Красные шары на проводах лэп. Что за шары висят на линиях электропередач

21.05.2022

Так и не понял, что за шары нанизаны на провода ЛЭП в том месте, где ЛЭП пересекает автомобильные дороги? Кто знает?
Видел такие штуки постоянно и именно в тех местах, где ЛЭП пересекает дорогу, справа и слева нет.
Точно не элементы дорожной инфраструктуры: датчики потока, камеры и т.д., они располагаются на специальных столбах, а не проводах.
В общем, мучаюсь вопросом до сих пор. Помогите!


Цитата:
ну и достопримечательность же Вы нашли:)) постараюсь сфотографировать их для Вас, Михаил, если не забуду:)

2Nini,
Да, именно красные или оранжевые шары. Если это для пилотов самолетов / вертолетов, то почему они нанизана в тех местах, где провода пересекают автомобильную дорогу. В остальных местах на проводах ничего нет. То есть висят они строго в том пролете проводов, который над дорогой. По-моему, сажать вертолет на автомобильную трассу нелогично, если рядом есть поле.
Версия Елены мне кажется более логичной, что это изоляторы, хотя и не уверен.


Цитата:
может и так, но однажды на автобане мы попали в "глухую и безнадежную" пробку из-за аварии, случившейся приблизительно за километр-полтора от нас. Так вот я сама видела спускающийся на трассу вертолет со спасателями, которые быстренько, если это можно так назвать, погрузили особенно тяжело раненных, чтобы доставить их в больницу. Наверное, для таких вот экстренных случаев шарики эти и висят.

Выскажу и свое скромное мнение:)
Шары на линиях электропередач - это превентивное средство от коронарных разрядов, которые создают помехи радиосигналам (радио, мобильная связь, ...) проезжающим под этими линиями автомобилям. Вообще-то эти шары вешают не только и не столько над дорогами, так как коронарные разряды, кроме обычных помех связи, приводят ещё и к потере электроэнергии. Видимо просто в Чехии приоритет именно связь.

Сколько, однако, нас, энергетиков...
Коллеги видели в Чехии, я недавно в Италии.
Задавали вопросы и людям из науки. Изначально были предположения что это метеодатчики, необходимые, в том числе, при плавке гололеда. Но вот их количество в это предположение не вписывается! Так что вопрос открыт! :-)

возможно это многофункциональные "устройства":-))) кстати если это маркеры для транспортных средств, то не для летающих (слишком низко расположены), а как раз для едущих по трассе-негабаритный автотраспорт как то контейнеры, подъемные краны и проч. где идет регулирока по высоте.Ну и фактор помех тоже не отметается.Мы такие шары видели и в Италии и в Испании везде, где ЛЭП пересекает трассу и в Германии.

ООО «ПК «Астон-Электротехника» является ведущим российским производителем заградительных авиационных шаров, соответствующих требованиям СТО ОАО «ФСК ЕЭС» 56947007-29.240.55.192-2014 «Нормы технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ» и ИКАО, «Приложение 14. Аэродромы. Том 1. Проектирование и эксплуатация аэродромов», 4-е издание, июль 2014г. и ГОСТ Р 51177-98 «Арматура линейная. Общие технические условия».

Передовые технологии, реализованные при проектировании и производстве систем предупреждения пилотов, позволяют достичь максимальной эффективности как с точки зрения визуальной информативности, так и с позиции технологичности при монтаже и эксплуатации.

Уникальная разработка авиационных маркеров российского производителя является результатом творческих усилий инженеров и технических специалистов ООО «ПК «Астон-Электротехника», практической реализацией внедрения программ импортозамещения.

Описание
Авиационные заградительные шары-маркеры служат для маркировки высоковольтных проводов с целью визуального предупреждения пилотов гражданской и военной авиации о наличии линий электропередач, в особенности, проходящих через водные препятствия и ущелья. Авиационные заградительные шары для ВЛ отчетливо видны на фоне любой местности.

Шар-маркер изготовлен из армированного стекловолокном пластика и покрыт специальным составом, защищающим от ультрафиолета и выцветания.

Авиационные маркеры для ЛЭП выпускаются в белом, красном и оранжевом исполнении. Заградительные шары располагаются на самом высоком проводе (тросе) воздушной линии и устанавливаются по чередующейся цветовой схеме из белых и красных либо белых и оранжевых шаров, что обеспечивает их наилучшую видимость.

Преимущества
Пластик, армированный стекловолокном, — высокопрочный материал, стойкий к различным атмосферным явлениям и перепадам температур. Климатическое исполнение соответствует УХЛ1.
Зажимы креплений изготовлены из коррозионностойкого материала.
Размеры проводных зажимов подходят для проводов ЛЭП и тросов всех существующих диаметров.
Отверстия для слива воды предотвращают накопление конденсата внутри шаров.
Конструктивные особенности комплектующих снижают стоимость транспортировки шаров в разобранном виде.
Специально разработанный спиральный протектор, на который устанавливается шар, обеспечивает защиту и сохранность провода (троса).
Шары-маркеры не требуют обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации.

Применение
Вантовые тросы, поддерживающие мачты с оттяжками.
Магистральные ВЛ.
Распределительные сети.

С 1 ноября 2010 года в России разрешены полеты малой авиации класса G, не требующие разрешения, нужно только уведомить органы управления воздушным движением. Верхняя граница для воздушного пространства класса G зависит от региона и варьируется от 300 м (Ростовская область) до 4500 м (субъекты федерации, расположенные в восточной части Сибири). Из-за малой высоты полетов и отсутствия диспетчерского разрешения встает необходимость маркировать воздушные линии связи и ЛЭП в зонах полетов малой авиации. Рекомендация по такой маркировке внесена в стандарт ПАО «Россети» СТО 34.01-21.1-001-2017 «Распределительные электрические сети напряжением 0,4-110 кВ. Требования к технологическому проектированию». Различают дневную маркировку (маркер не светится, а только отражает свет) и светоограждение (маркер сам излучает свет). В данной статье мы будем вести речь только о дневной маркировке. Предназначенные для нее устройства называются «сигнальные шары-маркеры» и обозначаются аббревиатурой СШМ.

Стандарт ПАО «Россети» СТО 34.01-2.2-016-2016 «Маркеры для воздушных линий электропередачи. Маркировка опор и пролетов ВЛ» устанавливает следующее требования по маркировке ЛЭП напряжением 35 кВ и выше, проходящих вблизи взлетно-посадочных полос: «Дневную маркировку (окраску), СШМ и светоограждение должны иметь элементы и конструкции воздушных линий вблизи аэродрома или вертодрома, выступающие за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ». Также, вне зависимости от размещения относительно аэродрома, дневную маркировку (окраску), СШМ и светоограждение должны иметь опоры воздушных линий высотой 100 м и более.

СШМ и светоограждение на ЛЭП с напряжением 35 кВ и выше также должны быть, вне зависимости от расположения линии относительно аэродрома, на переходах через озера и судоходные реки, а также при пересечении автомобильных дорог IА, IБ, IВ. При этом СШМ и светоограждение устанавливаются не только на грозозащитные, но и на фазные провода (если этих проводов несколько и они расположены в одной плоскости, помечают только крайние провода). В ряде случаев допускается установка только СШМ без светоограждения, данные варианты перечислены в СТО 34.01-2.2-016-2016. Например, вполне можно обойтись только СШМ, если в данном районе из малой авиации заведомо летают только самолеты, которые выполняют авиационно-химические работы в сельском хозяйстве, ведь такие работы производятся в светлое время суток. Также указанный стандарт описывает принципы размещения СШМ на проводах.

СШМ могут быть белого, красного и оранжевого цвета. В том случае, если на самом высоком уровне в ЛЭП находится более одного провода, применяется чередование маркеров двух цветов — красного и белого или красного и оранжевого. Выбор между красным и оранжевым цветом делается исходя из того, какой из указанных цветов будет наиболее заметен на фоне окружающего пейзажа. Согласно действующим российским нормам, СШМ, используемые в зоне полетов малой авиации, при пересечении дорог и водных преград, должны иметь однотонную расцветку. Тем не менее, в продаже можно встретить и СШМ, раскрашенные в два цвета, как правило, это комбинация белого и красного или белого и оранжевого. В России такие маркеры применяются там, где не летает малая авиация, но происходит массовая миграция птиц. Маркеры яркой двухцветной раскраски отпугивают птиц, не позволяя им получать травмы от столкновения с проводами.

На первый взгляд, что может быть проще — шар, выкрашенный в определенный цвет и снабженный креплениями к проводу? Но на самом деле, СШМ — настоящий продукт высоких технологий!

Начнем с того, что СШМ должен совмещать в себе прочность, малый вес и устойчивость к воздействию дождя. При этом СШМ изготавливается обязательно из диэлектрического металла, в противном случае будет возрастать емкость между проводником и землей. Для предотвращения растрескивания и выцветания шар покрывают специальным составом, защищающим пластмассу от воздействия ультрафиолетовых лучей, либо используют присадки к материалу, защищающие от действия ультрафиолета.

Материал, из которого изготавливается крепеж, не должен вызывать электрохимической коррозии при контакте с проводом, на который установлен. Напомним, что в современных воздушных ЛЭП применяются провода из алюминия, либо из алюминия и стали: внутри находится стальной трос, оплетенный алюминиевой проволокой. Соответственно, не должна возникать электрохимическая коррозия при контакте крепежа с алюминием.

Должен ли СШМ быть полностью герметичным? Оказывается, нет. При эксплуатации СШМ в широких пределах меняется температура окружающей среды. При снижении температуры воздух сжимается, и через небольшие трещины или неплотности внутрь засасывается влага. Внутри шара на донышке скапливается влага, которая оттуда практически не удаляется. Масса маркера увеличивается, что может привести к растяжению и даже обрыву проводов. При наступлении морозов образовавшийся лед может деформировать маркер. Вот почему в СШМ должны быть предусмотрены дренажные отверстия в количестве не менее двух.

И, конечно, СШМ должен выполнять свою главную функцию, а, именно, быть хорошо видным издалека. Шар должен быть различим на расстоянии не менее 1000 м в воздухе и 300 м с земли.

Перечисленным требованиям полностью соответствуют, например, . Эти маркеры можно использовать на воздушных линиях и ЛЭП напряжением от 35 кВ до 1000 кВ. Дальность наблюдения — не менее 1200 м. Выпускаются в двух вариантах — диаметром 600 мм и 800 мм. Благодаря применению в качестве материала для корпуса полиэстера, армированного стекловолокном, масса шара составляет 6,9 и 9,0 кг соответственно. Толщины стенок 3 мм для используемого материала вполне достаточно, чтобы обеспечить необходимую прочность. Но, если СШМ планируется использовать в сложных условиях, прочность маркера можно повысить, установив в него специальные армирующие стержни (приобретаются дополнительно).

Сигнальные шары-маркеры RedDot OMARK в разных цветовых вариантах

Доступны следующие варианты расцветки: оранжевый, красный, белый, оранжево-белый, красно-белый. Опционально можно установить на СШМ отражающую ленту.

Отдельно следует отметить кабельный зажим, конструкция которого обеспечивает надежную фиксацию на проводе. Зажим выполнен из алюминиевого сплава, но болты, шайбы и гайки сделаны из нержавеющей стали, так как они не соприкасаются с проводом и не создают для него угрозу коррозии. Данную модель СШМ можно крепить на провода диаметром от 6,5 до 55 мм. Столь широкий диапазон диаметров проводов является важным преимуществом RedDot OMARK — у ближайшего конкурента ширина этого диапазона почти в два раза меньше. Какое это имеет практическое значение? Если ваша компания строит или обслуживает ЛЭП с самыми различными видами, не нужно приобретать СШМ для различных диаметров, достаточно иметь на складе только одну модель, которую можно установить практически на любые провода, массово используемые на ЛЭП.

Проблема хранения и перевозки также упрощается благодаря особой конструкции маркера. В разобранном виде маркеры компактно складываются один в другой, экономя место на складе, а также уменьшая необходимое количество рейсов грузовой машины для доставки.

Для многих этот вопрос долгие годы остается загадкой. Существует множество предположений и догадок.
Пугало для птиц. Внутри большого шара размещаются маленькие. В тот момент, когда птица садится на провод, он вибрирует, и шарики как погремушки издают отпугивающий звук. Птицы улетают.
Нычки электриков для хранения заначек. У каждого электрика своя. Так сказать, личный сейф, защищенный высоким напряжением.Трансформатор молний. Молния попадает в шар и превращается в электричество. Зимой такой трансформатор значительно облегчает работу электростанций.
В летние солнечные дни провод нагревается и растягивается под собственным весом. В шарах находится высокотехнологичное устройство регулирующее натяжение провода.
Шар – якорь. Гасит раскачивание проводов в ветреную погоду. Тем самым защищает линию от замыкания.
Шар – соединение. Используется для соединения двух частей кабеля.

Улыбнулись? А все эти версии были озвучены «знатоками», которые хотели блеснуть своими познаниями.

На самом деле все куда проще: это маркеры проводов. Они бывают разных размеров, обычно красного или оранжевого цвета. Используются для того, чтобы провод сделать видимым. Устанавливаются вблизи дорог, полей, водоемов и аэропортов.

Эти шары–маркеры позволяют птицам и пилотам судов малой авиации (низко летающим самолетам и вертолётам) заметить провода на безопасном расстоянии и не столкнуться с ними.

Фото —