Крушение теплохода булгария. Крушение теплохода «Булгария»: хронология рокового дня

21.05.2022

КАЗАНЬ, 10 июл — РИА Новости, Ирина Дурницына. Четыре года исполняется в пятницу с момента крушения в Татарстане двухпалубного дизель-электрохода "Булгария", во время которого погибли 122 человека.

Подсудимые по делу о крушении "Булгарии" по-прежнему не признают вины Сегодня с последним словом выступили фигуранты дела Тимергазеев и Семенов. Как и ранее, они заявили, что невиновны, и просили Верховный суд РТ отменить решение суда первой инстанции.

Теплоход, на котором должно было быть не более 156 человек (120 пассажиров и 36 членов экипажа), 9 июля отправился в двухдневный рейс по маршруту Казань — Болгар — Казань со 163 пассажирами и 38 членами экипажа на борту. Около 12.30 мск 10 июля 2011 года "Булгария", вышедшая из Болгара в штормовую погоду, в считанные минуты затонула в трех километрах от берега на глубине 17-20 метров. Теплоходу не хватило до спасительной мели, где его верхняя палуба осталась бы над водой, примерно 50 метров и нескольких секунд. Из 201 человека выжили только 79, погибли 122 человека, в том числе 28 детей.

Мимо плотов с уцелевшими людьми прошли сухогруз "Арбат" и буксир "Дунайский 66", которые не оказали помощи терпящим бедствие. Примерно через два часа оставшихся в живых пассажиров и членов экипажа "Булгарии" спас экипаж теплохода "Арабелла", следовавшего по тому же маршруту.

Поисково-спасательная операция в районе крушения продолжалась 16 суток. Последних погибших спасатели извлекли из кают "Булгарии" утром 25 июля, когда судно уже было посажено на мель. Последняя жертва была опознана лишь 17 августа 2011 года.

Расследование дела продолжалось около двух лет, в мае 2013 года начался судебный процесс. Уголовное дело составило 100 томов, было допрошено более 1000 свидетелей, проведено более 250 различных экспертиз, потерпевшими были признаны более 200 человек, порядка 50 из них подали иски о возмещении морального вреда на сумму 202 миллиона рублей.

Как установили следствие и суд, в навигацию 2011 года "Булгария", построенная в Чехословакии в 1955 году, выполнила семь рейсов, практически в каждом происходили поломки. Восьмой, когда судно в условиях шторма шло лишь на одном двигателе, с неисправной осушительной системой, отказавшим в ходе рейса топливным насосом, со статическим правым креном и открытыми иллюминаторами, стал последним.

Московский районный суд Казани 7 июля 2014 года приговорил гендиректора ООО "АргоРечТур" (компания-субарендатор "Булгарии") Светлану Инякину, старпома "Булгарии" Рамиля Хаметова, начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирека Тимергазеева, бывшего главного госинспектора этого же отдела Владислава Семенова, старшего эксперта Камского филиала Росречрегистра Якова Ивашова к срокам от 5 до 11 лет колонии общего режима. Ивашов был освобожден в зале суда, поскольку ввиду возраста (65 лет) и назначенного наказания (пять лет) попал под амнистию. В результате рассмотрения дела в апелляционной инстанции коллегия Верховного суда Татарстана в апреле 2015 года смягчила наказание Инякиной, которой окончательно назначено 9,5 лет лишения свободы, и ужесточила наказание Ивашову — до 5,5 лет заключения. Ивашов был арестован и направлен к месту отбывания наказания.

«В то же время специалисты по торпедному оружию по поводу этих экзотических версий в лучшем случае скромно молчали, а чаще заявляли, что это бред. Что никакое перо руля, ни при каком ударе, не способно так помять торпедный аппарат (толстостенную стальную трубу с дополнительными рёбрами жёсткости), чтобы в нём разрушилась торпеда – скорее это самое перо руля отвалится, чем такое произойдёт. Ещё более фантастический вариант – возгорание торпеды внутри торпедного аппарата с вышибанием задней крышки. Надо просто знать устройство торпедного аппарата. Заднюю крышку удерживает кремальерный замок – надёжная конструкция особой прочности. А передняя крышка открывается примерно как дверца. Так что, если внутри торпедного аппарата произойдёт взрыв, вся его энергия вместе с кусками торпеды выплеснется наружу, а не вовнутрь отсека».

И вот снова трагедия на воде, но на сей раз речной, с почти одинаковым количеством жертв. В районе Камского Устья катастрофа пассажирского теплохода «Булгария», совершавшего прогулочный туристический рейс между Казанью и пристанью Болгары, отняла жизнь у 122 человек. И вот к каким выводам по окончании следствия пришёл Ространснадзор:

«Ространснадзор завершил расследование обстоятельств гибели теплохода «Булгария». Главный вывод экспертов: судно затонуло из-за нарушения требований безопасности, низкой квалификации экипажа и целого ряда грубейших ошибок. Непосредственной причиной трагедии стали открытые иллюминаторы — через них в трюмы корабля за считанные минуты поступили десятки тонн воды…

…Как говорится в документе, непосредственной причиной затопления судна явилось существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях из-за попадания воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению «Булгарии».

Также эксперты обнаружили четыре отверстия в корпусе судна с правого борта, в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 кв. см.

С каждым неправильным решением и действием капитана крен на правый бок становился все больше - сначала 4°, затем 9° и 13°. В итоге суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту.

«В результате все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Вода через открытые иллюминаторы, брызгозащитные двери и входные люки главной палубы стала интенсивно поступать во внутренние помещения судна. За последующие 5-7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло», — заключили в Ространснадзоре.» (Информация скопирована из Интернета).

Для привыкших смотреть на всё поверхностно, не подвергая логическому анализу, такая версия может показаться убедительной, но моё мнение: нам предложили очередной «Фантастический вариант». Кроме меня, на форумах Интернета, комментируя выводы Ространснадзора, немало высказано удивлений: «Для кого это написано?!», «От нас опять что-то скрывают», «Ни одна из этих версий не привела бы к катастрофе» и т. д. Свою позицию попытаюсь обосновать, тем более что мне довелось девять навигаций работать на судах речного флота, и я имею представление о предмете разговора.

Сразу после катастрофы в СМИ заговорили о ветхости судна, которому было 56 лет, неисправности одного из дизель-генераторов, крена на правый борт, штормовой погоде, из-за которой порывы ветра завалили на правый борт судно, и через открытые иллюминаторы стало заливать водой, что и привело в итоге к трагедии. Но почему-то упорно замалчивали об основной причине, которая сама напрашивалась – пробоине?.. Ведь судно утонуло всего за три минуты, словно было торпедировано! А потому что сразу возникал вопрос: а как могла возникнуть пробоина при глубине судового хода 20 метров? Тем более что это не океан, а речное водохранилище, в котором подводные лодки не плавают…. Именно этот вопрос, по моему глубокому убеждению, стал основной причиной настойчивого навязывания общественному мнению явно вымышленных и нереальных причин катастрофы. Правда, перед подъёмом судна всё-таки сквозь зубы сказали: «Пробоина маловероятна, но эта версия не исключается». То есть из этих слов уже можно было сделать вывод, что версия о пробоине была изначально обречена. Но, а на что же тогда опираются сомнения автора этих строк?

После окончания службы в армии в 73-м году я пришел работать судовым электромехаником на грузовых судах речного флота. В то время по Волге и Каме ещё ходило немало пароходов-колёсников дореволюционной постройки, которых мы называли «лаптёжниками». Один из них был построен в тысяча восемьсот девяносто, не помню, каком году. Пароходу было 80 лет, и через несколько лет его списали. Так что «Булгария» по меркам речфлота ещё не так и стара. И давайте разберёмся с иллюминаторами и штормовой погодой.

Довелось мне работать на сухогрузах 11-го и 576-го проектов, построенных на заводах «Красное Сормово» в г. Горьком, и г. Галац (Румыния) соответственно. Длина судна 93 метра, грузоподъемность 2000 тонн при осадке 2, 80 метра. Теплоход состоял из 5 трюмов – 4 трюма грузовых, а в 5-м находилось машинное отделение, над которым располагалась надстройка с каютами и рулевой рубкой. Иллюминаторы были только в машинном отделении и в летнее время практически всегда были открыты. Но когда мы выходили в водохранилища, и был даже небольшой ветерок, то вахтенный начальник отдавал приказ закрывать их. В водохранилище большое зеркало воды, что способствовало образованию больших волн, которые могли захлёстывать в иллюминаторы, которые находились близко от поверхности воды. Поэтому, лично я, не могу поверить, в то, что иллюминаторы машинного отделения могли быть открыты, тем более что «Булгария» выходила в район Камского Устья, где ширина Куйбышевского водохранилища довольно солидная. Такие вещи у вахтенного начальника всегда под контролем, тем более что на пассажирских судах вахту несут и в машинном отделении. Волнами много и быстро воды в МО не наплещет, да и иллюминаторы можно быстро позакрывать.

В 77 году я работал на теплоходе «Гомель». В октябре мы шли по Волге вниз с сыпучим грузом при полной осадке по Куйбышевскому водохранилищу. Пройдя Камское Устье, получили штормовой прогноз и, не доходя Ульяновска, решили переждать в убежище «Долиновка».

Убежище находится на правом берегу и представляет собой небольшой залив, в котором можно укрыться от непогоды. Другие суда так и сделали, но наш капитан почему-то решил стать на входе в убежище. А ветер к ночи хорошо разыгрался и за счёт прибоя под правым берегом, высота волны в этом месте стала достигать 3 метра! Нашему типу судна допускалась высота волны 2 метра озёрного класса. Именно такая высота волны допускалась и для «Булгарии».

Команда ужинала в столовой, нас покачивало. В это время послышался сильный удар волны в правый борт и послышался звон выбитых стёкол. Мы все выбежали в коридор и увидели, как из дверей кают в коридор вытекает вода. Я побежал к своей каюте, которая находилась по правому борту. Каюта состояла из двух половин. Окна кают были в то время примерно, как в пассажирских вагонах: одна рамка была со стеклом, а вторая с деревянными планками жалюзи.

Я заскочил в каюту и подбежал к разбитому окну первой половины и увидел картину, которая вмиг выветрила романтику кораблекрушения и в душе поселилась жуть вперемежку с ощущением беспомощности! Прямо на меня шла волна, гребень которой был выше окна моей каюты и такую я видел впервые! И хотя уже стемнело, но свет, бросаемый каютами и стояночными огнями, освещал пространство возле теплохода, позволяя видеть волну. Я инстинктивно рванул рамку с жалюзи, пытаясь отгородиться от этого кошмара. В следующий миг водяной поток вместе с щепками планок жалюзи швырнул меня к входной двери! В каюте стало сразу по колено воды, и я, вместе с потоком воды, как из ванны, мокрый с головы до ног, выбрался в коридор, по которому уже гуляла вода, вылившаяся не только из моей каюты. Преодолев порог, через открытую дверь левого борта вода выливалась наружу. Нас качало с борта на борт, а через окно красного уголка было видно, как волны буквально накрывали крышки трюмов, перекатываясь через них. Просев под грузом водяного вала, теплоход, как поплавок, снова всплывал. Затем нас развернуло, и бортовая волна сменилась на килевую, заставляя корпус судна изгибаться как ползущая по камням гадюка.

Старпом дал команду и второй штурман с рулевым мотористом, одев спасательные жилеты, пошли сниматься с якоря. А носовая часть теплохода после каждого удара волны словно взрывалась и брашпиль (носовая лебёдка для подъёма якорей) полностью накрывало очередной волной. Но ребята благополучно справились с задачей, и мы тронулись в путь.

На судовом ходу волна оказалась гораздо меньше, нас просто покачивало и мы направились в сторону Ульяновска.

Как видим, судно оказалось в условиях, когда высота волны превышала допустимую в полтора раза и ничего с ним серьёзного не случилось (не считая повреждённых окон). За счёт воздушной подушки содержащейся в машинном отделении и трюмах, теплоход вел себя как поплавок, и утонуть в принципе не мог. Для того чтобы его утопить, потребовалось бы много времени, пока через щели между крышками трюмов постепенно затекло бы достаточное количество воды, либо от сильных прогибов лопнул корпус.

Таким образом, из-за штормовой погоды судно быстро утонуть не может. Даже если оно перевернётся, то за счёт воздушной подушки машинного отделения, носовой, кормовой багажек и трюмов оно будет продолжать находиться на плаву. Это же самое утверждал и капитан аналогичного судна, который в теле интервью говорил: «Даже если произошло кораблекрушение, то всё равно есть 30-40 минут пока судно не утонит». Даже если иллюминаторы находящихся ниже главной палубы кают были открыты, то всё равно волнами воды быстро и много во внутрь не попало бы. Тем более что это были жилые помещения и с машинным отделением они никак не могли быть связаны, а значит, воздушная подушка МО плюс багажки не дали бы утопить «Булгарию», тем более так быстро.

Ещё один примечательный факт. Спаслось 79 пассажиров, а интервью брали всего у нескольких. Причём все рассказывали только о том, как они непосредственно занимались спасением и ничего про то, как всё это началось. Разумеется, эти кадры вырезались. В Интернете один из спасённых рассказывал о том, как он дал подробное интервью телевидению, но когда увидел, сказал, что больше давать не будет, потому что почти всё из него убрали, а оставили незначительные мелочи. Но в Интернете есть рассказ спасшегося мальчика бывшего в момент аварии в музыкальном салоне. Вот его копия:

«Рассказ одного из спасенных детей, 10-летнего Динара Абдурахманова, публикует в пятницу издание Life News . Он был единственным ребенком, спасшимся из детской комнаты, которого подобрал на месте крушения теплоход-спасатель «Арабелла».

Мальчик до сих пор находится в состоянии глубочайшего шока. О том, что произошло в музыкальном салоне «Булгарии», где были заперты до 50 детей, он рассказал по заданию психолога.

«Все начали кричать и плакать, — рассказывает мальчик, — я тоже заплакал, потому что не знал что делать, мне было очень страшно». Неожиданно в помещение ворвался мужчина, разбил окно и громко заорал: «Бегите быстрее, прыгайте в окно, корабль тонет!» Паника в салоне достигла предела. Перепуганные малыши бросились в открытую дверь всей гурьбой.

Динара спасло то, что он стоял рядом с иллюминатором, разбитым мужчиной. Вняв призыву, он сразу бросился в воду. Несколько лет назад папа научил его хорошо плавать, поэтому в воде он не растерялся, и отплыл на хорошее расстояние от воронки, образовавшейся на месте затопления теплохода.

Однако большинству детей спастись так и не удалось, и это стало самым шокирующим фактом катастрофы».

«Пол резко дёрнулся и закачались стены» — такое происходит, если происходит удар по корпусу или столкновение с препятствием. «На детском празднике играла весёлая музыка, проводились конкурсы, все смеялись», то есть никакого шторма не было, а иначе их бы качало, и было бы не до конкурсов. Всё произошло быстро и неожиданно.

Кроме этого, возникает вопрос: а почему утонул капитан? Ведь по рассказам он был в момент аварии в рулевой рубке и управлял судном, а значит, у него была полная возможность спастись?..

В одном из телерепортажей кто-то из команды сказал, что капитан побежал смотреть пробоину, но тут же этот кадр прервался. Тогда всё логично. Капитан побежал смотреть пробоину и, возможно, организовать её заделку, но не предполагал, что она окажется такой большой и затопление произойдёт так стремительно, что он сам не успеет спастись.

А когда водолазы вели работы по доставанию тел с затонувшей «Булгарии», то в машинное отделение проникать не стали, заявив, что «там сплошной металлолом». Корреспондент прокомментировал эту информацию, как произошедшие разрушения в процессе катастрофы.

Первоначально сообщалось, что, подняв «Булгарию», откачают из неё воду, а затем отбуксируют в док. Даже с помощью компьютерной графики показывалось, как буксир, зацепив тросом «Булгарию», отведёт её в док. Но когда подняли, то решение переменилось. Дававший интервью руководитель этих работ сообщил, что судно отведут на мель, откачают воду… при этом, нечаянно проговорился: «заделаем правый борт ».

Но самым убедительным доказательством наличия пробоины в днище это было то, что после откачки воды «Булгарию» заводили в док, продолжая поддерживать двумя мощными плавкранами , словно никакой откачки не было?.. Ведь если б «Булгария» утонула из-за открытых иллюминаторов, а не пробоины корпуса, то после откачки её бы спокойно, на буксире, оттащили бы в док, без поддержки таких мощных плавкранов, поскольку никакой водотечности корпуса не должно было бы быть!..

И вот репортаж Сергея Арсеньева телеканала РТР.

Мы видим в доке «Булгарию», заваленную на правый борт, что по утверждению корреспондента «произошло случайно, по стечению роковых обстоятельств». Затем Сергей, ведомый следователем, водит нас по коридорам и каютам, где царит настоящий хаос, неуклюже знакомит с рулевой рубкой. Заводит в машинное отделение, но показывает только дизеля, причём лишь сверху, а остальная часть МО осталась за занавесом этого явно режиссируемого действа. Показываются отверстия, с помощью которых проверялась толщина металла, оказавшаяся в норме.

Но вот звучат слова: «Версия о крупной пробоине отпала сама собой, но зато есть немало мелких». И тут показываются отверстия в корпусе возле самого доворота (место загиба между вертикальной и горизонтальной частью днища). Одно из них показывается крупным планом: почти прямоугольной формы, с краями загнутыми внутрь и размером, где-то 2 дюйма. Пробоина явно образовалась в результате удара нанесённого сбоку. И далее следователь показывает ещё несколько пробоин растянувшихся далее по корпусу, словно кто-то обстрелял из подводного пулемёта.

Конечно же, этих (показанных) пробоин недостаточно, чтобы «Булгария» затонула за три минуты, хотя в этом месте давление воды очень высокое и поступление её очень интенсивное. Эти пробоины могли бы заделать после откачки воды, забив, к примеру, чопы и не использовать для заводки в док два мощных плавкрана, один из которых был нагружен до 160 тонн! Зачем же понадобился этот плавкрановый геморрой при заводке в док? Значит, есть ещё отверстия, которые скрыты от нас «случайно, по стечению роковых обстоятельств», за доворотом, невидимой части днища. Крупной пробоины может и не быть, «но есть немало мелких», но сколько?.. Их может быть ещё десяток и более, что в сумме составлять как одна большая! Но не будем гадать, а исходить только из известных фактов, которых предостаточно, чтобы подвергнуть большому сомнению официальную версию, которую думающие люди всерьёз не принимают.

Но зачем официальным органам эта секретность?

Разумеется, причина катастрофы понятна была сразу, а потому и меры по её сокрытию были предприняты безо всяких отлагательств. В ситуации с «Булгарией» власти решили избежать тех ошибок, какие они допустили в случае с «Курском», пропустив много информации в начальный период. А скрывать официальные органы вынуждены, потому что большинство общества ни в какие неопознанные подводные объекты верить не желает, и это может вызвать шок, с непредсказуемыми последствиями, если об этом объявить на официальном уровне. Но что же тогда могло пробить корпус судна, когда под килем 20 метров глубина, что оно утонуло за три минуты?! Это ведь речное водохранилище, но не океан, где можно свалить на вражескую подводную лодку, как в случае с «Курском»…. Кстати, о «вражеской подводной лодке», которой неофициально приписывают потопление «Курска», нам кое-что поведал Hely4:

[картинка] Добавлено 20.01.11 11:22

Нивязочки…

Я только вчера наткнулся на данное обсуждение, начал вчитываться, и вот сразу первые нивязочки:

1)прибыв на КП, для заступления на дежурство 13.08.00 в 08.35, я сразу подключился к наращиванию сил и средств связи, в связи с невыходом на очередной сеанс связи АПЛ «Курск» (в 23ч…мин с 12 го на 13-е). Наращивали, принимали доклады…, до 11.14. После чего сменившийся ОД ПУС ВМФ убыл домой.

в сообщении- «12 августа около 11:30 норвежские сейсмологи зафиксировали два толчка силой 1,5 балла по шкале Рихтера …………. Тем временем «К-141» не вышла на связь, и к 11-ти вечера по флоту объявлена тревога.

2)Петр Великий обнаружил первый раз ПЛ на грунте 13.08.00 и доклад об этом я записал в журнал в 16.31. После чего почти сразу поступил доклад о том, что обнаруженная ПЛ начала движение и что по размерам она значительно уступает «Курску». «ПВ» начал преследование. Преследовал до тех пор пока не получил приказ «Преследование ПЛ прекратить… вернуться к поиску Курска» Продолжившие, после «ПВ», преследование ПЛ эсминцы, эту ПЛ благополучно потеряли, менее чем через час… А «ПВ» продолжил поиск и из-за начинавшегося шторма, обнаружил Курск уже в 20 ч. с минутами, (точно не помню…) вернувшись практически на то же место, где был обнаружен Курск.

В сообщении- «Примерно в час ночи на 13 августа из порта вышло спасательное судно «Михаил Рудницкий», а еще через пару часов крейсер «Петр Великий» установил гидроакустический контакт с крупным подводным объектом на глубине 108 м.»

P.S. И вообще, в данном деле много чего специально запутали… и подправили, чтоб уменьшить гнев народа, предотвратить конфликт с США, да и просто на всякий…

Почему предполагаемая американская ПЛ находилась целые сутки возле Курска? После столкновения у командира ПЛ могло быть только одно решение: драпать как можно быстрее и дальше. При скорости 8 узлов (14,5 км/час), о которой известно из других источников, предполагаемая американская ПЛ могла бы уйти более чем за 300 км. Но она почему-то начала движение именно в момент обнаружения, словно этого только и ждала.

Почему экипаж предполагаемой американской лодки вёл себя абсолютно несовместимо с элементарной логикой, то есть сделал всё, для того чтобы себя обнаружить, да ещё на месте преступления, за которое могли крепко наказать?!

Почему современные эсминцы, аппаратура, которых позволяет видеть даже рыбу «эту ПЛ благополучно потеряли, менее чем через час…»?!

А потому что, как бы того ни хотелось, это была не ПЛ, а объект неземного происхождения, который растворился в другое измерение, заставив наши корабли и авиацию вести поиски аж до норвежской границы. Такое поведение объекта объясняется тем, что Высшие Силы брали на Себя ответственность за гибель «Курска», потому что Их целью было не уничтожение подводного крейсера, а дать нам ЗНАМЕНИЕ таким способом. Нам, впавшим в кому гордыни своего разума.

В речном водохранилище нет ни эсминцев, ни каких бы то кораблей с подходящей аппаратурой обнаружения, но уж очень напрашивается аналогия с «Курском». Ведь в обоих случаях официальные органы проявляют откровенное стремление к фантазии при озвучивании версии катастрофы, а так же сделаны пробоины не известными объектами, что подтверждают документы, попавшие в руки корреспондента «МК» бравшего интервью:

«С51по86шпангоуты имеется гофрировка скулового пояса с разрывами: на80шп. размером 10на 10мм, 83шп. размером 50на 80мм, 85шп. размером 10на 20мм, 86шп. размером 10на 10мм. По характеру повреждений можно сделать вывод, что они получены при движении судна на задний ход. Места повреждений расположены в районе топливного танка основного запаса топлива. Эти повреждения являются эксплуатационными, которые привели к затоплению танка и получению судном дополнительного кренящего момента на правый борт…»

Нет, это исключено. Вовремя поднятия «Булгарии» действительно были нанесены серьезные повреждения. Но в документе все они обозначены. К примеру: «49–57 шпангоут- деформация с разрывом скулового листа, вызванная воздействием „полотенца“ при подъеме судна». Или же: «пробоина размером 900на 500мм, полученная от посадки настойку докового сооружения». Комиссия же обращает внимание, что те самые четыре пробоины были получены именно вовремя эксплуатации дизель-электрохода. Поймите, если нет затопления, судно не может так стремительно уйти на дно. Есть понятие непотопляемости, все суда конструируются с таким расчетом, что сохраняют плавучесть даже в том случае, когда затоплены две трети отсеков. А здесь же получается, что судно набрало такое огромное количество воды, что для затопления было достаточно этого поворота влево и резкого порыва ветра.

«Пробоина размером 900 на 500 мм» — вот именно такая пробоина могла утопить Булгарию за 3 минуты. То, что она образовалась «от посадки на стойку докового сооружения», на мой взгляд, явная фальсификация. Мне приходилось бывать в доке, и я не видел там никаких стоек, потому что им там делать просто нечего. Заводимые в док суда ставятся на специальные кильблоки, которые свободно перетаскиваются в зависимости от размеров корпуса судна. Сама же палуба дока абсолютно ровная, что хорошо видно на фото. И «Булгарию» специально не поставили на кильблоки и завалили на правый борт, чтобы скрыть эту самую пробоину: 900 на 500 мм.

И в подтверждение этой версии стоит привести слова одного из анонимов:

« Моя знакомая общалась с выжившей пассажиркой, она находилась на верхней палубе и утверждает что был удар о какой-то предмет и после этого судно стало тонуть- спросите очевидцев. Неужели хватает совести замалчивать реальные причины катастрофы. Бог им судья, я в шоке».

А вот и ответ на вопрос: почему «Булгарию» поставили в доке не на кильблоки, а завалили на правый борт… Потому что насосы не успевали откачивать поступающую воду, что и вынудило поддерживать теплоход двумя мощными плавкранами. Было бы целым днище или хотябы возможность заделать пробоину, то, откачав воду, можно было бы «Булгарию» на буксире завести в док и поставить как на втором снимке, не пряча днище правого борта. В док для того и ставят, чтобы была возможность работы с днищем. А вот почему засекречена очевидная пробоина? Это уже вопрос к официальным источникам.

Мемориал, посвященный памяти пассажиров теплохода, расположен вблизи села Сюкеево, недалеко от которого случилась эта беда. От Казани до него два часа езды. Еще в прошлом году, здесь построили и открыли церковь и мечеть, установили памятник, на котором можно прочесть имена погибших.

Уже с утра в Сюкеево начали съезжаться родственники, друзья погибших, и все, кто до сих пор не может быть равнодушным к этой страшной трагедии, не может забыть 10 июля 2011 года. Сотни человек, с черными повязками принесли к мемориалу погибших цветы, игрушки, фотографии. Кладут гвоздики и застывают, не пряча слезы на глазах. Плачут здесь даже мужчины.

Мужчины не могут сдержать слез. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

9 июля 2011 года дизель-электроход отправился из Казани в Болгар (исторический памятник в Татарстане) в двухдневный круиз. Уже при отплытии судно имело крен на правый борт. Маршрут проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. 10 июля в 11 часов 15 минут теплоход отправился в обратный путь из Болгара в Казань. Погода была в тот день жуткая: шторм, волны, ветер.

В селе Сюкеево построили мечеть и церковь. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

В 13 часов 30 минут, в 2,5 километрах от берега, при маневре судно накренилось еще больше, палубы и каюты затопило. Буквально за пару минут теплоход ушел под воду. «Булгария» унесла с собой 122 жизни, в их числе 28 детей и пять беременных женщин. Спаслись только 79 человек.

Отец мысленно молил дочь опоздать на «Булгарию»

Родные до сих пор не верят, что девушки нет рядом. Мавлия Исмагилова — мать погибшей рассказывает, что «дочка всегда торопилась жить, все в руках горело». «Училась в кооперативном институте, в то же время работала в магазинах, на производстве, успевала шить, вязать себе и другим. Любила готовить, и угощать. Мы с ней были как подруги, могли часами обсуждать все на свете», — грустно говорит она, вспоминая свое дитя.

Айгуль Исмагилова была жизнерадостной девушкой. Фото из архива семьи Исмагиловых

Айгуль росла позитивной и доброй девочкой, умеющей радоваться и восхищаться обыденными вещами. До старших классов она жила в Новом Аракчино, на берегу Волги и очень любила купаться.

В марте 2011 г. девушка окончила вуз, устроилась в санаторий на новую работу. На 12 августа Айгуль и ее парень Руслан, знакомые до этого уже шесть лет, назначили свадьбу. Были куплены билеты и на свадебное путешествие и заказаны места в ресторане, по странному совпадению, с названием «Булгар».

В круиз на теплоходе Айгуль отправилась вместе с большой компанией. Подруга с работы Зухра Сабирова, отмечавшая день рождения, ее 12-летняя дочка, подруга, которую женщина взяла вместо приболевшего сына и еще две сотрудницы. Айгуль сопровождал Руслан, двоюродная сестра Альбина и друзья жениха — . Домой вернулись только трое: Женя, Альбина и Руслан.

Мама не хотела отпускать Айгуль в это путешествие, а отец, встревоженный погодой, мысленно просил дочь опоздать. Но не сложилось. Уже в Болгаре молодежь снова едва не отстала от теплохода, но отставшие от экскурсии туристы заплатили таксисту двойную цену, чтобы попасть на «Булгарию».

Родственники погибших смотрят на Волгу, будто надеясь отыскать близких. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

О том, что произошло на палубе теплохода, «АиФ.ru» рассказала Альбина — двоюродная сестра Айгуль. Теплоход компании изначально не понравился: все очень старое, убогое. Ребята старались не обращать на это внимания и веселились, отпуская то и дело шутки про «Титаник» и фотографировались на носу корабля, как в фильме, даже не подозревая, что сюжет кино может повториться и в реальной жизни.

Первыми забили тревогу девушки, которые находились не в каютах, когда теплоход начал тонуть. Побежали будить парней. В трюме было уже по колено.

Между второй и первой палубами дорогу к спасению преградили матросы. Не пускали к выходу, обещая выровнять судно. Но молодежь прорвалась. Только времени уже не осталось.

Альбина одной рукой зацепилась в лестничную перекладину, другой держала Айгуль. Когда «Булгария» завалилась набок, сестра упала в воду. Крик о помощи до сих пор не даёт покоя. Но что могла сделать девочка, которая, не умея плавать, секунду спустя сама полетела вниз и оказалась во власти мощного потока? Она убедила себя, что не спасется, и перестала сопротивляться. А выдыхая последний воздух, нашла выход на поверхность, где вода почти поглотила теплоход и нырял Руслан, выкрикивая имя Айгуль. Там Альбине повезло ещё раз. Беспомощную девушку вынесло прямиком к плоту. Она успела схватиться за окантовку, прежде чем вновь начала тонуть.

Родителям Айгуль новость сообщила мама Руслана: «Езжайте в порт, там всё узнаете». Но страшная весть перепуганным родителям пришла раньше — по радио в дороге. Сначала в худшее не верили. Ведь Айгуль плавает, ныряет. Она — борец! Для родственников был организован полёт на место трагедии на вертолёте, и папа отправился искать дочь. Когда вернулся, мама всё поняла по глазам. Последняя надежда растаяла.

Сегодня в доме Исмагиловых по прежнему много вещей Айгуль. После катастрофы их никто не убирал, рука не поднималась.

Свадебное путешествие на теплоходе

Евгений и Лесан Терешины ждали ребенка. Фото из архива семьи Терешеных

Евгений и Лейсан Терешины были женаты только две недели, когда 9 июля решили отправиться впутешествие на «Булгарии». К тому пара ждала ребенка: 20-летняя Лейсан была на 16 неделе беременности.

Мать девушки говорит, что со смертью дочери пропало всякое желание жить. Она — ее единственный долгожданный ребенок. Вот уже два года Лилия Салахиева постоянно болеет, не выходит на работу. «Раньше часто ходила по судам, но потом перестала, так как со здоровьем стало плохо, — признается она. — Хотелось бы, чтобы виновных наказали по справедливости».

Лейсан и Евгений встречались ровно год и прожили вместе полгода. Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра похожи и внешне, и характером.

Евгений Терешин рассказывает, что после экскурсии в Болгарах, на обратном пути, он спал в своей каюте в нижней части судна, Лейсан была на второй палубе. «Помню, что спал беспокойно, — вспоминает Евгений. — Снился шторм, ураган, но я так и не проснулся.

Мать Лейсан Терешиной каждый день плачет. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Потом меня разбудила Лейсан, я схватил её за руку и мы побежали наверх. Когда были на второй палубе, корабль резко наклонился и мы слетели с неё. Чтобы удержаться, я схватился за перила, но рука соскользнула, я упал в воду, и в этот момент наши руки разъединились».

Воздушной пробкой Евгения вышвырнуло на поверхность воды. Оглянувшись и увидев, что Лейсан нигде нет, он нырнул, но под водой перед ним оказалась одна из дверей тонущего корабля, в которую изнутри бились люди. Он отвернул ручку и открыл её, дав им возможность выбраться наружу... Но Лейсан среди них не было. В мутной воде парень искал любимую, но тщетно. Снова выплыл на поверхность, ещё один вздох и снова под воду. Но вода уже была не просто мутная, а чёрная — от мазута. В надежде Евгений продолжал руками ощупывать пространство вокруг себя...

Как оказался на плоту, а затем на — помнит плохо, но мысль, что Лейсан, возможно, спаслась, заставляла его искать её по всему кораблю. «Мой друг помнит крушение до мельчайших деталей, а у меня провалы, — говорит Женя. — Все в памяти выглядит так, как будто я смотрю клип. Но страшные крики тонущих людей я не забуду никогда».

Он верит, что Лейсан — там, на небесах, заботится о своём любимом муже. Она иногда снится ему, их общим друзьям, своей маме, являясь, как правило, чтобы предупредить о грядущих неприятностях.

«Мама, я самый счастливый ребенок на свете»

9-летний Руслан Назаров обожал кино про рыцарей и любил путешествовать. Фото из архива семьи Назаровых

Уже два года, после крушения теплохода кажется кошмарным сном, только не могут они проснуться.

Через несколько месяцев после трагедии сын приснился маме и сказал ей очень странную фразу: «Мы будем жить с вами». Мама, изумившись, переспросила: «Сынок, значит вас Там нет?». Мальчик подтвердил: «Нам разрешили жить и Там, и с вами, раз мы так погибли».

Гульнара Назарова тогда уже была беременна. И порою женщине кажется, что ее второй сын Владик — словно вернувшийся Руслан: они очень похожи.

Маленький Руслан был долгожданным ребенком, рос красивым, умным, улыбчивым, с сильным характером. Мальчик увлекался ушу, каратэ, шашками, футболом, постоянно что-то мастерил. Перед путешествием в Болгар мальчик ездил на сборы в лагерь возле Набережных Челнов. 9-летний Руслан Назаров обожал кино про рыцарей и любил путешествовать.

Гульнара до сих пор помнит, что перед посадкой на «Булгарию», сын вдруг сказал: «Мама, я самый счастливый ребенок на свете».

В минуты, когда теплоход начало затапливать, Гульнара и Руслан находились в музыкальном салоне. Как только услышали крики: «Теплоход тонет!», побежали за спасательными жилетами, которые оказались бесполезными: старые, без ремней они не желали держаться, особенно на ребенке. Когда теплоход накренился, вместе полетели вниз — в открытую каюту. Сверху падали другие дети. Внизу, под ногами какой-то мужчина в панике открыл окно, и вода стремительно стала прибывать.

Всё вокруг крутилось, Руслана выбило из рук безумными потоками воды. Они были такой силы, что унесли детей на два «этажа» вниз — многих малышей, игравших в музыкальной комнате, водолазы потом нашли в трюме. Гульнару накрыло водой, ударило головой. Секунды растягивались на часы. И только мысли мелькали — о сыне, о муже, о маме.

«Для родителей самое страшное — хоронить свое дитя». Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Очнулась Гульнара наверху — как выплыла, не знает. Вокруг барахтались другие люди. На плоту, скрестив ноги, сидел член команды. Смотрел на всех и ничего не предпринимал. Пока ждали помощи в шлюпках, плакали, кричали. Вычерпывали воду ладонями и кроссовками. Смотрели, как от сигнальных фальшфейеров падают искры на покрытую мазутом воду, и боялись погибнуть уже в огне...

Гульнара признается, что никогда не станет прежней. «Даже когда случается что-то хорошее, мы боимся порадоваться, стыдно становится перед погибшими», — рассказывает она.

После того как похоронили сына и прошло сорок дней, остались наедине с горем. Самыми страшными были ночи без сна и с множественными мыслями в голове. На Новый год Назаровы навести могилу сына, нарядили там ёлку, привезли Руслану подарки. А когда родился Владик, папа посреди ночи поехал к Руслану — сообщить светлую новость, ведь он так хотел братика!

Равиль Ягудин потерял внучку, жену и золовку. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Трагичных историй сотни, 10 июля 2011 г. забрала с собой гораздо больше, чем 122, живых душ. В дни памяти они собираются вместе, но каждый со своим горем. Равиль Ягудин, потерявший при крушении супругу, внучку и золовку, говорит: «Нужно из „Булгарии“ сделать памятник, чтобы люди знали, как хрупка человеческая жизнь».

Сейчас по делу о крушении теплохода идет суд. Следствие пришло к выводу, что причиной крушения стало несколько факторов: негодность судна к плаванию по техническому состоянию, и по уровню подготовки экипажа, нарушение правил безопасности судоходства, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по занимаемым должностям судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений, как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатации в навигацию 2011 года.

"Булгария" — речной круизный двухпалубный дизель‑электроход проекта 785 (словацкое обозначение OL800, osobna lod 800) был построен в 1955 году на судоверфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в городе Комарно (Чехословакия, с 1993 года — Словакия).

Длина судна — 80,2 метра, ширина — 14 метров, осадка — 1.9 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 (дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный) мощностью 400 лошадиных сил каждый. Корабль был рассчитан на 140 пассажиров , максимальная пассажировместимость составляла 233 человека.
Дизель‑электроход имел класс Речного регистра "О" (Внутренние водные пути, реки и водохранилища, ограничение по силе ветра не свыше семи баллов).
Первоначально корабль имел, кроме одно-, двух- и четырехместных кают, также шести- и восьмиместные, но в процессе эксплуатации каюты большой вместимости были переоборудованы .
На судне были два ресторана, бар, музыкальный салон, открытый солярий, медицинский пункт.

При постройке дизель‑электроход получил название "Украина", в феврале 2010 года был переименован в "Булгарию" в честь Волжской Булгарии.

До 1962 года судно принадлежало Волжскому пароходству (порт приписки — Горький, ныне Нижний Новгород), затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство").
В 1986 году корабль использовался как плавучая гостиница для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС. После окончания работ "Украину" ("Булгария") в числе других наименее зараженных судов вернули в эксплуатацию.
До 2003 года судно эксплуатировалось в Перми различными турфирмами. В 2003 году "Камское речное пароходство" по экономическим причинам отказалось от использования дизель‑электрохода, и несколько лет в законсервированном виде он стоял в доке. В 2006 году корабль прошел доковый ремонт, в 2007 году его вновь спустили на воду.
Каждый год, начиная с 2007-го, у теплохода был новый арендатор .

В 2011 году корабль был арендован ООО "Бриз", которым в июне 2011 года сдан в субаренду казанской компании ООО "АргоРечТур" (Татарстан).
Судно бассейна реки Волги (в том числе по реке Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.
Срок эксплуатации дизель‑электроходов типа "Булгарии" не превышает 20 лет, более длительная эксплуатация корабля возможна только при условии постоянного ремонта и модернизации.

9 июля 2011 года дизель‑электроход "Булгария" вышел из Казани в город Болгар в двухдневный круиз выходного дня. У судна был крен на правый борт и неработающий правый двигатель. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. На борту находился 201 человек, из которых 147 человек — пассажиры.

10 июля 2011 года начавшаяся гроза со шквалистым ветром , возвращавшийся из Болгар в Казань, на правый бок.
Несмотря на усилия капитана и экипажа, судно не смогло противостоять стихии и в считанные минуты в трех километрах от берега в районе села Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана на глубине 20 метров.

Теплоход не дотянул до спасительной мели, к которой вел судно капитан, примерно 50 метров. Сигнал бедствия с "Булгарии" подать не успели, так как радиорубка была практически сразу же затоплена.

Из 201 человека, находившегося на борту, спаслись только 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах, уцелевших плавсредствах и просто в воде рядом с ними.
Через некоторое время после крушения теплохода мимо спасшихся пассажиров прошло два грузовых судна — сухогруз "Арбат" и баржа с толкачом "Дунайский‑66", капитаны которых не остановились, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.
Спасшиеся после крушения "Булгарии" продержались в воде около двух часов, пока на помощь не подошел теплоход "Арабелла", который и спас оставшихся в живых людей.
Сразу после крушения началась поисково‑спасательная операция, которая продолжалась 16 суток.

25 октября 2011 года теплоход "Булгария" как вещественное доказательство по делу о кораблекрушении — Камскому речному пароходству. Корабль с помощью толкачей был отбуксирован на мелководье у поселка Куйбышевский Затон.

За неоказание помощи терпящим бедствие сухогруза "Арбат" Юрий Тучин и буксира "Дунайский‑66" Александр Егоров, которые, находясь в районе крушения "Булгарии", по мнению суда, не оказали всей необходимой помощи тонущим людям. Капитанам назначено наказание в виде штрафов — 130 тысяч рублей и 190 тысяч рублей соответственно.

10 июля 2012 года в годовщину трагедии на высоком берегу Волги в селе Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана в память о погибших на теплоходе "Булгария". Он состоит из часовенной церкви, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа "Булгарии" на центральной площади комплекса. В темное время суток с начала и до окончания периода судоходства осуществляется подсветка мемориала.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Сегодняшний воскресный день омрачен сообщением из Татарстана, где на крупнейшем водохранилище Волги — Куйбышевском — при невыясненных пока обстоятельствах утонул пассажирский теплоход «Булгария». К этому моменту известно о 84 спасенных и об одном погибшем. Таким образом, официально неизвестной остается судьба еще 102 человек.

Теплоход принадлежал компании «Агроречтур» и выполнял так называемый рейс выходного дня. Накануне вечером «Булгария» вышла из Казани и в 7 утра сегодня пришвартовалась в городке Болгар.

Пассажиры вернулись на судно около 11 утра. Оно вышло в обратный путь и спустя пару часов по невыясненным причинам затонуло напротив деревни Сюкеево. Несмотря на то, что все произошло на реке, по сути Куйбышевское водохранилище — это пресноводное море. От места катастрофы до берега около 3 км, глубина там 20 метров. Сообщается, что на борту было много пассажиров с детьми.

Глава МЧС Сергей Шойгу проинформировал Дмитрия Медведева о ходе спасательных работ на месте катастрофы. По сообщению пресс-службы Кремля, министр по телефону доложил президенту о принимаемых мерах по спасению пострадавших и в целом о спасательной операции. Также МЧС отправляет в Татарстан самолет Ил-76 с водолазами и спасателями.

Дмитрий Медведев поручил главе республики оказать всю необходимую помощь пострадавшим, главе следственного комитета Александру Бастрыкину — создать специальную следственную группу.

Управление МЧС по Татарстану открыло «горячую линию», по которой сейчас можно узнать о судьбе находившихся на теплоходе пассажиров и членов экипажа.

(843) 227–46 -55
Телефон горячей линии МЧС по Татарстану, по которому можно сейчас узнать всю информацию о выживших
.

Алексей Маврин, корреспондент, специально для НТВ : «Я нахожусь прямо на берегу в зоне видимости места кораблекрушения. Прямо примерно в километрах 2,5 от меня находятся несколько судов, которые и очерчивают место предполагаемого кораблекрушения. Судно „Булгария“ затонуло примерно в 8 километрах от берега. И сейчас находится на дне, на глубине в 20 метров. Корабль затонул не более чем за пять минут, но большинству находившихся на борту удалось спастись либо в спасательных шлюпках, либо надев спасательные пояса и жилеты. Около полусотни человек могло поднять на борт следующее по тому же курсу туристическое судно».

Пострадавшим пытаются помогать сотрудники МЧС. Идет обследование близлежащих островов. По свидетельству очевидцев, прогулочное судно «Булгария» попало в шторм и перевернулось.

Светлана Имякина , директор ООО «Аргоречтур»: «Ничего не известно. Сейчас теплоход „Арабелла“ придет. Было на глазах все перед „Арабеллой“. Связи пока с ними нету. Теплоход экономкласса. Ремонт, ремонтные работы были проведены. Он отходил 18 числа в рейсы. Все было нормально, все замечательно. Что случилось, я не знаю».

У нас есть лишь отрывочные данные о погоде, которая была в момент происшествия. Со слов очевидца мы знаем, что погода была нормальная, временами шел дождь, была гроза. Но в целом все было нормально, особого волнения на водохранилище не было.

Информация о количестве спасенных постоянно меняется. Пока с уверенностью можно говорить о 85 пассажирах и членах экипажа. размещен на сайте МЧС Татарстана.

О затонувшем судне известно, что это теплоход «785-го проекта», построенный в Чехословакии в далеком 1955 году. То есть он был практически музейным экспонатом. И раньше этот дизель-электроход носил другое название — «Украина».

«Булгария» совершала один из туров выходного дня. Казань — Булгар и обратно. Двухдневная поездка по сходной цене: билеты стоили от 1200 до 5000 рублей. Почему судно затонуло на обратном пути, пока не ясно, однако на интернет-форумах бытовало другое мнение: странно, что этот дизель-электроход вообще до сих пор эксплуатируется.

С 2003-го по 2010 год старенькую «Украину» вообще никто не эксплуатировал, но в 2010-м ее переименовали в «Булгарию», и она отработала сезон на компанию «Водофлот». Отзывы туристов были, мягко говоря, не очень. И если верить интернет-форумам, то всего несколько дней назад с «Булгарией» произошло следующее: за время рейса трижды глох двигатель. В последний раз — за 100 метров до причальной стенки казанского порта.

Отправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги на путевки, чтобы за счет них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было.

На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую. Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии.

Туроператоры, продававшие билеты на круизы «Булгарии», уверяли, что судно отвечает всем требованиям безопасности. И уже завтра судно-ветеран должно было отбыть в недельный круиз по маршруту Казань — Самара — Волгоград.

Большинство пассажиров «Булгарии» не были застрахованы, поскольку страховка не входила в стоимость билета. Распространением билетов занималась, в частности, компания «Интур Волга». Там было приобретено большинство мест.

Как отмечает корреспондент НТВ Сергей Морозов , в России эксплуатируется еще несколько таких судов, в том числе два — на Волге. По словам специалистов, конструктивная особенность этой серии теплоходов — отсутствие внутренних водонепроницаемых переборок. Так, в случае большой пробоины в днище судно тонет за считанные минуты. Не исключено, что именно это произошло сегодня.

А сейчас два самых главных вопроса . Первый: что с людьми, которые числятся пропавшими без вести? И второй: почему же затонул теплоход? Ответы на эти вопросы будут искать специалисты сразу нескольких ведомств. В Росморречфлоте сообщили, что его руководитель Александр Давыденко уже вылетел в Казань, к месту трагедии отправился и замруководителя Ространнадзора Владимир Попов.


В Министерстве по чрезвычайным ситуациям собрали экстренное совещание

Егор Колыванов, корреспондент НТВ : «Да, до сих пор сейчас в здании МЧС проходит заседание оперативного штаба, который будет работать до окончания спасательно-поисковых работ на месте происшествия. Постоянно на связь с Москвой выходят штабы в Татарстане и в Приволжском округе и сообщают последнюю информацию».

Ирина Андрианова , начальник управления информации МЧС Рф: «На месте сейчас продолжаются поисково-спасательные работы, работает 80 человек, 22 единицы техники, помимо теплохода „Арабелла“, сейчас к месту гибели теплохода „Булгария“ прибыли еще 2 теплохода. Это теплоход
„Риф“ и теплоход „Остров“. Кроме того, в ближайшее время туда прибудут еще 2 патрульных теплохода».

В оперативном штабе МЧС также не смогли объяснить или назвать причину того, почему затонул теплоход «Булгария», но по крайней мере нам не подтвердили информацию о том, что теплоход перевернулся.

В 19:30 из Раменского вылетит самолет Ил-76 с 30 людьми на борту — это спасатели и водолазы, которые вот будут проводить эту спасательную операцию. Также на борту самолета будет специальное водолазное и поисковое оборудование. Сейчас самого теплохода не видно — только огромное масляное пятно на поверхности воды.


Большинство пассажиров судна — жители Казани. Их родные и близкие, узнав о происшедшем, стали собираться в Казанском речном порту, куда должен был вернуться теплоход.


В Следственном комитете России сообщили, что по факту ЧП с теплоходом «Булгария» уже возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения водного транспорта и эксплуатации судов».

Источник в следственных органах сообщил ИТАР-ТАСС: «Согласно предварительным основным версиям, судно могло затонуть либо из-за того, что было слишком старым. Не исключена и версия перегрузки. Какой-либо информации о возможном столкновении судна нет».

Это уже не первое крупное кораблекрушение на реке. Всего полгода назад по вине пьяного штурмана теплоход на Амуре врезался в берег. Но более известна катастрофа теплохода «Александр Суворов». В 83-м году он среди ночи врезался в полет моста в Ульяновске. Погибли сотни людей. Тогда в ходе расследования выяснилось, что теплоход был перегружен: на нем находилось гораздо больше пассажиров, чем было заявлено.