) – одна из крупнейших российских авиакомпаний, которая входит в пятёрку крупнейших по объёму пассажироперевозок. Хотя UTair не вошла в сотню самых безопасных перевозчиков мира, она заняла почётное четвёртое место в отечественном рейтинге. “ЮТэйр” была удостоена в 2019 году наградой в номинации “Лучший пассажирский перевозчик на региональных маршрутах”. Лётный персонал регулярно проходит повышение квалификации. Состав авиапарка включает в себя 65 самолётов и 145 вертолётов. Средний возраст транспорта составляет 11,5 лет.

3. Сибирь | 100 самолетов


“Сибирь” (S7 Airlines) входит в тройку крупнейших и самых безопасных авиакомпаний России 2018-2019 года. S7 Airlines множество раз становилась победителем в конкурсах. В 2015 году авиаперевозчик получил награду National Geographic Traveler Awards 2015, победив в номинации “Лучшая российская авиакомпания”. Среди мировых воздушных перевозчиков “Сибирь” заняла 94 место в рейтинге по безопасности и надёжности. В состав воздушного флота входят самолёты Аэробусы и Боинги, общее количество которых составляет 100 единиц. Средний срок службы авиатранспорта – 10 лет.

2. Уральские авиалинии | 45 самолетов


(Ural Airlines) – одна из лидирующих российских авиакомпаний по надёжности и безопасности. В 2018 году Уральские авиалинии были удостоены тройной наградой в номинациях «Лучшая авиакомпания года-пассажирский перевозчик на внутренних авиалиниях», «Лучшая авиакомпания года на международных регулярных авиалиниях» и «Авиакомпания года- лидер в области электронной коммерции». По объёму пассажирских перевозок компания заняла 6 место среди российских авиаперевозчиков. Средний срок службы воздушной техники авиапарка составляет 12,5 лет. Размер флота на данный момент составляет 45 воздушных единиц.

Уральские авиалинии имеют тренажёрный зал, который предназначен для подготовки лётного состава. Здесь пилоты проходят обучение по индивидуальным программам, совершенствуя профессиональные навыки для повышения безопасных полётов. Тренажёрный зал, принадлежащий авиаперевозчику – единственный в России. Такое оборудование в мире имеют только лучшие авиакомпании, например, Emirates , Lufthanza и другие.

1. Аэрофлот | 247 самолетов


(Aeroflot) – занимает первое место по безопасности и надёжности среди российских авиаперевозчиков. По итогам 2018 года он занял 35 позицию по безопасности воздушных перелётов в мировом рейтинге независимого немецкого агентства Jacdec . Также Аэрофлот неоднократно признавался лучшей авиакомпанией Восточной Европы. В состав флота входят 247 воздушных суден. Это один из самых молодых воздушных парков в Европе и мире. Средний возраст авиатехники составляет 4,1 года. Во время проведения Зимних Олимпийских Игр в 2014 году “Аэрофлот” выступил официальным авиаперевозчиком.

Что ещё посмотреть: